Никольско-Рождественская церковь Новозыбковский район Брянской области
Церковь Рождественско-Никольская. Новозыбков. 1782 г.
Церковь Рождественско-Никольская (староверческая) С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.
В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.
В «Истории русского искусства» ИЗ. Грабаря Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.
На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).
Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.
Клинцовскйе церкви поверх четверика - основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диагональные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.
Рождественско-Никольский
Церковь Рождественско-Никольская. Новозыбков. 1782 г.
В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой высотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.
Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) придают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.
В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической переработки их на согласный общему решению архитектуры лад.
Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом самобытной ветви культового строительства старообрядцев.
Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сделать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с появлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат композиционным ориентиром центра города.
Внушительны размеры церкви: по поперечнику - 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо трапезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное помещение, справа - лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы - северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.
Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом - сомкнутый шестнадцатилопастный свод, над главным залом - купол. Кровли - железные.
В объемно-пространственной композиции при высотном превосходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.
Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей композиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архитектуры здания.
Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.
Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.
Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.
Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.
По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.
Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично направляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы - глухого восьмерика пятого яруса - переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков - подобных собою архитектурных форм - создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими размерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впечатляющей художественной силы.
Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» - надо думать это произведения весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится большая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.
Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове - оригинальный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непреходящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле
Никольско-Рождественская церковь расположенная у р. Зыбкая в глубине участка на углу Набережной и Первомайской улиц, строилась с 1774 то 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено.
Никольско-Рождественская церковь
Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.
Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике.
Росписи на сводах и парусах выпол нены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв.
Брянская область, город Новозыбков, церковь Никольско-Рождественская.
Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном — эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).
В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени — а это была эпоха классицизма — им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.
Кроме главного входа в храм с запада подкулоль-ный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь иет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой).
В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.
Еще один деревянный старообрядческий храм находится на Набережной – это Никольская церковь. Она принадлежит к Белокриницкому согласию. Храму уже более 200 лет.
Никольско-Рождественская церковь
Картина. А. Мысливченко. Никольско-Рождественская церковь
Одна из старейших церквей Новозыбкова - деревянная Никольско-Рождественская церковь. На открытке видны не сохранившиеся ограда и часы на колокольне.
Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Это один из своеобразных деревянных храмов Брянской области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры, с кружной величественной четырехъярусной колокольней, с оригинальной двухъярусной композицией, имитирующей базиликальную структуру.
Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный, и Рожества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа.
Сотрудники краеведческого отдела библиотеки провели обзорную экскурсию по городу, рассказали историю его основания, поведали о знаменитых земляках, историческом, культурном и архитектурном наследии города. Новозыбков до сих пор остается центром старообрядчества на Брянщине, а потому, познакомившись с главными достопримечательностями города, участники поездки направились в древнейший старообрядческий храм Новозыбкова — Рождественско-Никольский, построенный в 1782 г. на средства купца Осипова. Храм является памятником деревянного зодчества, выполнен в стиле позднего классицизма, однако, в настоящее время нуждается в помощи.
Никольско-Рождественская церковь
Расположена в центральной части города, у реки Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей
Года постройки: 1774-1782. Затем заново перестроена в 1818 году.
Храм относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Рядом с храмом - каменная часовня-каплица, где до 1941 года находилась икона Одигитрия.
Церковь двупрестольная: Николая-Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы