Усадьба Романовых
Брасовское имение Великого князя Михаила Александровича в фонде заслуженного архитектора России Василия Николаевича Городкова
Брасовское имение князей Апраксиных, а затем, Великого князя Михаила Александровича оказалось в центре внимания архитектора Василия Николаевича Городкова в начале 1970-х годов. Усадебные комплексы последней четверти XVIII - начала XX вв. в селе Брасово и поселке Локоть к этому времени уже нуждались в системном обследовании и описании. В.Н.Городков провел большую исследовательскую работу, материалы по которой и представлены на настоящей выставке, а именно:
- историко-архитектурная справка по основным постройкам усадьбы Апраксиных в селе Брасово и усадьбы Великого князя Михаила Александровича в поселке Локоть (рукопись);
- общий план усадьбы Апраксиных в селе Брасово;
- фотографии и планы построек в селе Брасово и поселке Локоть, сделанные с 1970 по 1972 гг., и планы к ним;
- рукопись статьи В.Н.Городкова о художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском, создавшем серию картин с интерьерами Локотской усадьбы и окрестными пейзажами в период с 1908 по 1912 гг. На выставке представлены некоторые из его произведений.
Усадьба Романовых (п. Локоть)
Брасово впервые упоминается в 1496 г. История усадьбы уходит в далекий XVII век. Петром I брасовские земли, и в их числе Локоть, были подарены А.И. Ушакову, от которого это огромное комарицкое поместье перешло к П.Г. Чернышеву, а от последнего - к В.Б.Голицыну. С приданым дочери Екатерины Голицыной поместье получил сын генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина смоленский генерал-губернатор С.С.Апраксин. С тех пор брасовское поместье стало родовой вотчиной Апраксиных и носило название "Апраксино".
Красота Локотского парка нашла своего живописца. Лучшие годы творчества художника-пейзажиста, академика живописи Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) связаны с Локтем и его окрестностями. В 1908-1912 годах художник неоднократно посещал Локоть, подолгу жил в нем в разные времена года. Им написан ряд картин, вошедших в золотой фонд русской пейзажной живописи начала XX века. Среди них картины, навеянные красотой парка и окружающей брасовской природой. Некоторые картины написаны непосредственно в Локте, иные на этюдном материале, собранном здесь, и по впечатлениям, оставшимся от общения с природой этих мест.
Расположена в центре села, которое в настоящее время является районным центром; занимает холмистый участок по соседству с лесом, с которым смыкается ее парк. Возникла на рубеже 18-19 веков, перенесена сюда владельцем С.С. Апраксиным из соседнего села Брасова после крестьянского восстания 1796-97 годов. В середине 19 века продана орловским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником В.В. Апраксиным в Департамент уделов; с 1882 года находилась во владении великих князей Романовых.
*********************
ЛОКОТЬ
УСАДЬБА РОМАНОВЫХ, поел. треть 19 в.
Расположена в центре села, которое в настоящее время является районным центром; занимает холмистый участок по соседству с лесом, с которым смыкается ее парк. Возникла на рубеже 18-19 вв., перенесена сюда владельцем ОС. Апраксиным из соседнего с. Брасо-ва после крестьянского восстания 1796-97 гг. В сер. 19 в. продана орловским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником В.В. Апраксиным в Департамент уделов; с 1870-х гг. находилась во владении великих князей Романовых: сначала Георгия Александровича, а затем его брата Михаила Александровича.
В 1870-90-х гг. создается большой усадебный комплекс, превращенный в образцовое по хозяйственному устройству имение. Он состоял из огромного террасного парка с несколькими прудами и системой аллей, а также двух деревянных построек — большого усадебного дома-дворца и т.н. дома архитектора. Обширная хозяйственная часть включала конный завод с двором, маслобойню, два винокуренных завода, восемь мельниц, лесопильню и льнообде-лочную мастерскую. В нач. 20 в. сооружены еще несколько зданий конного завода. К настоящему времени сохранились дом архитектора, ряд построек конного и винокуренного заводов, а также отдельные аллеи парка. Несмотря на утрату ряда сооружений, это один из немногих сохранившихся на Брян-щине усадебных комплексов периода эклектики поел, трети 19 в., включающий характерную для имений этого времени развитую хозяйственную часть.
Основу планировки усадьбы составлял обширный парк с геометрическичеткой системой построения, определявшейся двумя взаимно перпендикулярными парковыми аллеями. Главная, длинная березовая аллея (ныне улица села) шла от дома-дворца к железнодорожной станции Брасово. Другая, липовая аллея вела в юго-западную часть парка к конному заводу и далее к винокуренному. Ведущую роль в комплексе играл двухэтажный дворец с двумя полукруглыми пандусами, охватывающими площадку перед ним с круглым фонтаном в центре (здание сгорело во время Великой Отечественной войны). От дома ступенями террас территория спускалась к нижнему парку с развитой системой прудов, ныне в основном заросших. На большой поляне стоит дом архитектора. обращенный фасадом к одному из прудов. В парке, состоявшем- из местных пород деревьев и кустарника, выделялись немногочисленные экзотические растения; в его состав были включены также отдельные участки естественного леса.
Усадьба связана с именем художника Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944), видного пейзажиста, ученика И.И. Левитана. Сюда в середине августа 1916 г. художник приехал по приглашению графини Н.С. Брасовой, с которой он познакомился в 1913 г.
Среди полотен Жуковского видное место занимают интерьеры имения Брасово. В усадьбе написаны картины "Большая гостиная в Брасове", "Гостиная в Брасове", "Комната в имении Брасово", "Малая гостиная в имении Брасово".
Дом архитектора. Построен из бревен на кирпичном цоколе и обшит тесом. Характерная для кон. 19 в. усадебная жилая постройка, в архитектуре которой сочетаются влияния классицизма и народного зодчества. Небольшое одноэтажное здание, прямоугольное в плане, с вальмовои кровлей. В центре главного фасада расположена открытая терраса с входной лестницей и двумя столбиками по краям, поддерживающими фронтон.
Фасады дома имеют различную тесовую обшивку: вертикальную внизу, над цоколем, и горизонтальную в остальных частях. Накладные резные пилястры расположены по углам и в местах перерубов. Столбы террасы имеют капители, в завершении стен и фронтона -сильно вынесенный карниз с резными деталями. Большие прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с сандриками.
Внутри дома шесть комнат, соединенных коридором. Стены всюду оштукатурены.
Конный завод. Возведен в поел, трети 19 - нач. 20 в., состоит из конного двора, двух служебных построек и заводоуправления. Здания кирпичные, частично оштукатуренные и побеленные или побеленные непосредственно по кладке. Во время Великой Отечественной войны пострадали; при восстановлении конного двора угловые объемы и завершения ворот понижены. Единственный сохранившийся в области усадебный хозяйственный комплекс этого времени, выполненный в духе раннего классицизма.
Главным сооружением завода является конный двор, построенный в 1870-х гг. и дополненный в 1890-х гг. внутренним поперечным корпусом, который разделил его на две равные части. Обширная по размерам постройка образует в плане вытянутое каре с двумя большими прямоугольными внутренними дворами и со скругленными внешними углами. Поставленные по периметру одноэтажные низкие корпуса имеют двускатные кровли, над которыми возвышаются скругленные угловые объемы в два этажа.
Гладкие стены одноэтажных корпусов расчленены лишь часто расположенными оконными проемами в рамочных наличниках. В центре протяженных сторон двора устроены въездные ворота, в центре коротких - сквозные проезды с арочной перемычкой на фасадах,. фланкированные пилястрами. Фасады угловых частей украшены узкими лопатками по сторонам окон.
Внутри корпусов проходит коридор со стойлами для лошадей по обе стороны. Во втором этаже угловых корпусов находятся конторские помещения.
Два служебных здания сооружены в 1903 г., как указывает дата во фронтоне одного из корпусов. Это одноэтажные постройки, имеющие вторые этажи только над одной из частей. У более протяженного прямоугольного в плане здания с двужкатной кровлей надстройка в виде сдвинутого с центра трехоконного мезонина, перекрытого также на два ската с фронтонами. Второе здание в плане П-образное, с неодинаковыми крыльями и двускатными крышами: более крупное левое крыло в три оконных оси двухэтажное, меньшее правое с одним окном одноэтажное.
Оба здания имеют цоколь, углы охвачены широкими лопатками, в завершении этажей упрощенный антаблемент. В тимпанах фронтонов надстроек помещены круглые проемы с рамкой по краю. Окна с лучковыми перемычками (большинство переделано в прямоугольные или растесано) частично сохранили рамочные наличники.
К рубежу 19-20 вв. относится заводоуправление, в отличие от остальных построек выполненное в нарядном кирпичном стиле. Его двухэтажный прямоугольный в плане объем в семь окон по продольным фасадам и в два по торцам завершен вальмовои кровлей. На углах и в межоконных простенках размещены рустованные пилястры, наложенные на выступы стен. Нижний этаж завершен упрощенным антаблементом, верхний -простым карнизом, раскрепованным над пилястрами.
Винокуренный завод. Сооружен в 1894 г. (дата на фасаде одного из корпусов) из кирпича и побелен по кладке. В настоящее время его здания сильно перестроены; лучше других сохранились три основных корпуса, стоящие вдоль внутреннего проезда. Это характерные для кон. 19 в. промышленные постройки в кирпичном стиле, отличающиеся своеобразной объемной композицией.
Крупный протяженный главный корпус в два этажа, в плане прямоугольный. имеет пересекающие его поперек две повышенные части, перекрытые на два ската.
Россия, 1902, с. 554; Материалы... 1977, с. 35-37; Горелов, с. 148-150, 253-254; Городков. 1983, с. 88-95