БРЯНСК НЕ РУГАЙТЕ РЕБЁНКА ЗА «ДВОЙКИ» В СЕНТЯБРЕ
Школьные будни после летних каникул даются детям непросто. Погрузившись в активную учебу без «переходного периода», ребенок может заполучить не только стресс, но и нервное расстройство, что негативно скажется на его здоровье.
Первого сентября десятилетний Миша пошел в четвертый класс. Разумеется, ребенок был рад встрече со школьными товарищами, которые за лето выросли и окрепли. На то, чтобы вдоволь наговориться с одноклассниками, ему хватило всего недели. Обмен впечатлениями закончился, зато начались суровые учебные будни - повторение предыдущего материала и объемные домашние задания. Родители считали, что Миша недостаточно хорошо вспоминает ранее пройденный материал, и старались заниматься с ним дома дополнительно. Кончились все эти благие начинания затяжной болезнью мальчика, из-за которой он пропустил почти месяц учебы.
Сначала у Миши от переутомления наступила апатия к учебе, наблюдалась постоянная усталость и снизился иммунитет. Осенний сезон, богатый на вирусы, сделал свое дело. Миша подхватил ОРВИ, а затем осложнение в виде бронхита. С ним-то школьник и пролежал месяц дома. Психолог, к которому отвели ребенка после выздоровления, поставил свой диагноз и посоветовал родителям снизить «заботу» в части образования школьника. Специалист отметил, что подобными благими родительскими намерениями можно совершенно отбить у ребенка охоту к учебе.
По словам кандидата психологических наук Татьяны БОРИСОВОЙ, заставлять ребенка активно учиться с первых школьных дней после трехмесячных каникул категорически нельзя. Взрослые люди втягиваются в работу после отдыха тоже не моментально, на это им требуется до недели времени. Что уж туг говорить о детях, которые три месяца отдыхали, а потом с первого дня занятий под контролем взрослых начинают вгрызаться в новый материал...
ПРОБЛЕМА. Как правильно распланировать первый месяц обучения, чтобы не переутомить ученика?
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА. «Хорошо, конечно, начать «тренировки» перед школьной учебой с двух последних недель августа, - говорит Татьяна БОРИСОВА. - Если вам этого не удалось, не страшно. Самое главное, с первых дней сентября не «брать высоту», давая ребенку возможность постепенно адаптироваться к рабочим будням, которые продлятся несколько месяцев. Совет первый - не заниматься дома дополнительно, вполне достаточно домашних заданий. Кстати, если ваш учитель будет давать детям щадящие задания на дом, то можете быть уверены, что вам повезло с педагогом. После продолжительного каникулярного отдыха школьник будет быстро утомляться, будто с непривычки, поэтому лучше всего делать перерывы в процессе самоподготовки.
Совет второй - больше прогулок. Свежий воздух поможет быстро восстановиться и прибавит энергии. Поэтому в первый школьный месяц необходимо уделять прогулкам достаточно внимания и времени.
Совет третий - лучше подождать с дополнительными нагрузками, будь то кружки или спорт. Конечно, между игрой в футбол и музыкальной школой разница существует, но и то и другое лучше отложить на середину или конец сентября. Как только школьник войдет в учебный ритм и адаптируется, можно будет подумать о дополнительных секциях.
Совет четвертый - сбалансированное питание. Этот вопрос очень важен, учитывая, что завтракает (а зачастую и обедает) ребенок в школе. Необходимо следить, чтобы школьник в достаточном количестве получал важные для его жизнедеятельности витамины и микроэлементы благодаря правильно подобранному рациону. Поэтому старайтесь чаще есть фрукты и овощи, не забывать про белки и углеводы.
ПРОБЛЕМА. Учащийся получает плохие оценки. Его адаптация к школе после летних каникул проходит с трудом.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА. «Ситуация поправимая и никакого криминала в ней нет, - считает Татьяна БОРИСОВА. - Постарайтесь не ругать и не наказывать, иначе, наоборот, все еще больше усугубится. Сдерживайте себя и весь сентябрь не произносите такие фразы, как: «Ну, какие у нас сегодня оценки?», «Почему ты так слабо учишься?», «Сколько можно получать двойки?» и т.д.
Помните, что наказывать школьника за плохую отметку необходимо сразу после ее получения, но, как правило, родители такой возможности не имеют. Если же закатить истерику уже «постфактум», то в голове у малыша автоматически отложится не вина за «неуд», а то, что предшествовало скандалу, - просмотр дневника, честный ответ на заданный вопрос и т.д. Толку от такого наказания не будет, а эффект получите обратный. На фоне всех переживаний, связанных с начавшимся учебным годом, ребенок может начать скрывать оценки, врать и прогуливать. Вообще, школьнику на «разогрев» дается целая первая четверть, к концу которой как раз и можно проверить его знания. И если многое из того, что необходимо было запомнить, не удержалось в его памяти, возобновляйте дополнительные занятия». ПРОБЛЕМА. После начала учебы ребенок плохо спит, стал нервным и раздражительным.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА. «Это значит, что переутомление все-таки имеет место, - говорит Татьяна БОРИСОВА. - Срочно принимайте меры. Если ситуация тревожная, лучше оставьте школьника на неделю дома и постарайтесь самостоятельно догнать программу. Еще один важный момент - реакция учителя на неуспеваемость вашего ребенка. Она вполне может быть неадекватной, что, в свою очередь, вызовет у него нервное потрясение. Уточните, все ли хорошо в школе, и только тогда принимайте меры.