Брянщина ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1928-1932 гг.)
Первый пятилетний план ставил своей целью переход к перспективному планированию развития экономики страны. Его разработка началась в декабре 1927 года.
Госплан и ВСНХ СССР на основе директив съезда приступили к разработке контрольных заданий 1-й пятилетки. Пятый Всесоюзный съезд Советов в мае 1929 года принял план пятилетнего развития в качестве закона.
Перспективы открывались перед промышленностью Брянщины. Валовая промышленная продукция за пятилетие должна была возрасти на 88%. Основной ее прирост планировалось обеспечить за счет первоочередного развития предприятий тяжелой индустрии.
Сюда направлялось более 69 млн. рублей из 92 млн. руб., вкладываемых в государственную промышленность Брянской губернии. Выпуск паровозов должен был увеличиться в 1,5 раза, большегрузных вагонов - в 3,5 раза, стекла - в 2 раза, спичек - в 1,5 раза.
На заводе «Красный Профинтерн» планировалось увеличить объем производства в 3,5 раза. Для это намечали почти полное обновление основного капитала, оснащение цехов новейшей техникой. За годы пятилетки здесь было установлено около 1000 новых станков.
Брянский цементный завод для реконструкции и нового строительства получал 5,5 млн. руб. Уже в первый год пятилетки предусматривалось сдать в эксплуатацию новую, седьмую вращающуюся печь, а в 1930/1931 годы — восьмую и девятую печи. К концу пятилетки ежегодную выработку цемента планировалось довести до 2 млн. тонн.
На шиферном заводе предстояло установить два новых агрегата, что позволяло довести мощность предприятия до 12 млн. плиток в год.
Электрификация промышленности продолжалась.
На Брянской ГРЭС построили главное машинное здание (1929г.). В
- году запустили два турбогенератора по 11 тыс. киловатт и уже в декабре
- года Брянская ГРЭС заработала на полную мощность.
Это была первая в мире электростанция, работавшая на фрезерном топливе при камерном сгорании. И первая в России, полностью укомплектованная отечественным оборудованием. Кроме нее, были построены Клинцовская и Суражская ТЭЦ.
В годы первой пятилетки были реконструированы Ивотской и Бытошский заводы, Клинцовские фабрики. Вступил в строй Полпинский фосфоритный завод.
Чернятинский стекольный завод после реконструкции к 1931 году имел многие механизированные производственные процессы. Это обеспечивало 11 автоматов.
Любохонский чугунолитейный завод в 1932 году закончил коренную реконструкцию. С этого времени предприятие специализировалось на выпуске радиаторов.
Новозыбковская фабрика «Волна революции», оснащенная 12 спичечными автоматами, стала одной из крупнейших в стране и вместе со злынковской фабрикой «Ревпуть» стали выпускать более четверти всего
производства спичек в РСФСР.
Брянский шиферный завод за 1931 год увеличил выпуск продукции на 83%.
Железнодорожная сеть Брянщины в 30-е годы завершила свое создание. Резкий рост объема грузовых перевозок потребовал замены двухосных товарных вагонов на четырехосные. На линии вышли сверхмощные паровозы «Феликс Дзержинский» («ФД») и «Иосиф Сталин» («ИС»). Был увеличен выпуск железнодорожной продукции.
Машиностроительный завод «Красный Профинтерн» выпускал сварные цистерны, подъемные краны большой грузоподъемности, молоты, плуги, жатки и другую продукцию.
Завод наладил поточное производство большегрузных изотермических вагонов и четырёхосных хопперов, импортировавшихся ранее из-за границы. Был освоен выпуск большегрузных цистерн и платформ с кранами оригинальной конструкции.
Каждые два часа из цеха выходил вагон. Пятилетку завод выполнил за 4 года, объем производства возрос в 3,5 раза, а выработка на одного рабочего - в 2,5 раза. К концу пятилетки выделилась и основная специализация предприятия.
С 1929 по 1932 годы завод "Красный Профинтерн" выпустил 3.000 изотермических вагонов, тем самым полностью ликвидировав необходимость закупать их в Латвии.
В 1932 году на предприятии освоили производство нержавеющей стали и большегрузных вагонов.
Рост объема грузовых перевозок в годы индустриализации требовал замены двухосных грузовых вагонов на четырехосные. Впервые в мире для изготовления главных рам вагонов на заводе была применена сварка. К 1940 году паровозы почти полностью стали изготавливаться с помощью сварки, чего также не было еще в других странах мира.
Выпуск транспорта для военной индустрии продолжался. Опыт строительства бронепоездов в годы гражданской войны и иностранной интервенции был успешно использован при освоении выпуска мотоброневагонов, который начался в 1932 году.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны завод был главной базой по строительству бронепоездов и бронеплощадок в СССР.
В первые годы пятилетки завод "Красный Профинтерн", как и раньше, кроме уже традиционных паровозов и вагонов, выпускал самую различную продукцию: пневматические молоты, краны, плуги и жатки, бурильное и холодильное оборудование. Вагоны и паровозы, к концу 1-й пятилетки, в общем объеме заводского производства заняли 90%.
В 1932 году предприятие выпустило 2350 вагонов, в то время как за 1928-1931 годы вышло всего 1417 вагонов.
В 1932 году завод обеспечивал 40% общесоюзного производства вагонов и более 15% паровозов.
Соревнование организовывали партийные, профсоюзные, комсомольские организации в различных формах.
Формы соревнования - движение ударных бригад, а также бригад образцовой продукции, движение за добровольное повышение норм выработки, хозрасчетных бригад, смотры предприятий, проведение Дня ударника, движение за добровольное повышение норм выработки, за встречный промфинплан, за внедрение хозрасчета в бригады и многие, многие другие. Соревнование шло между отдельными заводами и фабриками, бригадами и звеньями, между рабочими.
Ударники и ударные бригады появились в Москве, Ленинграде, Луганске, Свердловске, Иванове, Ростове и других городах страны. Сотни ударных бригад и смен появились и на предприятиях Брянщины.
На «Красном Профинтерне» к концу 1929 года их насчитывалось 150, на заводе Урицкого — 55, на Брянском механическом заводе - 31. Десятки ударных бригад действовали на предприятиях Клинцов.
29—30 ноября 1929 года в Брянске состоялась окружная конференция ударных бригад. Коллектив Ивотского стекольного завода в своем рапорте докладывал конференции о том, что производственную программу 1928— 1929 годов он выполнил на 107,5%, что в этом немалая заслуга принадлежит
69 ударным бригадам, работающим на заводе. Подобные рапорты направили
коллективы других предприятий.
Для поощрения предприятий и их работников совмещалось материальное и моральное стимулирование.
Индустриализация требовала новых грамотных кадров. Причем, в стране, где преобладало сельское население, которое в своей массе было неграмотным.
Ликвидации неграмотности населения, создание системы народного образования (школа, фабрично-заводское училище, техникум, высшее учебное заведение), научных учреждений (Академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтов), подготовка отечественных инженерных кадров, а также создание системы учреждений культуры (от заводских клубов и Дворцов до театров и филармоний), создание Союзов писателей, художников, театральных деятелей и т.п. - такова была программа культурной революции в СССР.
Расширялась сеть общеобразовательных школ, открывались курсы ликбеза и всеобуча. На базе заводов открывались школы ФЗУ, рабфаки, техникумы, вузы и втузы. Система образования стала неразрывной частью развивающейся социальной сферы.
До 1917 года на Брянщине не было ни одного высшего учебного заведения и научного учреждения. Действовало пять средних специальных учебных заведений с контингентом обучающихся в 1914/15 учебном году 932 человек, а также семнадцать средних школ типа гимназий. По переписи 1897 года на территории нынешней области из 1.257.153 жителей неграмотных было более миллиона.
В 1926 году во исполнение постановления ВЦИК и СНК РСФСР "О введении в РСФСР всеобщего начального образования и построения школьной сети", по данным Всесоюзной переписи населения, удалось повысить грамотность городского населения Брянской губернии до 66%, а сельского - до 36,7%.
Уже в 1925-1926 учебном году в Брянской губернии действовало 837 школ, в которых обучалось 67594 детей, 12 техникумов, 9 школ ФЗУ.
Самый крупный машиностроительный завод Брянщины - «Красный Профинтерн» выступил инициатором создания рабфака, техникума и вуза.
Уже в 1925-1926 учебном году в Брянской губернии действовало 837 школ, в которых обучалось 67594 детей, 12 техникумов, 9 школ ФЗУ.
Самый крупный машиностроительный завод Брянщины - «Красный Профинтерн» выступил инициатором создания рабфака, техникума и вуза.
Бежицкий машиностроительный институт (ныне Брянский государственный технический университет - БГТУ), открытый в 1929 году и Бежицкий рабфак (организованный в 1922 г.) возглавил (по совместительству) инженер завода «Красный Профинтерн» Г.С. Дибнер.
"Красный Профинтерн" построил Дворец Культуры, открыл детскую поликлинику (на то время лучшую в России). В городе заработала фабрика-кухня и хлебозавод, открылся двухзальный кинотеатр, началась радиотрансляция... Рабочий поселок стал крупным промышленным городом.
В 1930 году в Брянске открылся Лесной институт (ныне это Брянская государственная инженерно-технологическая академия (БГИТА), в Новозыбкове - учительский (который с 1979 года находится в Брянске - ныне это Брянский государственный университет (БГУ). Были открыты Дятьковский техникум и другие учебные заведения.
Первая пятилетка была выполнена досрочно многими коллективами предприятий Брянщины.
В 1932 году было изготовлено спичек 1282 тысячи ящиков против 818 тысяч в 1913 году и 985 тысяч в 1928 году, тканей — 4,8 миллиона погонных метров против 4,4 миллиона в 1913 году и 3,7 миллиона в 1928 году, обуви — 419 тысяч пар против 21 тысячи в 1913 году и 106 тысяч в 1928 году. Страна получила также тысячи вагонов, сотни паровозов, миллионы квадратных метров стекла и много другой продукции.
За первую пятилетку в целом объем производства на Брянщине увеличился в 2,2 раза и составил 320% к уровню 1913 года. При этом выпуск продукции машиностроения возрос в 2,6 раза, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности — в 2,1 раза, легкой — в 2,2 раза, пищевой — в 3,9 раза.
Усилилась роль и значение Брянщины, как крупного промышленного центра страны.
За годы первой пятилетки в СССР вступило в строй 1500 новых крупных промышленных предприятий, впервые были организованы такие отрасли, как автомобильная, авиационная и тракторная промышленность, станкостроение и приборостроение, новые производства в химической, металлургической и других отраслях тяжелой индустрии.
Если в 1928 году продукция промышленности составляла 51,5%, а сельского хозяйства — 48,5%, то в 1932 году соответственно 70,2% и 29,8%. На карте мира рождалась новая передовая индустриальная держава.