Страницапародия

        В Росси строится пародия на капитализм

Европейский капитализм сохраняет границы приличий. Бо­леет, спотыкается, но идёт впе­рёд. Оттачивает оптимальное сочетание капиталистического производства, буржуазной систе­мы управления, римского права и новомодных прав человека.

В Европе строится капитализм с человеческим, отчасти даже с социалистическим, лицом. Совсем не тот, который описывали Диккенс и Драйзер. И благодаря такой эволюции За­падная Европа становится всё более притягательной, в том числе и для россиян.

В последнее время на­ша власть наращивает усилия, чтобы внушить гражданам чувство пат­риотического долга. Ду­ма один за другим штам­пует «патриотические» законы, принуждающие россиян Родину любить. Но эти усилия, похоже, производят противо­положный эффект. Социологи бьют тревогу: всё большее число наших граждан хотели бы жить за границей. В ряде европейских государств уже существуют об­ширные русские колонии. А по сведениям Центробанка, число россиян, покупающих недви­жимость за границей, только за последний год возросло на 12%.

Слов нет: Россия движется вперёд. Нынешняя жизнь не­сравнима с тем, как жили на­ши родители, а тем более деды. Иными стали и «продуктовая корзина», и гардероб. Россияне обвешаны всякого рода модны­ми «гаджетами». Москва и Питер сияют от витрин модных бути­ков. Что же не устраивает актив­ную часть общества?

Старый пар

Не устраивает то, что страна движется вперёд со скоростью старого паровоза. А в последнее время и вовсе всё чаще включает ход назад.

Власть испытывает всё боль­шие трудности в разговоре с продвинутой частью общества. Современный россиянин в отли­чие от советского человека-мечтателя стал прагматиком. А поч­ти вековая пропаганда безбожия сделала из него ещё и циника. Он не верит обещаниям завтрашней райской жизни и задаёт всё более неудобные вопросы.

Например, почему, несмотря на «славянское братство» и мос­ковские экономические пряни­ки, украинцы тянутся к Европе? Или почему, как только возникла возможность, от нас сбежала вся Прибалтика (вместе, заметим, с русским населением)? Или по­чему к нам едут только мало­грамотные узбеки и таджики, а европейцы объезжают стороной? Или почему Россию со всех сто­рон снова стали окружать враги?

С особой остротой за­звучал вопрос: почему власть не может побороть коррупцию? Не умеет? Не хочет? И напрашива­ется неутешительная мысль: мо­жет быть, оттого, что коррупция - уже не «побочный продукт» на­шего капитализма? А оттого, что она стала одной из несущих опор нашей системы. На днях След­ственный комитет привёл новые цифры: за один только год кор­рупция и воровство опустошили российский бюджет на 21 млрд

Бастилия плачет...

В этой связи вспоминается одна очень поучительная исто­рия времён французского ко­роля Людовика XIV. Побывав в августе 1661 г. в гостях у одного из своих «ближних» - у минист­ра финансов Николя Фуке, ко­роль был поражён богатством его дворца Волё-Виконт (ныне важная туристическая достопри­мечательность Франции). Вели­колепие было столь сияющим, что у Людовика возник истори­ческий вопрос: откуда деньги, Зин? Следствие выявило, что министр (кстати, большой фи­лантроп и меценат) брал откаты за предоставление кредитов из казны, торговал должностями, фальсифицировал финансовую отчётность. В результате... стал богаче самого короля Говоря современным языком, обнару­жилось «несоответствие между доходами и расходами». Ну как сегодня у многих из наших стро­ителей замков. Но есть и разни­ца. Разница в том, что уже через месяц после начала следствия Н. Фуке был арестован и заточён в Бастилию, где и провёл оста­ток дней. На его имущество был наложен арест.

Пример с Людовиком XIV примечателен тем, что король начал чистку с «ближнего окру­жения», а не с учителей танцев и лекарей. Вот бы и Владимиру Владимировичу так! Съездить в гости к соседям по Рублёвке, Ильинке, Звенигородке, пос­мотреть, как устроились, как живут, чем потчуются. Спро­сить, как Людовик XIV: «Отку­да деньги, Фуке?» Если ФСБ, прокуратура или Счётная пала­та не дадут адресов, то можно, на худой конец, взять в кадас­тровой службе. Или спросить у простых людей. Они ведь всё видят и знают.

Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА по мотивам плаката В. Дени «Капитал», 1920 г.

Вячеслав КОСТИКОВ