В Росси строится пародия на капитализм
Европейский капитализм сохраняет границы приличий. Болеет, спотыкается, но идёт вперёд. Оттачивает оптимальное сочетание капиталистического производства, буржуазной системы управления, римского права и новомодных прав человека.
В Европе строится капитализм с человеческим, отчасти даже с социалистическим, лицом. Совсем не тот, который описывали Диккенс и Драйзер. И благодаря такой эволюции Западная Европа становится всё более притягательной, в том числе и для россиян.
В последнее время наша власть наращивает усилия, чтобы внушить гражданам чувство патриотического долга. Дума один за другим штампует «патриотические» законы, принуждающие россиян Родину любить. Но эти усилия, похоже, производят противоположный эффект. Социологи бьют тревогу: всё большее число наших граждан хотели бы жить за границей. В ряде европейских государств уже существуют обширные русские колонии. А по сведениям Центробанка, число россиян, покупающих недвижимость за границей, только за последний год возросло на 12%.
Слов нет: Россия движется вперёд. Нынешняя жизнь несравнима с тем, как жили наши родители, а тем более деды. Иными стали и «продуктовая корзина», и гардероб. Россияне обвешаны всякого рода модными «гаджетами». Москва и Питер сияют от витрин модных бутиков. Что же не устраивает активную часть общества?
Старый пар
Не устраивает то, что страна движется вперёд со скоростью старого паровоза. А в последнее время и вовсе всё чаще включает ход назад.
Власть испытывает всё большие трудности в разговоре с продвинутой частью общества. Современный россиянин в отличие от советского человека-мечтателя стал прагматиком. А почти вековая пропаганда безбожия сделала из него ещё и циника. Он не верит обещаниям завтрашней райской жизни и задаёт всё более неудобные вопросы.
Например, почему, несмотря на «славянское братство» и московские экономические пряники, украинцы тянутся к Европе? Или почему, как только возникла возможность, от нас сбежала вся Прибалтика (вместе, заметим, с русским населением)? Или почему к нам едут только малограмотные узбеки и таджики, а европейцы объезжают стороной? Или почему Россию со всех сторон снова стали окружать враги?
С особой остротой зазвучал вопрос: почему власть не может побороть коррупцию? Не умеет? Не хочет? И напрашивается неутешительная мысль: может быть, оттого, что коррупция - уже не «побочный продукт» нашего капитализма? А оттого, что она стала одной из несущих опор нашей системы. На днях Следственный комитет привёл новые цифры: за один только год коррупция и воровство опустошили российский бюджет на 21 млрд
Бастилия плачет...
В этой связи вспоминается одна очень поучительная история времён французского короля Людовика XIV. Побывав в августе 1661 г. в гостях у одного из своих «ближних» - у министра финансов Николя Фуке, король был поражён богатством его дворца Волё-Виконт (ныне важная туристическая достопримечательность Франции). Великолепие было столь сияющим, что у Людовика возник исторический вопрос: откуда деньги, Зин? Следствие выявило, что министр (кстати, большой филантроп и меценат) брал откаты за предоставление кредитов из казны, торговал должностями, фальсифицировал финансовую отчётность. В результате... стал богаче самого короля Говоря современным языком, обнаружилось «несоответствие между доходами и расходами». Ну как сегодня у многих из наших строителей замков. Но есть и разница. Разница в том, что уже через месяц после начала следствия Н. Фуке был арестован и заточён в Бастилию, где и провёл остаток дней. На его имущество был наложен арест.
Пример с Людовиком XIV примечателен тем, что король начал чистку с «ближнего окружения», а не с учителей танцев и лекарей. Вот бы и Владимиру Владимировичу так! Съездить в гости к соседям по Рублёвке, Ильинке, Звенигородке, посмотреть, как устроились, как живут, чем потчуются. Спросить, как Людовик XIV: «Откуда деньги, Фуке?» Если ФСБ, прокуратура или Счётная палата не дадут адресов, то можно, на худой конец, взять в кадастровой службе. Или спросить у простых людей. Они ведь всё видят и знают.
Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА по мотивам плаката В. Дени «Капитал», 1920 г.
Вячеслав КОСТИКОВ