1809 г. НОВОЗЫБКОВ. Брянский край
Время учреяедения и перемены в административном значении.
30 января 1809 г. Новозыбков учрежден поветовым городом Черниговской губернии из слободы Зыбкой, вместо обращенного в заштатный города Новое-Место1.
Первое основание Новозыбкова положено великорусскими раскольниками, укрывшимися в лесах Стародубских еще в царствование Алексея Михайловича, когда Московский собор 1667 г.
провозгласил анафему всем хулящим и непокоряющимся господствующей церкви. Поп московского прихода Всех Святых, что на Кулишках Козма с двенадцатью семействами других ревнителей «древле-отеческого благочестия», бежал из «Вавилона»-Москвы в Стародубскую украйну, где при содействии и с разрешения чиновных лиц Стародубского полка, водворился на речке Ревне, близ селения Шнуровки.
Слух об этом распространился между раскольниками и они отовсюду, по следам пана Козмы, стали стекаться в Стародубщи-ну и скоро населили несколько слобод. Лет 45 жили они здесь спокойно, как царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким, самый крутой гонитель раскола, узнали о здешних слободах. Царская грамота 1689 г. повелевала - «смотреть накрепко, чтобы раскольники в лесах и волостях не жили, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорять, имущества продавать, а деньги присылать в Москву».
Стародубскому полковому начальству велено было в точности применить эти меры к водворившимся там раскольникам. Как только огласился этот указ, ревнители древних преданий, «бегу яшася, по разным местам рассеяшася», но преимущественно устремились они за литовскую границу, где нашли себе приют в вотчинах панов Халецкого и Красевского: у первого из них на острове речки Сожи основали они слободу Ветку, сделавшуюся впоследствии знаменитой в истории раскола.
И сицевыми народы, - говорит историк «бегствующего священства», раскольник Иван Алексеевич, - пустая места и зверо-паственная населяхуся и вместо древес людей умножение показа-ся, трава и. терния растущие в ветрограды и садовия обратишися, гради втории показашеся населением человек...».
Действительно, в ту пору раскольники являлись «пионерами» и «колонизаторами» многих совершенно диких углов. В самое короткое время в окрестностях Ветки возникло 14 больших слобод, не говоря о множестве мелких хуторов и других поселков. Впрочем, не опустели совершенно и Стародубские пределы; непроходимые здешние леса много способствовали укрывательству раскольников и всяких беглецов. Сверх того, как только поосла-билось преследование раскольников с падением царевны Софьи и как только усилились Вятковские слободы, то они начали деятельную и более обширную колонизацию.
В начале XVIII столетия в Стародубщине по реке Ипути и отчасти по Соже населилось 17 слобод, а именно: Зыбкая, или Зыбка, Климова, Клинцы, Лужки, Злынка, Митьковка, Шеломы, Еленка, Добрянка, Воронок, Чуровичи, Тимошкин Перевоз, Свяцкая, Млынка или Княжая; Ардон, Радуль и Деменка.
О начале слободы Зыбкой сохранился универсал Стародуб-ского полковника. В 1701 г. Полковник предписал сотнику То-пальской сотни, «на урочище Зыбкой, между сельцами Старой и Новой Тростянами, Внуковичами, Людковщиной и другими, над речкой Корной, у вершины, на дуброве, к помочи меской, осадите людми вновь слободку, и отмежевать этим поселенцам надлежащим образом землю».
Существование этих слобод оставалось для правительства, можно сказать, неизвестным до времени появления шведов в Малороссии в 1708 г. Рассыпавшаяся в эту пору повсюду мародерская шайка шведов проникла и в старообрядческие слободы. Слобожане встретили их враждебно: вооружившись чем могли, они открыли против них настоящую партизанскую войну: от сильных отрядов укрывались, на слабые - нападали и истребляли или забирали в полон. В этом случае они действовали как самые верноподданные русские, забывая в Петре I воплощавшегося антихриста, гонителя бород и всех староотеческих обычаев и порядков.
Пленных шведов и добычу, отбитую у них, слобожане представили лично Петру, находившемуся в Стародубе. Казня и преследуя единомышленников Мазепы, Петр I, тем с большею благосклонностью принял явившихся к нему старообрядцев. Он не только простил их за побег из внутренней России; но даже укрепил за ними те земли, на которых они поселились. Вместе с этим самое управление этими слободами подчинено было особой конторе. Это обстоятельство имело весьма важное последствие: существование раскольнических слобод в Стародубщине, так сказать, узаконилось; население их стало возрастать быстро и в короткое время они, в глазах всего старообрядства, сделались сильны и влиятельны не менее самой Ветки.
Весьма много усилению слобод содействовали снисходительность и потворство начальства Стародубского полка. Стародуб-ский комендант Илья Пашков был явным их покровителем, а жена его «познавалась ревнующею тому же злочестивому раскольничьему мудрованию»: ее даже подозревали в католичестве, но оказалось, что «ни единого слова польского нигде выговорить не может, говорит чисто по-российски».
Под защитой Пашковых, раскольники слободы Зыбкой даже открыто сопротивлялись посланному в 1722 г. в Стародубщину, для обращения их иеромонаху Иосифу Решил ову. Слободской бурмистр Ерема Карпов отказал платить установленный тогда с раскольниками двойной подушный оклад, не допустил производить перепись раскольников, присланные же о том указы не признавал касающимися до него и уехал в Стародуб к Пашкову.
Сыщики за тот его Еремин побег запечатали дом его, а его сына и еще зыбковского войта1 с двумя человеками арестовали. Пашков прислал в духовный приказ своих людей, и «контору канцелярскую отбил, арестантов освободил, а подьячего, взяв, через пять дней в железах морил и бил батожьем без милосердия». В Зыбкой, ради обращения и обращающихся раскольников, предположено было тогда построить церковь, для чего и наняты были плотники; но слобожане, за повелением коменданта Пашкова, на оное церковное строение места усмотреть не пустили и плотников били смертным боем.
Несмотря на жалобы и доношения о таких поступках Пашкова, он находил себе поддержку и защиту в гетмане и генеральной старшине, а через это и раскольники усиливались в слободах. Но еще более поднялись Стародубские слободы, когда совершилась «выгонка Ветковцев» в 1735 году. Многие из ветковских старообрядцев поселились теперь здесь и значительно изменили быт и жизнь слобожан, водворив между ними промышленность и большую грамотность. В слободе Зыбкой, одной из важнейших, преимущественно жили раскольники-диаконовцы; при всем своем усердии к священству, по неимению попов и достаточно грамотных людей, жители Зыбкой сделались почти беспоповщиной.
Зыбкая начала более развиваться, когда во главе общины стали последователь керженского дьякона Александра - беглый поп Патрикий, пользовавшийся громадным влиянием во всем «дьяко-новом согласии», носивший даже название «патриарха». Между раскольниками тогда сильно распространено было «искание епископа», чтобы иметь все три чина духовной иерархии. Патрикий также был занят этой мыслью; его поддерживали и все важнейшие слобожане, особенно же незадолго до того водворившийся в Зыбкой орловский выходец Суслов, богатый купец и фанатичный старообрядец.
Пример ветковцев, принявших к себе епископа Епифания, оказавшегося беглым монахом, получившим хиротонию1 обманом, - заставлял Патрикия быть крайне осмотрительным. При всем том он и Суслов, да и вся поповщина стародубская, или «Асия Малороссийская», как звали здешний край раскольники, едва не попались на самый наглый обман.
В 1749 г. явился в Зыбкой молодой монах, называвший себя священноиноком Афиногеном, происходившим из дворянского рода и, действительно, своей развитостью обличавший частое обращение в хорошем обществе. Отличное знание церковного устава, строгое соблюдение древле-отеческих обрядов, вкрадчивость манер пришельца привлекли к нему Патрикия. Хитрыми намеками на свою прошлую жизнь, Афиноген заставил подозревать в себе что-то особенное; но полной откровенности от него не добились, кроме того - что для безопасности собственной и приютивших его зыбковцев, ему необходимо удалиться за рубеж империи.
Случай скоро представился: жители Борской слободы (в нынешней Подольской губернии) просили прислать попа; Патрикий рекомендовал им Афиногена. Прибыв туда, Афиноген также скоро привлек к себе всех влиятельных раскольников и ловко, на исповеди, объявлял себя епископом Лукой, якобы бывшим при низложенном императоре Иоанне (Иоанн Антонович Ульрих). Весть об этом скоро дошла до Стародубщины: Суслов сам ездил в Борскую слободу и лично от Афиногена выслушал рассказ о том, как он, уразумев древлее благочестие, бежал из дворца. Обещая Патрикию, «ако избраннейшему иерею и тайн всемогущего Бога верному служителю, преподать архиерейскую хиротонию», Афиноген приглашал его в Борскую слободу.
Как ни хотелось Патрикию возложить на себя омофор1, однако он решил предварительно собрать справки о личности новоявленного епископа Луки. Эти справки открыли, что Афиноген не епископ Лука, а иеродиакон Амвросий, беглый вор-ключарь Ново-Иерусалимского монастыря. Так кончилось участие Зыбковцев в искании епископа: раскрыв обман, оно послужило к новому разделению поповщинцев; Суслов совершенно Отстал от Патрй-кия и положил начало новой ветви раскола - сусловщине. Рассказанное событие - самое важнейшее в жизни Зыбкой. Вся деятельность этой слободы постоянно была обращена к поддержанию раскола. Особые соображения правительства, по отношению к расколу при довольно замечательном развитии в слободе Зыбкой промышленности, были причинами к возведению ее на степень уездного города.