Страницаниколаева

Бежица — Москва — Америка (Татьяна Петровна Николаева) Брянщина

Татьяна Петровна Николаева во время своего визита в Брянске

Не так чтобы очень давно, но все-таки когда Бежица еще была отдельным от Брянска городом, в 1920-1930-х годах жила-была в Бежице девочка Таня. Она жила на втором этаже деревянного до­ма, в окна которого день и ночь смотре­лись с одной стороны задумчивые дубы и нежные березы Майского парка, а с другой — заводские корпуса. Это соче­тание природной возвышенной красоты и нежности с рукотворной индустриаль­ной мощью найдет свое глубокое ото­бражение в духовном мире Тани.

Танина мама, Зоя Аполлоновна, была прекрасной пианисткой, а папа, Петр Николаевич, был аптекарем и большим любителем музыки. Он играл на скрип­ке, виолончели. По субботам у них в до­ме собирались друзья, звучала музыка... В своих музыкальных родителей пошла и девочка: в три годика Таня уже под­бирала на фортепиано мелодии, в пять под руководством мамы начала серьезно заниматься музыкой, в восемь состоя­лось ее первое выступление, на котором она исполнила «Фантазию-экспромт» Ф. Шопена. В 13 лет Таня поступила в Музыкальную школу при Московской консерватории, а затем и в консервато­рию. Стала учиться у знаменитого про­фессора А.Б. Гольденвейзера, у которого в свое время училась и ее мама.

Мама учила бежицких ребятишек игре на фортепиано, работала в образованном в 1934 году Доме художественного вос­питания. Здесь она вместе с Е.А. Асмус и А.К. Осипковым поставила детскую оперу Ц.А. Кюи «Красная Шапочка». В 1935 году музыкальную секцию До­ма преобразовали в музыкальную шко­лу, где Зоя Аполлоновна стала завучем и вела класс фортепиано. При ее уча­стии в мае 1939 года школой была по­ставлена детская опера «Гуси-лебеди» Ю. Вайсберга.

И вот дочь Зои Аполлоновны в 1947 году с отличием закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано и имя её записано золотыми буквами на памятной доске: ТАТЬЯНА НИКО­ЛАЕВА, а в 1950 году она закончила консерваторию как композитор и тоже с отличием.

В 1947 году Татьяна Николаева была удостоена премии на Пражском фести­вале молодежи и студентов. С конца 1940-х годов она выступала в концерт­ных программах и стала очень извест­ной пианисткой. Триумфальным было ее участие в Баховском конкурсе 1950 года в Лейпциге. На вопрос жюри, какую из фуг И.С. Баха она хотела бы исполнить, Николаева ответила: «Любую!» Жюри указало на труднейшую фугу, Николаева исполнила ее с блеском. Получила пер­вую премию и признание как «королева фуг». Репертуар Т. Николаевой состоял из произведений русских и зарубежных классиков, современных композиторов и своих собственных.

Ею написаны два концерта для фортепиано с оркестром, симфония, 24 концертных этюда, а также кантаты, романсы и др. Пианистический стиль Т. Николаевой отличался виртуозно­стью, мужественностью, сочетающейся с задушевностью, мягкостью, теплотой и поэтичностью мысли, распевностью, которая всегда была свойственная рус­ской пианистической школе. За талант­ливую напряженную исполнительскую деятельность и Первый концерт для фор­тепиано с оркестром ей, двадцатисеми­летней, была присуждена в 1951 году Государственная премия.

С 1959 года Татьяна Петровна Ни­колаева преподавала в Московской консерватории, в 1965 году она стала профессором. Создавала новые произ­ведения, ездила с концертами по стране, выступала в зарубежных странах. При больших трудах не забывала и родную Бежицу — давала концерты, встреча­лась с учениками Бежицкой музыкаль­ной школы, с друзьями детства, юности. Была почетным гостем на праздновании 1000-летия Брянска. В беседе с друзьями она как-то сказала: «Мне довелось по­бывать в 40 странах, но чувство, которое испытываешь по приезде на родину, не сравнимо ни с чем. И как бы коротко ни было пребывание в Брянске, меня тянет пройтись поутру по бежицким улочкам, знакомым и незнакомым... Тянет загля­нуть в школу, которой в пору ее создания немало сил отдала моя мать и которую я закончила 46 лет назад».

Народную артистку СССР (1983 г.) Т.П. Николаеву знали во всем мире как одну из талантливейших пианисток. Ей рукоплескали знатоки и любители му­зыки в Польше и Германии, Швеции и Англии, Японии и Соединенных Шта­тах Америки. И вот в Америке, в Сан-Франциско, 22 ноября 1993 года во время концерта она почувствовала себя плохо, но доиграла произведение до конца, за­крыла крышку рояля и ушла со сцены. Навсегда. У неё случился инсульт. Так на сцене сгорают великие артисты.

Ежегодно 4 мая в день рождения Т.П. Николаевой в Брянске проходит День памяти великой пианистки. В кон­цертах принимают участие её прослав­ленные ученики, делятся воспоминани­ями те, кому посчастливилось общаться с талантливой пианисткой.

Бежицкая музыкальная школа, в сен­тябре 1993 года преобразованная в Дет­скую школу искусств, с 1999 года носит имя прославленной землячки. С 1996 года в Брянске проводится Межгосудар­ственный конкурс юных пианистов им. Т.П. Николаевой. Членами жюри тради­ционно приглашают учеников Татьяны Петровны: это профессор СЕ. Сенков, Ю.А. Богданов, М.С. Евсеева, М.С. Пету­хов, Н. Луганский. Прекрасной традицией стали сольные концерты членов жюри, которые проходят на закрытии конкурса.