МАШИН ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился в п. Навля, Брянская область. Член Союза художников России.
1971 г. – окончил художественно - графический факультет Смоленского педагогического института,
До 1981 г. - старший художник художественно-производственной мастерской (г. Онеги, Архангельская обл.)
1981-1991 гг.- главный художник строительной организации «Главбрянскстрой»
С 1991 г. – художник Брянских художественных производственных мастерских при Брянском отделении Союза художников России.
1998 г. - член Союза художников России.
1995 г. - групповая выставка, (г. Брянск), персональная выставка, (г. Брянск)
1997 г. - 8-я выставка центральных областей России, (г. Москва), Международная групповая выставка, (Германия)
1997 г. - Диплом Секретариата правления Союза художников России за успешное участие в 8-ой выставке центральных областей.
1998 г. - Международная групповая выставка, (Германия)
1999 г. - Диплом Международной немецкой организации «Артибус» за участие в благотворительных выставках в Германии.
1999 г. - Всероссийская выставка «Россия - 99», (г. Москва), групповая выставка «Брянск - Эммертхаль», (г. Брянск), персональная выставка
2000 г. - Международная групповая выставка, (Германия)
2001 г. – Почетная грамота мерии г. Брянска за вклад в развитие современного искусства.
2002 г. - групповая выставка, г. Тула
2002 г. – Диплом Городского Совета г. Брянска за участие в конкурсе «Наш Брянск – вчера, сегодня, завтра».
2002 г. – Награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»
2003 г. - Награжден медалью «В память 200-летия со дня рождения Ф.И. Тютчева».
О таких художниках, как Вячеслав Машин, писать и трудно, и интересно, слишком много изобразительно-художественных тенденций и устремлений, а часто и откровенного экспериментаторства воплотилось в их творчествами. Наверное, следует начать с того, что Машин — автор универсального плана. Он обращается не только ко многим видам изобразительного искусства, но в их пределах работает в разных жанрах и с различными техниками. Это живопись и оригинальная графика, скульптура (круглая и рельеф), декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, батик, роспись по тканям, комплексное оформление интерьеров) и даже монументальное (витраж).
Одна из черт, характерных для автора: внимательное отношение к синтезу, что особенно ярко проявляется в работе над композициями интерьерных пространств, где наряду с декором стен в единой стилистике решаются и утилитарные предметы, заполняющие эти интерьеры: люстры, светильники, мебель, украшения на столешницах... И таких произведений в его творческом активе насчитывается несколько десятков.
В небольшой вступительной статье невозможно коснуться всех сторон его творческой деятельности или хотя бы вкратце проследить его становление, как художника, для этого потребовалось бы занять текстом весь альбом. Поэтому остановимся только на последних работах.
В период, предшествующий выставке, у Машина заметно все возрастающее внимание к графике (хотя другими видами искусства он никогда не прекращал заниматься). Да, наверное, и его графику трудно назвать графикой в ее традиционном понимании. Он экспериментирует и часто вводит в графические листы живописные материалы и приемы.
Художник точно умеет передать приметы жизни, ее характерные особенности. В конце 90-х годов, теперь уже прошлого века, он неоднократно посещает Германию и результатом этих поездок становится цикл архитектурных пейзажей «По Германии». В листе «Улица в городе Бамбек» (1998) «проглядывает» немецкая пунктуальность, холодноватая ухоженность тротуаров и аккуратно подстриженного кустарника, окаймляющего их, остроконечные, почти готические формы крыш добропорядочных бюргерских домов и красивых, но одинаково-схожих мансард; в «Кельнском соборе» (2000) историзм культового сооружения передается дробным мазком, который словно создает вибрацию воздуха и времени, быстротечного и вечного.
В жанровых композициях и портретах все более усиливается философичность содержания, пристальное внимание к внутренней жизни героев, их душевному состоянию. Триптих «Было время» (2002) из цикла «Фотография на память» отмечен ностальгической нотой и личными воспоминаниями. «Позируют» персонажи, «позирует» время... Но за внешней статикой композиции ощущается одиночество, брошенность и ожидание,... ожидание неизвестно чего. В левой части дед в телогрейке и внук — они словно находятся в безмолвном вакууме, а рядом шумит демонстрация, над которой покачиваются портреты вождей; в правой — одинокий мальчик в уже почти забытой нами школьной форме в окружении кошек и собак, а вокруг точно «бегут», сменяя друг друга, времена года. В центральной части триптиха дряхлая старуха среди выцветших фотографий и нехитрых ветхих, как и она сама, предметов домашнего обихода... Перед нами закрытый мир человеческих душ, открытый для нас художником. И поневоле вспоминаются поэтические строки В. Динабургского:
Кисть точно
ловит мысли,
Легки, крылаты
нервные мазки.
Цветные капли
совести повисли.
Холст дышит
правдою тоски.
Углубленным психологизмом образов отличаются его портреты последнего времени, как групповые, так и одиночные. Заметим, что более выразительными у Машина получаются изображения хорошо знакомых ему людей и, более того, близких по духу. Выделяется серия портретов, посвященная художникам: «Здравствуйте, коллеги» (2002), «Художники и модель» (2002), «Вернисаж» (2003)и др. Композиции как бы разбиты на зоны, для каждого персонажа своя. Каждый занят собой и «находится» в себе, но психологическая разработка от этого не страдает, а, наоборот, выигрывает. Неоднозначно решен портрет скульптора Н.Козловой (2003), где натруженные руки женщины-скульптора, задумчивость в лице, отмеченным печатью нелегко судьбы, сочетаются с мягким весенним мотивом природы за окном. Как можно совместить все это? Художник сопоставляет, кажется, несопоставимые вещи... Оказывается можно. И образ получает не просто драматическое, но трагическое прочтение.
А вот другой пример. Несколько пейзажей, созданных почти в одно время. Композиции «Утром» (2004) и «В тумане» (2004) сделаны точечным письмом, но это не пуантилизм в его классическом выражении, скорее декоративный подход к изобразительному «построению». Цвет «плывет», почти скрывая натурные контуры, заставляя додумывать и романтизировать «неувиденное». «Халькинская заводь» (2002) выписана реалистично, цвет становится самодовлеющим, а сама работа подчеркнуто картинной, в лучшем смысле этого слова. В «Алтуховском ските» (2004) размытость цветовых и тоновых отношений привносит атмосферу таинственности, почти сказочной реальности. Пейзажей много, но в каждом своя, сугубо индивидуальная изобразительно-художественная манера исполнения, что говорит о творческой подвижности автора.
У Вячеслава Машина свое видение окружающего, свой взгляд на, казалось бы, самые прозаические сюжетные коллизии и, что немаловажно, самобытная техника исполнения. Все это делает его работы притягательными для зрителя, как любителя, так и профессионала.
Площанская пустынь
14 января 2020 года в 17.00ч. приглашаем на торжественное открытие выставки, Памяти члена Союза художников России Машина Вячеслава Александровича в МБУК «Городской выставочный зал» по адресу: бульвар Гагарина, д.19.
Вячеслав Машин — художник универсального плана. Он обращался не только ко многим видам изобразительного искусства, но в их пределах работал в разных жанрах и с различными техниками. Это живопись и оригинальная графика, скульптура (круглая и рельеф), декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, батик, роспись по тканям, комплексное оформление интерьеров) и даже монументальное (витраж).