СтраницаЛьговский

Брянск-Льговский

В приложении к журналу Инженерного совета № 32 за 1894 год сообщалось: «Льгов-Брянская — железная дорога устраивается от станции Льгов Курско-Киевской железной дороги до города Брянска, причем проходит близ города Дмитриева Курской губернии и имения Брасово». Далее: «Льгов-Брянская же­лезная дорога имеет быть построена: с земляным полотном и искусственными сооружениями под один путь, с предельными уклонами в 0,008 и предельными радиусами закруглений в 300 с. Пропускная способность дороги рассчитывает­ся для двух пар товарно-пассажирских поездов при средней скорости их между станциями в 25 верст в час и четырех пар товарных поездов в сутки при средней скорости их в 20 верст в час... »

Уже позднее, в первой четверти двадцатого века, «Вестник Московско-Киево-Воронежской железной дороги» о линии Льгов — Брянск и Брянск — Москва писал: «В 1894 году были одобрены правительством технические условия пост­ройки Льговско-Брянской, а впоследствии Московско-Брянской железнодорож­ных линий согласно с журналом Инженерного совета. Управление постройки этих линий находилось в Курске... При постройке Льговской линии оказались косогоры, подверженные по свойству грунта сдвигам и сплавам: это было предо­твращено устройством дренажа... »

По справке пристава первого стана брянскому уездному исправнику от 31 мая 1897 года поселок «при вновь устроенных железных дорогах Льгово-Брян-ской и Полесской, называемых Коростовские выселки, образовался в течение последних трех лет по причине проведения железных дорог и устройства там вокзала на землях деревни Коростовки и села Елисеевичи».

Древнее село Елисеевичи и Коростовка (ныне Октябрьское) расположены в Брянском районе. Свое название они получили от личных имен Елисея и Ко-ростылева.

По рапорту того же пристава от 5 марта 1908 года поселок уже назван Льгов­ским. Дата его возникновения указана — 1896 год.

Льгов — один из старейших городов Курского Полесья — древней истори­ческой области славянского племени северян. Как «град Ольгов» он упомина­ется в Ипатьевской летописи в 1152 году. Изначально являлся вотчиной внука Ярослава Мудрого Олега Святославича, от которого и получил свое название. Имя Олег в древности произносилось как «Ольг».

В поселке в 1908 году было 489 деревянных домов, не считая железнодорож­ных построек. Главное занятие жителей — работа на железной дороге и в мень­шей степени промыслы и торговля. В поселке действовали слесарная и столяр­ная мастерские, четыре кузницы, две часовые мастерские, две парикмахерские. Было три чайных, трактир, несколько лавок, аптека, а также магазин общества потребителей железнодорожных служащих. Если годовой оборот всех торгово-промышленных заведений поселка Брянск-Льговский доходил до пятидесяти тысяч, то оборот железнодорожного магазина составлял сто тысяч рублей. В поселке были школа, железнодорожное училище...

В журнале заседаний Брянского налогового присутствия в сентябре 1915 года записано, что наряду с рядом слобод и поселков необходимо включить в границы города и Льговский поселок.

В отчете о работе Брянского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, помеченном 1927 годом, сообщалось, что по пос­леднему обследованию поселок насчитывает строений 127 и железнодорожных домов 70 с общей площадью 10240 квадратных саженей. Под постройками было занято 210 десятин. Население поселка составляло 9156 человек, преимущес­твенно рабочих и служащих. В отчете говорилось, что выборы в Фокинский районный Совет проведены в феврале 1926 года. В Совет было избрано 54 чело­века и 21 кандидат. Из них мужчин — 56, женщин — 19. Приведены и данные о депутатах по образованию. Два человека имели высшее, шесть среднее, три человека — домашнее, остальные — низшее.

В тогдашнем поселке главное место занимал железнодорожный узел. Было и несколько предприятий. Самое крупное — шиферный завод. В сороковых годах введен в строй мясокомбинат № 1. Основное развитие промышленность, стро­ительство получили в послевоенные годы.

Я. Соколов