СтраницаКУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в Брянской области. Член Союза художников СССР. Прикладник, скульптор, живописец.

1969 - 1974 гг. - обучался на отделении декоративно-прикладного искусства Минского театрально-художественного института.

1982 г. - член Союза художников СССР.

С 1974 г. - участник областных, зональных, республиканских, Всесоюзных и международных выставок.

Работы находятся в Брянском художественном музее, в фондах Министерства культуры России, в частных собраниях России и за рубежом.                                            

Александр Кузнецов - признанный мастер монументального и декоративно-прикладного искусства Брянска, в изобразительно-декоративной пластике малых форм, я думаю, он является сейчас одним из интереснейших скульпторов России.

Настоящий художник непредсказуем, постоянно находится в творческом поиске.

Эта аксиома, как нельзя лучше, отвечает личности Кузнецова. Не так давно он увлекся живописью и, менее чем за три года, на свет появилось несколько десятков живописных произведений, сразу же вызвавших зрительский интерес.

Их следует разделить на две группы. К первой относятся живописные панно, которые становятся символико-образным выражением его объемно-пространственных работ. Например, скульптурная композиция "Коррида" (2000). Напряженно-собранная фигура матадора, на мгновение застывшая перед последним актом трагедии, и замершие в тревожном ожидании "безликие" уступы амфитеатра находят продолжение в изображении на плоскости холста, где взгляд притягивают. кроваво-красные "извивы" мулеты и огромный глаз обреченного быка, в зрачке которого отражается стальное острие шпаги...

Другие живописные композиции имеют самостоятельное значение. Они разные и по сюжетной основе, и по образному строю. В полотне "Матери" (2001) происходит безмолвный диалог Богоматери с иконы Феофана Грека и нашей современницы. Их разделяют столетья и соединяет материнское горе. Женские фигуры, переданные крупным планом, почти в одной колористической гамме, начинают сливаться, точно обретают единую субстанцию.

Ироническая черта, характерная для автора, проявляется в холсте "Сидим мы как-то с Александром Сергеевичем..." (2000). Мягкий гротеск, утрированные формы. Идет неторопливая беседа о смысле жизни и, в то же время, разговор легкий и приятный, на что указывает "облегченно"-условная изобразительная стилистика. Это "игра", но "игра", наполненная неоднозначным содержанием. "Общение" с историческими персонажами художник развивает и в композиции "Читая Гоголя" (2000), но переводит его уже в несколько иную сюжетно-эмоциональную плоскость. Вот он сам, лежа на диване, читает книгу, а за его спиной, словно из параллельного мира, приоткрывая оконную занавеску, в комнату заглядывает писатель. Цветовое решение, построенное на сближенных в тоне красках, создает ощущение сумеречного освещения, погруженности в себя и литературное произведение. Плавно-неяркие желтоватые блики от настольной лампы делают происходящее интимным и одновременно полуреальным.

Важное место в работах Кузнецова занимают фактор времени и символика изобразительных деталей. В этом плане показателен холст "Отражения в разбитом зеркале" (2001). Трещины, разбежавшиеся по зеркальной поверхности, "создают" отдельные образно-предметные "мизансцены", но каждый осколок только часть целого. Внушительно-утяжеленная парковая ваза, ажурно-невесомый абрис двери, ведущей в 19-й век, в ее проеме таинственно темнеет силуэт дамы, нечеткое, изменчивое отражение прекрасного женского лица... Здесь и прошлое, и настоящее, чувственность и конкретность... Увиденное мы воспринимаем через призму времени и своей индивидуальной фантазии.

Сложная образность живописных произведений Александра Кузнецова рождает множество ассоциаций, заставляя зрителя снова и снова возвращаться к его полотнам.