Второй этап мониторинга вузов. Оптимизация критериев. Брянск.
В Государственной Думе РФ состоялось заседание платформ партии «Единая Россия» на тему «Второй этап мониторинга вузов. Оптимизация критериев». В качестве сопредседателя регионального движения сторонников «Единой России» Брянской области участие в нем принял ректор Брянской государственной инженерно- технологической академии Валерий ЕГОРУШКИН.
Заседание прошло под председательством члена Высшего совета «Ециной России», первого заместителя руководителя фракции в Госдуме Николая Булаева. Свою позицию в отношении реформы высшего образования в Российской Федерации высказали первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, замсекретаря Генерального совета «Единой России» Ольга Баталина, депутат Госдумы, член Президиума Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн, координатор Либеральной платформы партии Владимир Плигин. С информацией также выступили глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования РФ Александр Соболев.
Напомним, второй этап мониторинга эффективности вузов стартовал 1 августа 2013 года. Идя навстречу академическому сообществу, Министерство образования РФ к пяти уже принятым показателям эффективнос- ти, таким как средний бал ЕГЭ, инфраструктура вуза, научно- исследовательская деятельности и т.д., - добавило новый: число выпускников, не обратившихся в службу занятости населения в течение первого года после окончания вуза. О том, какие дополнительные критерии предлагает рассмотреть «Единая Россия», о перспективах брянских вузов — в интервью Валерия Егорушкина.
Шкала эффективности
- Валерий Алексеевич, как реализуется второй этап мониторинга эффективности вузов?
- Сегодня российские вузы проходят очередной этап оценки эффективности своей деятельности. Таким образом, будет выделено две группы высших учебных заведений: попавшие в так называемую зелёную зону - без признаков неэффективности и попавшие в красную зону - соответственно, имеющие те или иные признаки неэффективности.
- По итогам первого этапа мониторинга, проходившего в 2012 году, БГИТА оказалась в числе вузов, нуждающихся в оптимизации деятельности, что, в свою очередь, вызвало большой ажиотаж в обществе.
- Действительно, отношение общества к этой проблеме довольно накалённое. В прошлом году вузы также, какивнынеш- нем, оказались разделёнными на две категории. Причём многие вузы, которые попали в чёрный список, в том числе и Брянская государственная инженерно- технологическая академия, неявляются неэффективными. Именно поэтому заседание платформы партии «Единая Россия» в Госдуме и было посвящено обсуждению дальнейшей судьбы системы мониторинга эффективности деятельности вузов.
- Какие предложения были внесены депутатами «Единой России»?
- Все, кто присутствовал на заседании, прекрасно понимают, что, с одной стороны, система образования в России должна развиваться, с другой — сегодня, увы, немало вузов, предоставляющих такие образовательные услуги, которые и услугами-то назвать сложно. И система мониторинга эффективности должна быть направлена именно на то, чтобы выявить вузы, не соответствующие званию учебного заведения, избавиться от них с помощью административных мер — и в то же время дать возможность остальным вузам развиваться, плодотворно работать и улучшать свою материально-техническую базу и условия для обучения студентов.
Во-первых, в ходе заседания «Единой России» на повестке дня оказался актуальный вопрос трудоустройства выпускников, их профессиональной востребованности. В принципе главная задача любого вуза — обеспечение отраслей экономики высококвалифицированными кадрами. Но как ввести в шкалу эффективности показатель реальной работы вузов с реальным работодателем? Вытекающий отсюда вывод — необходима спецификация, самоопределение вузов. В частности, прозвучала информация, что технический вуз не в состоянии осуществлять качественную подготовку юристов. Так, на сегодняшний день 98-99% высших медицинских специалистов именно для системы здравоохранения, а сельскохозяйственные вузы лишь на 40- 50% соответствуют своему профилю. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо: в БГИТА лесное направление существует уже 85 лет, и по идее оно относится к сельскохозяйственному направлению, но сам вуз не является сельскохозяйственным и не может быть таковым - мы готовим и строителей, и механиков, и экономистов. Следовательно, внедрение спецификации и позволит определить фактическое направление работы вуза и востребованность его выпускников в тех или иных отраслях.
«Единая Россия» предлагает проводить мониторинг не по вузу, а по укрупнённым группам специальностей или направлениям подготовки студентов. Вопрос этот серьёзно рассматривают как в правительстве, так и в Государственной Думе, потому что появление любой информации об эффективности вузов неизменно сопровождается напряжением в социальной сфере. Для того чтобы это напряжение сгладить, и была принята общая позиция «Единой России», цель которой группу педагогических вузов, исходя из специфики их работы. Сложилась парадоксальная ситуация: вроде бы все понимают, что учителя стране необходимы, однако в прошлом году основная масса педагогических вузов попала в список вузов с признаками неэффективности. На сегодняшний день выделены следующие группы вузов: сельскохозяйственные, медицинские, транспортные, военные и ряд других. И теперь стоит вопрос о том, чтобы выделить в отдельные группы федеральные университеты, федеральные научно-исследовательские университеты, классические университеты, то есть более дробно распределить высшие учебные заведения по группам направления работы и оценивать эффективность их работы по своему направлению.
- Какова дальнейшая судьба обсуждаемых позиций?
- Все они переданы в Министерство образования. Как подчеркнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, работа ведомства впредь будет вестись главным образом на основе мониторинга эффективности вузов. То есть, если определённый вуз по какой-либо причине попадает в неэффективную красную зону, это будет являться сигналом к действию для Рособрнадзора — такое учебное заведение ждут внеплановые проверки или иные дополнительные меры контроля.
- Что в этой связи ждёт брянские вузы?
- В Брянске более 20 высших учебных заведений, четыре из которых являются государственными, остальные — либо не государственными, либо филиалами. Так же как и другие российские вузы, все они должны были подать материалы о своей деятельности в Минобразования. Два брянских вуза, которые в прошлом году нуждались «в оптимизации деятельности», - БГИТА и БГУ — будут отчитываться по материалам соответствующей дорожной карты. В отношении остальных вузов решение будет принято по результатам второго этапа мониторинга. Если речь идёт о зелёной зоне — вуз или филиал продолжит свою работу, если окажется в красной — к нему возникнут вопросы и будут приняты необходимые меры, вплоть до закрытия.
- Если коснуться такого критерия оценки эффективности вузов, как дальнейшее трудоустройство, то выпускники БЁИТА с этой проблемой сталкиваются редко. Вообще центры трудоустройства, согласно положению Министерства образования, должны быть открыты при каждом вузе, их деятельность также должна подвергаться оценке. Что касается Брянской государственной инженерно- технологической академии, в наше время наибольшим спросом со стороны работодателей пользуются квалифицированные строители, лесники, механики. Поданным региональной службы занятости, в прошлом 2012 году из 600 подготовленных академией специалистов на биржу труда обратились 34 человека, то есть менее 4%.