Страницакраткий

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Алтарь - в православной церкви восточная часть внутреннего по­мещения отделенная от остальной части храма алтарной преградой - иконостасом.

Ампир - архитектурный стиль первой трети Х!Х века. Характери­зуется строгой монументальностью, применением сюжетной и де­коративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.

Ансамбль - согласованность и единство в расположении группы зданий, в характере их архитектуры, в связи с архитектурным или природным окружением.

Антаблемент - см. ордера архитектурные.

Античный - относящийся к древнегреческому или древнеримскому общественному строю, искусству, литературе и архитектуре.

Антресоль - полуэтаж, расположенный в пределах основного этажа.

Анфилада - ряд помещений, дворов, смежных архитектурно-ор­ганизованных пространств, соединенных проемами дверей, распо­ложенных на одной оси.

Апсида - полукруглый или граненый выступ в восточной части храма (помещение алтаря).

Арка - криволинейное перекрытие пролета, проема.

Аттик - вытянутая по горизонтали невысокая стенка над венча­ющим карнизом.

Балюстрада - ажурное ограждение балконов, лестниц, крыш в виде перил на балясинах - невысоких фигурных столбиках.

Барабан - венчающая часть здания, несущая купол или граненый сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму; световой барабан имеет оконные проемы.

Барельеф - низкий, неглубокий рельеф.

Барокко - стиль в европейском искусстве с конца XVI века по сере­дину XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барок­ко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в пла­нах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское - стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века -характеризуется многоярус­ными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское - с начала XVII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержа­ние стиля - слава Русского государства, гордость за деяния русского народа - определили его прогрессивный характер: проявился в соз­дании крупных градостроительных ансамблей и зданий. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.

Бельведер - вышка, надстройка (обычно круглой формы) над зда­нием или отдельная постройка на возвышенном месте для осмотра красивых видов.

Веранда - пристройка к дому, с крышей на колоннах или столбах.

Возрождение - ренессанс - период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV-XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства.

Восьмерик - восьмигранный, обычно световой барабан, располо­женный поверх «четверика» - «куба» нижней части церкви, башни в русской архитектуре.

Готический стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве стран Западной Европы в ХП—XIV веках, стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла ар­хитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.

Гульбище - галерея, площадка, охватывающая здание с нескольких сторон.

Декор - элементы украшения зданий: росписи, скульптура, мозаика, резьба, литье - изобразительные мотивы и орнамент.

Дивконник - ниша в южной часто алтаря для хранения одежды священника.

Жертвенник - примыкающее с севера косновному алтарному объ­ему помещение, в котором совершается начало литургии.

Закомара - полукруглое завершение верхней части стены цер­ковного здания, обычно соответствующее форме внутреннего свода.

Замок- камень клинчатой формы, замыкающий вершину арки.

Зубчики - непрерывный ряд небольших параллелепипедов, укра­шающих карниз здания.

Иконостас - алтарная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная несколькими рядами икон.

Интерьер - внутреннее пространство здания или сооружения.

Капитель - головная часть колонны, пилястры или столба.

Карниз - выступающее профилированное венчание стены или части здания, предназначенное для защиты стены здания от дождя.

Киматий - профилированный поясок, к основным типам относят­ся вогнутый и плоский - дорический, более нарядный ионический (яйцевидной), богатоорнаментированный лесбийский (в форме сердечек).

Классицизм - господствовавший в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древней Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выра­жению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с про­грессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения - мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.

Кокошник - декоративное завершение стен, сводов, барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с заостренным верхом.

Колонна - архитектурно-обработанный, круглый в сечении столб. Классическая колонна обычно имеет внизу базу и завершается ка­пителью, ее ствол кверху утончается, придавая колонне упругую, напряженную форму, подчеркивая ее несущую роль. Колонна трех­четвертная - колонна, соединенная со стеной и выступающая из нее на три четверти своего диаметра.

Композиция - художественная структура (построение) архитек­турного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса.

/йшатшЗ--профилированный поясок. К основным типам относятся вогнутый и плоский дорический, более нарядный ионический (яйце­видный), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек).

Креповка, раскреповка - небольшой выступ стены, карниза для вы­деления участка стены по отношению ко всей стене.

Кронштейн - подпора, выпущенная из стены для поддержании выступающей части (карниза, балкона, скульптуры).

Купол - свод, форма которого образована вращением дуги окруж­ности, эллипса или иной вокруг вертикальной оси. Купол сферический - полушар.

Лобовая доска - украшенная полоса, продолжающая карниз боко­вых фасадов на главном, отделяющая рубленную из бревен стену от

дощатого фронтона.

Люкарна - световой проем в наклонном или сводчатом перекрытии, имеющий вертикальную лицевую плоскость.

Мезонин - жилая надстройка, обычно над средней частью неболь­шого дома.

Модульон - кронштейн в форме завитка с листком, поддерживаю­щий выносную плиту карниза.

Навершие - верхушка какого-либо сооружения - арки, балюстрады, колонны, забора, столба, ворот и др. Для изготовления наверший в основе используются геометрические фигуры, растительные и жи­вотные мотивы.

Наличник- обрамление оконного проема или ниши.

Опасение (опасань) - закрытая галерея вокруг деревянного храма (юго-западные районы России, Украина).

Ордера архитектурные - определенные художественные систе­мы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение - база, а верхнюю - капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие - ан­таблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю - архитрав (каменную балку), среднюю - фриз (архитектурно-обработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю - карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ор­дер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей, тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитек­туре Древнего Рима, эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-54 гг.

Орнамент - ритмически построенный узор на основе геометриче­ских, растительных или живописных мотивов.

Очелье - верхняя украшенная часть наличника окна.

Падуга - криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону.

Пандус - полого наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.

Паперть - или притвор, вход в храм в виде закрытого помещения или открытой галереи, площадки.

Парапет - невысокая стенка - ограждение крыш, лестниц, террас, набережных.

Парус - конструктивный элемент при переходе от четырехгранного объема к цилиндрическому. Имеет вид сферического треугольника, обращенного острием вниз.

Пилястр, пилястра - плоский прямоугольный выступ стены, об­работанный в виде архитектурного ордера.

План - условное изображение в масштабе здания или местности - вид сверху.

Подзор - декоративный резной карниз вдоль свесов крыши, на­личников и т.п.

Подклет - нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.

Подташек - это навес над скамьей - защита от солнца и дождя: небольшая крыша. Главным элементом декора подташека были крон­штейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов домов подташеки, а они были раньше почти у каждого дома, придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов.

Полица - в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть кру­той двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.

Поребрик - орнаментальная кирпичная кладка с расположением кирпичей под углом к наружной поверхности стены.

Портик - галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.

Придел - дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию храма.

Прируб - бревенчатая постройка (пристройка), прирубленная к уже существующему зданию.

Притвор - см. паперть.

Причелина - причельная доска, закрывающая наклонные ребра крыши на торцевом фасаде.

Пропорции - пропорциональность - определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым - важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слажен­ность и целостность архитектурному образу.

Прясло - участок стены между пилястрами или башнями.

Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.

Сандрик- небольшой карниз над окном или дверью, иногда опирается на два кронштейна.

Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность.

Софит - обращенная вниз поверхность потолочной балки, арки, вы­носного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая деко­ративную обработку.

Сруб - деревянное сооружение, стены которого собраны из обрабо­танных (рубленых) бревен.

Трапезная - в русской архитектуре обширная невысокая пристройка к западной части церкви.

Триглифы - элементы дорического фриза, имеющие вид квадрата или прямоугольника с короткими вертикальными желобками.

Филенка - часть поля стены, пилястры, двери, обведенная рамкой, гладкая или декоративная.

Фронтон - верхнее завершение стены здания в виде треугольника или сегмента, замкнутое со всех сторон карнизом. Завершение обрамлений проемов дверей и окон.

Хоры - верхняя открытая галерея внутри зала, храма.

Цоколь - подножие здания, нижняя, слегка выступающая часть стены.

Четверик - см. восьмерик.

Чинш - оброк деньгами или продуктами, платившийся с земли или дома.

Шатер - покрытие в виде высокой граненой пирамиды.

Шея - глухой цилиндрический или граненый барабан, не имеющий световых проемов, служит основанием для завершающей церковь главы.

Ширинка - прямоугольная или многоугольная впадина в стене, окайм­ленная декоративной рамкой.

Щипец - верх фасадной стены здания в форме угла или более сложного очертания, ограниченного двумя скатами крыши.