КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Алтарь - в православной церкви восточная часть внутреннего помещения отделенная от остальной части храма алтарной преградой - иконостасом.
Ампир - архитектурный стиль первой трети Х!Х века. Характеризуется строгой монументальностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.
Ансамбль - согласованность и единство в расположении группы зданий, в характере их архитектуры, в связи с архитектурным или природным окружением.
Антаблемент - см. ордера архитектурные.
Античный - относящийся к древнегреческому или древнеримскому общественному строю, искусству, литературе и архитектуре.
Антресоль - полуэтаж, расположенный в пределах основного этажа.
Анфилада - ряд помещений, дворов, смежных архитектурно-организованных пространств, соединенных проемами дверей, расположенных на одной оси.
Апсида - полукруглый или граненый выступ в восточной части храма (помещение алтаря).
Арка - криволинейное перекрытие пролета, проема.
Аттик - вытянутая по горизонтали невысокая стенка над венчающим карнизом.
Балюстрада - ажурное ограждение балконов, лестниц, крыш в виде перил на балясинах - невысоких фигурных столбиках.
Барабан - венчающая часть здания, несущая купол или граненый сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму; световой барабан имеет оконные проемы.
Барельеф - низкий, неглубокий рельеф.
Барокко - стиль в европейском искусстве с конца XVI века по середину XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское - стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века -характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское - с начала XVII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля - слава Русского государства, гордость за деяния русского народа - определили его прогрессивный характер: проявился в создании крупных градостроительных ансамблей и зданий. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.
Бельведер - вышка, надстройка (обычно круглой формы) над зданием или отдельная постройка на возвышенном месте для осмотра красивых видов.
Веранда - пристройка к дому, с крышей на колоннах или столбах.
Возрождение - ренессанс - период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV-XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства.
Восьмерик - восьмигранный, обычно световой барабан, расположенный поверх «четверика» - «куба» нижней части церкви, башни в русской архитектуре.
Готический стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве стран Западной Европы в ХП—XIV веках, стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.
Гульбище - галерея, площадка, охватывающая здание с нескольких сторон.
Декор - элементы украшения зданий: росписи, скульптура, мозаика, резьба, литье - изобразительные мотивы и орнамент.
Дивконник - ниша в южной часто алтаря для хранения одежды священника.
Жертвенник - примыкающее с севера косновному алтарному объему помещение, в котором совершается начало литургии.
Закомара - полукруглое завершение верхней части стены церковного здания, обычно соответствующее форме внутреннего свода.
Замок- камень клинчатой формы, замыкающий вершину арки.
Зубчики - непрерывный ряд небольших параллелепипедов, украшающих карниз здания.
Иконостас - алтарная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная несколькими рядами икон.
Интерьер - внутреннее пространство здания или сооружения.
Капитель - головная часть колонны, пилястры или столба.
Карниз - выступающее профилированное венчание стены или части здания, предназначенное для защиты стены здания от дождя.
Киматий - профилированный поясок, к основным типам относятся вогнутый и плоский - дорический, более нарядный ионический (яйцевидной), богатоорнаментированный лесбийский (в форме сердечек).
Классицизм - господствовавший в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древней Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения - мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.
Кокошник - декоративное завершение стен, сводов, барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с заостренным верхом.
Колонна - архитектурно-обработанный, круглый в сечении столб. Классическая колонна обычно имеет внизу базу и завершается капителью, ее ствол кверху утончается, придавая колонне упругую, напряженную форму, подчеркивая ее несущую роль. Колонна трехчетвертная - колонна, соединенная со стеной и выступающая из нее на три четверти своего диаметра.
Композиция - художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса.
/йшатшЗ--профилированный поясок. К основным типам относятся вогнутый и плоский дорический, более нарядный ионический (яйцевидный), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек).
Креповка, раскреповка - небольшой выступ стены, карниза для выделения участка стены по отношению ко всей стене.
Кронштейн - подпора, выпущенная из стены для поддержании выступающей части (карниза, балкона, скульптуры).
Купол - свод, форма которого образована вращением дуги окружности, эллипса или иной вокруг вертикальной оси. Купол сферический - полушар.
Лобовая доска - украшенная полоса, продолжающая карниз боковых фасадов на главном, отделяющая рубленную из бревен стену от
дощатого фронтона.
Люкарна - световой проем в наклонном или сводчатом перекрытии, имеющий вертикальную лицевую плоскость.
Мезонин - жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.
Модульон - кронштейн в форме завитка с листком, поддерживающий выносную плиту карниза.
Навершие - верхушка какого-либо сооружения - арки, балюстрады, колонны, забора, столба, ворот и др. Для изготовления наверший в основе используются геометрические фигуры, растительные и животные мотивы.
Наличник- обрамление оконного проема или ниши.
Опасение (опасань) - закрытая галерея вокруг деревянного храма (юго-западные районы России, Украина).
Ордера архитектурные - определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение - база, а верхнюю - капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие - антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю - архитрав (каменную балку), среднюю - фриз (архитектурно-обработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю - карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей, тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-54 гг.
Орнамент - ритмически построенный узор на основе геометрических, растительных или живописных мотивов.
Очелье - верхняя украшенная часть наличника окна.
Падуга - криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону.
Пандус - полого наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Паперть - или притвор, вход в храм в виде закрытого помещения или открытой галереи, площадки.
Парапет - невысокая стенка - ограждение крыш, лестниц, террас, набережных.
Парус - конструктивный элемент при переходе от четырехгранного объема к цилиндрическому. Имеет вид сферического треугольника, обращенного острием вниз.
Пилястр, пилястра - плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в виде архитектурного ордера.
План - условное изображение в масштабе здания или местности - вид сверху.
Подзор - декоративный резной карниз вдоль свесов крыши, наличников и т.п.
Подклет - нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.
Подташек - это навес над скамьей - защита от солнца и дождя: небольшая крыша. Главным элементом декора подташека были кронштейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов домов подташеки, а они были раньше почти у каждого дома, придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов.
Полица - в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.
Поребрик - орнаментальная кирпичная кладка с расположением кирпичей под углом к наружной поверхности стены.
Портик - галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.
Придел - дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию храма.
Прируб - бревенчатая постройка (пристройка), прирубленная к уже существующему зданию.
Притвор - см. паперть.
Причелина - причельная доска, закрывающая наклонные ребра крыши на торцевом фасаде.
Пропорции - пропорциональность - определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым - важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.
Прясло - участок стены между пилястрами или башнями.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
Сандрик- небольшой карниз над окном или дверью, иногда опирается на два кронштейна.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность.
Софит - обращенная вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку.
Сруб - деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) бревен.
Трапезная - в русской архитектуре обширная невысокая пристройка к западной части церкви.
Триглифы - элементы дорического фриза, имеющие вид квадрата или прямоугольника с короткими вертикальными желобками.
Филенка - часть поля стены, пилястры, двери, обведенная рамкой, гладкая или декоративная.
Фронтон - верхнее завершение стены здания в виде треугольника или сегмента, замкнутое со всех сторон карнизом. Завершение обрамлений проемов дверей и окон.
Хоры - верхняя открытая галерея внутри зала, храма.
Цоколь - подножие здания, нижняя, слегка выступающая часть стены.
Четверик - см. восьмерик.
Чинш - оброк деньгами или продуктами, платившийся с земли или дома.
Шатер - покрытие в виде высокой граненой пирамиды.
Шея - глухой цилиндрический или граненый барабан, не имеющий световых проемов, служит основанием для завершающей церковь главы.
Ширинка - прямоугольная или многоугольная впадина в стене, окаймленная декоративной рамкой.
Щипец - верх фасадной стены здания в форме угла или более сложного очертания, ограниченного двумя скатами крыши.