Вячеслав Гребенщиков Брянск
Биография конкретного человека интересна окружающим постольку, поскольку в ней отражено время, в которое жил этот человек» – так начинается книга публицистики Вячеслава Гребенщикова «И вновь продолжается бой…».
Чтобы решать любую серьезную проблему, прежде необходим серьезный анализ. И вот по волнующей всех теме брянской власти неожиданно пришла подмога. Член городского Общественного совета при администрации Брянска Вячеслав Гребенщиков не пожалел личного времени, сил и подготовил Концепцию развития транспорта общего пользования города Брянска на период 2015-2025 годы.
КОНЦЕПЦИЯ. 25 часов бесед с участниками авторынка, 31 страница идей, цифр, анализа и предложений. В прошлом — генеральный директор завода «Кремний», заместитель губернатора области Вячеслав Федорович Гребенщиков говорит, что лично взялся за эту работу, так как в какой-то момент осознал: городу нужен план развития.
Любопытно, что первая рабочая группа по обсуждению предложений Гребенщикова была создана в городской власти еще год назад — при начальниках Кистеневе и Ковалеве. Но ничего внятного группа так и не предложила, да и начальников тех уж нет. Как может чиновник нормально работать, возмущается Гребенщиков, если только в областной власти в короткий срок сменилось поочередно восемь начальников департамента промышленности и транспорта, и в городской администрации — та же картина. Серьезнейшее дело ныне вверено случайным администраторам, а не специалистам. Гребенщиков вспоминает слова одного из бывших заместителей главы горадминистрации Денисова: «Будут деньги — будут и программы», и с этими словами он решительно не согласен. Потому что данный путь — это, по сути, блуждание в темноте без ясной цели, можно, как в топку, кидать новые и новые сотни миллионов, но эти расходы неизбежно окажутся случайными и неэффективными.
Нынешние проблемы на брянских дорогах носят системный характер, и одолеть их можно, только реализуя набор системных действий, убежден Гребенщиков. Недавно дельные предложения по дорогам дали в городском управлении ЖКХ, однако, они затрагивают лишь часть проблемы. ЦИФРЫ. В Брянской области зарегистрировано 223 тысяч легковых и 28 тысяч грузовых автомобилей.
За последние четыре года областной властью выдано более 7 тысячи разрешений на работу легковых такси, но выходят на линии только около тысячи таксомоторов.
Протяженность маршрутов, которые обслуживают коммерческие перевозчики, составляет около тысячи километров.
Коэффициент износа подвижного состава автобусов в Брянске составляет 65 процентов, троллейбусов — 88 процентов. Средний возраст парка автобусов — 12,5 лет, троллейбусов — 15 лет. Один новый троллейбус стоит 5млн рублей.
4 млрд рублей в год — объем рынка пассажирских перевозок в Брянске, и в основном это- наличка, с которой не платят налоги. Для сравнения: бюджет города 2015 составляет 5,3млрд. При этом налоги, уплаченные за год в городской бюджет, составили: троллейбусники — 9,7 млн. рублей, автобусники — 4,4 млн, по трем крупнейшим компаниям маршруток — от 3,5 до 4 млн рублей.
Средняя скорость транспорта в Брянске за несколько лет уменьшилась с 17,5 до 16,3 км.
О ГЛАВНОМ. Давно пора понять, убежден автор Концепции, что главный объект на дорогах не деньги, как выглядит сегодня, а пассажир, его право в срок, обещанный властью, успешно добраться из пункта «А» в пункт «Б». Респект и уважуха владельцам маршруток, которые смогли за десять лет на свои деньги создать новую систему перевозок в городе, поклон работникам троллейбусного и автомобильного предприятий, продолжающих чинить и выводить на линии практически убитую технику. Вопиюще положение с кадрами и ответственностью водителей маршруток, удручающ вид большинства троллейбусов и автобусов. Сегодня надо решать, что делать дальше и шаг за шагом двигаться вперед. Гребенщиков предлагает систему действий по обновлению улично-до-рожной сети, единой для всех тарифной политике, организации движения и повышении его безопасности, ревизию местного законодательства по транспорту, подготовку профессиональных кадров, реформирование системы пассажирских перевозок.
К примеру, всем известно, как непросто и дорого построить большой мост или путепровод в областном центре. Новый Первомайский мост (в Бежицу) оценили при четырех полосах в 900 миллионов, при шести — в 1,2 миллиарда. Понятно, первоначально власть думала на строительстве сэкономить, но позиция Общественного совета убедила городскую администрацию в том, что только шестипо-лоска сможет обеспечить некоторую перспективу для автомобильного движения. Или строительство второй нитки путепровода на железнодорожном вокзале (заявленная цена 214 млн руб.), где сегодня в ежедневных пробках рвут сердце Володарские автомобилисты, — она тоже должна бы стать шестиполоской. И такие шестиполо-ски надо вводить на основных городских трассах, и на это искать деньги — только так можно избежать полного транспортного коллапса в городе. Собирать, обосновывать, выбивать деньги в Москве не под бесконечные текущие нужды, а именно под решение программ развития.
ГРЕБЕНЩИКОВ ВСПОМИНАЕТ СЛОВА ОДНОГО ИЗ БЫВШИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ГЛАВЫ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ ДЕНИСОВА: «БУДУТ ДЕНЬГИ
- БУДУТ И ПРОГРАММЫ». И С ЭТИМИ СЛОВАМИ ОН РЕШИТЕЛЬНО НЕ СОГЛАСЕН. ПОТОМУ ЧТО ДАННЫЙ ПУТЬ
- ЭТО, ПО СУТИ, БЛУЖДАНИЕ В ТЕМНОТЕ БЕЗ ЯСНОЙ ЦЕЛИ, МОЖНО, КАК В ТОПКУ, КИДАТЬ НОВЫЕ И НОВЫЕ СОТНИ МИЛЛИОНОВ
Тарифы перевозок в транспорте должны быть для всех едиными, убежден Гребенщиков. Надо убирать нал из городского оборота, надо активнее вводить электронные карты проезда. Маршрутные перевозки (которые на 80 процентов повторяют друг друга) должны стать более прозрачными по финансам. Надо выровнять в правах и обязанностях перевозчиков — муниципалов и коммерческих перевозчиков, тем более именно этого требует Закон о транспорте. Маршрутчики, большая часть которых ныне работают по серым схемам оплаты труда, должны делиться с городом хотя бы так, как это делают муниципалы. На всех , машинах уже стоят приборы системы Глонасс, и потому, по идее, несложно организовать работу городской диспетчерской, которая бы контролировала работу транспорта на линиях и способствовала порядку на дорогах.
НЕОБЫЧНЫЙ РАСКЛАД. В деятельном городском Общественном совете (не сравнить с областным, — руководитель Антюхов, — погруженным в летаргический сон) сегодня собрались известные руководители и деятельные люди: Родоманов, Забровский, Болхо-витина, до недавнего времени состоял Ющук, правда, с недавних пор его вернули в Горархитектуру. По своему профессиональному опыту и активной позиции они сегодня выглядят сильнее многих городских чиновников на зарплате. Показательно, что именно Общественный совет восстал против утверждения нового Генплана Брянска, который отчасти реализовывал шкурные интересы группы известных властных застройщиков. Общественный совет всецело инициативу Гребенщикова поддержал и с Концепцией. В ее рамках далее должна быть реализована разработка десятка программ по направлениям. С Концепцией ознакомлены новые главы городской и областной администрации, одобрил профильный Комитет горсовета нового состава.
По убеждению Гребенщикова, в одиночку поработавшего за специализированный институт, на основе Концепции должно последовать формирование и проведение долговременной и последовательной политики Брянской городской администрации и субъектов хозяйственной деятельности в сфере развития общественного транспорта города Брянска; разработка и реализация нормативных правовых актов в интересах жителей города; создание автоматизированной системы управления общественным транспортом; снижение транспортных издержек; повышение безопасности на общественном транспорте; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, и в результате — повышение качества услуг для городских пассажиров.
Теперь слово за городским советом, за депутатами.
Юрий ВАСИЛЬЕВ