Брянск. (ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт).?
ДЫРКА В КАРМАНЕ
Так и хочется воскликнуть вслед за классиком: «Радость безмерная!» С 1 января 2014 года каждый владелец приватизированного жилья, за исключением тех, кто живет в собственных домах, будет обязан ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт. Появление новой графы в квитанциях на оплату жилищно-ком- мунальных услуг, где пока значится лишь содержание и текущий ремонт, обойдется каждому плательщику в очень даже приличную сумму. Планируемые отчисления — около 5-6 руб. с одного квадратного метра. (Расчеты в нашей области пока окончательно не утверждены, но тем не менее есть основания предварительно остановиться на этой цифре). То есть обслуживание двухкомнатной квартиры средних достоинств обшей площадью до 60 кв. м может
Нам слишком хорошо известно, как умеют исполнять свои обязанности поставщики услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так что вполне реальная перспектива, что 29 лет владелец квартиры будет исправно ежемесячно отваливать в неведомую ему дыру приличную сумму, а на тридцатый год наконец дождется капитального ремонта своего дома. Если, конечно, к тому времени он не уйдет в мир иной, где цветут и пахнут
Заметим, что содержание и текущий ремонт жилья по сей день остается глубокой тайной для населения. Известны многочисленные случаи, когда управляющие компании отказываются давать плательщикам детальную расшифровку расходов по этой статье. Хотя эта статья — главная в общей сумме расходов, составляет до половины всего платежа и выражается в тысячах рублей. Есть и другие случаи, когда «отказникам» приходилось прибегнуть к услугам прокуратуры, чтобы уяснить для себя, за что же они платят. Тогда всплывала картина многочисленных приписок, высосанных из пальца услуг. Теперь, судя по всему, вопросов прибавится.
Специалисты по жилищно-коммунальному хозяйству в ответ на эти скептические представления призывают проникнуться сознанием абсолютной необходимости поддерживать жилищный фонд в приличествующем состоянии. Именно за счет самих хозяев. Ведь, покупая, скажем, автомобиль, владелец не рассчитывает на то, что государство будет содержать его и ремонтировать. Это частная собственность — изволь сам ухаживать за ним, продавать, покупать новый и т.д. Так и с квартирами, домами. Логика, конечно, в этом есть. Вопрос лишь в том, насколько обоснованными будут наши новые расходы. И как проследить за эффективным использованием огромных денежных потоков.
Для того, чтобы выстроить какие-то вменяемые отношения управляющих компаний с владельцами жилья, создан Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. А в каждом регионе — Фонд регионального оператора, который будет аккумулировать средства, предназначенные для капитального ремонта. Такая вот замысловатая структура, созданная федеральными чиновниками и законодателями. В дополнение ко всему этому с целью установить пригляд населения за расходованием средств при Общественной палате РФ создан Центр общественного контроля за реформированием ЖКХ во главе с побывавшей недавно в Брянске Светланой Разворотневой. Указом президента региональным властям вменяется в обязанность создание сети общественных организаций, контролирующих на местах реформу ЖКХ.
В Брянске общественную организацию «Наш дом» возглавляет известная активистка Светлана Калинина. «Брянский рабочий» много писал о том, как в должности руководителя «Жилкомсервиса Володарского района» Светлана Викторовна успешно наладила учет и контроль за расходованием средств на содержание и ремонт многоквартирных домов. Как благодаря этому за год вывела предприятие из глубоко убыточного в прибыльное. И как благодаря этому была со скандалом уволена с должности в бытность мэром Брянска Сергея I Смирнова.
Однако это не убавило ее энтузиазма. Стараниями Светланы Калининой состоялось обсуждение проблем жилищно-коммунального хозяйства Брянской области в профильном комитете Госдумы. Она возглавляет региональное подразделение Центра общественного контроля при Общественной палате РФ. Однако губернатор Николай Денин не наделил общественные организации полномочиями контролировать ход жилищно-коммунальной реформы, как это сделано во многих других регионах.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Брянскую городскую администрацию Сергей Михайлович Смирнов покинул в марте этого года при обстоятельствах, которые стали предметом обсуждения в кулуарах власти и в средствах массовой информации. По одним слухам, возвращение в родной Стародуб было вызвано состоянием здоровья. По другим, желанием уйти на пенсию в связи с состоянием здоровья, поскольку до достижения пенсионного возраста Сергею Михайловичу ждать еще около четырех лет. По третьим, мэр покинул должность и славный город Брянск потому, что деятельность его администрации вызывала слишком много вопросов — и не только у горожан, но и у правоохранительных органов. На памяти у многих злополучная реконструкция центральных улиц областного центра, в частности, бульвара Гагарина, о чем «Брянский рабочий» писал не раз. Реконструкция первой очереди бульвара Гагарина, на которую бюджет выделил более 61 млн. рублей, в нарушение закона опередила проведение аукциона. За это брянское ведомство Федеральной антимонопольной службы привлекло к административной ответственности должностных лиц Комитета жилищно- коммунального хозяйства Брянской городской администрации. Когда аукцион с опозданием все же провели, комиссия по размещению заказов для муниципальных нужд г. Брянска, которую возглавлял начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Василий Музыченко, сомнительным образом отсекла от участия в нем нежелательных претендентов. При этом, как утверждают источники из правоохранительных органов, В. Музыченко явно превысил свои должностные полномочия. Материалы проверки сотрудников Управления ЭБ и ПК, усмотревших в действиях В. Музыченко признаки состава преступления, неоднократно направлялись в СУ СК РФ по Брянской области. Но там «указали на отсутствие в действиях Музыченко состава преступления».
Лично мэром С. Смирновым в адрес муниципальных предприятий направлялись просьбы об оказании спонсорской помощи исполнителям заказов на реконструкцию бульвара Гагарина. Помощь оказывалась в суммах, выражавшихся в десятках миллионов рублей, и наносила ущерб муниципальным предприятиям. Контрольно-счетная палата отмечала завышенные цены на строительные материалы и материалы для благоустройства.
Те же скандальные истории сопровождали постановку стелы Воинской славы на Кургане Бессмертия, где одна только работа строительного крана, поднимавшего колонну, обошлась в 20 млн. рублей. Правоохранительные органы опять отмечали нарушения в организации аукционов, отсутствие надлежащей проектно- сметной документации.
С первого дня своего прихода в должность мэра в мае 2009 года Сергей Смирнов, однажды назвавший себя «удлинителем руки губернатора», был исполнителем воли областной власти. Даже в тех случаях, если это наносило вред горожанам. Достаточно вспомнить уступку москвичам Центрального рынка Брянска, в результате которой пострадал и городской бюджет, и сотни предпринимателей, лишившихся работы.
Теперь после кратковременной передышки бывший мэр якобы снова востребован в ипостаси областного руководителя. И не он один. Насколько известно, заместителями его во вновь образованном фонде стали упомянутый выше Василий Музыченко и Владимир Тюканько, возглавлявший некогда Комитет по ЖКХ городской администрации. Оба в свое время уволились с должностей по причинам, о которых не сообщалось. Один из депутатов городского Совета придумал брэнд для нового учреждения, то ли предприятия: фонд отверженных.
Знатоки недоумевают: что могут сделать для реформирования жилищно-коммунального хозяйства эти лица, завалившие в свое время программу капитального ремонта жилищного фонда, на которую федеральная казна готова была ежегодно выделять многомиллионные средства. Оказалось, что у нас не осуществлено межевание дворовых территорий, не определена собственность коммуникаций, по сути своей, оставшихся бесхозными. Установка приборов учета и контроля ресурсов в домах и квартирах идет непозволительно медленно. Вместо требуе мых 75 процентов домов оснащены только 21 процент. Из-за этого мы по стоянно вылетаем из федеральных программ. Только в 2013 году, отмечает Светлана Калинина, могли бы получить из федеральной казны 80 млн. рублей.
В конечном счете за все расплачивается население В Брянской области, по имеющимся данным, жилищный фонд многоквартирных домов составляет 2,5 млн. квадратных метров. Если с каждого метра на капитальный ремонт будут взиматься хотя бы 5—6 рублей (в разных регионах вилка составляет 4-9 руб.), поступления в фонд составят сотни миллионов рублей в год. Проследить за тем, как они будут расходоваться, смогут только сами владельцы жилья. И то при одном условии: если сумеют объединиться и делегировать право контроля советам домов или товариществам собственников жилья. В одиночку это никому не под силу — ни выбрать добросовестную управляющую компанию, ни проследить за ее расходами.
Между тем в Брянской области только около 30 процентов домов, в которых жители потрудились объединиться в ТСЖ или создать хотя бы общественный совет дома. В этой ситуации каждый остается при своих интересах. А интересы у разных людей разные.
Евгения ЧАЛИЯН.