СтраницаКамо Хачатрян

Камо Хачатрян житель деревни Антоновка Брянского района

Камо Хачатрян житель деревни Антоновка Брянского района

Что в любой семье, у любого народа главное на столе? Хлеб! Хотя у разных народов он называется по-разному. У русских – это черный ржаной каравай, у армян – матнакаш и лаваш. Армянский лаваш в 2016 году был включен в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Его состав максимально прост – мука, соль и вода. С ним едят первое и второе, заворачивают мясо и сыр, существует масса рецептов с творогом и зеленью. Как сообщает «Деснянская правда», за то, что многим брянцам полюбился лаваш, можно говорить спасибо и Камо Хачатряну, жителю деревни Антоновка Брянского района. Он был одним из первых, кто стал печь лаваш в Брянске, и продолжает делать это до сих пор вот уже почти четверть века

Камо Марленович родом из Гюмри, который в советские времена назывался Ленинаканом. Здесь он родился, женился, обзавелся детьми, работал начальником участка, который обслуживал 100 километров дороги всероссийского значения. В его подчинении находились 120 человек. Все изменилось в одночасье. В 1988 году на Армению обрушилось разрушительное Спитакское землетрясение. Мы больше знаем о трагедии Спитака, уничтоженного за тридцать секунд толчками мощностью 10 баллов, но и в Гюмри, где толчки достигали 9-балльной отметки, погибло очень много людей. Землетрясение случилось за три года до распада СССР и четыре – до первого Карабахского конфликта, который вспыхнул в 1992 году. Начались трудности с работой, задержки зарплат, а самое главное – не было уверенности в завтрашнем дне. Хачатряну пришлось уехать из Гюмри. Сначала он решил попытать счастья в Москве, но с работой и зарплатами в начале 90-х годов было одинаково туго хоть в Армении, хоть в России. Судьба привела его в Брянск, и именно здесь он смог найти свою нишу и встать на ноги. Поиск ответа на вопрос, чем зарабатывать себе на жизнь, первое время стоял очень остро. С торговлей не получалось, потому что всегда шел навстречу покупателю, в итоге – себе убыток. Он привык работать сам, и очень многое умеет делать своими руками. И когда у его друга возникла идея печь хлеб, решили попробовать, тем более была у них помощница – переселенка из Казахстана. И тогда и теперь люди, прошедшие непростой путь на новой родине, держатся вместе. Начинали с пирожков. Камо Марленович вспоминает, что позвонил матери, в Армению, и попросил его научить. Вот она ему по телефону рассказывала о секретах вкусной выпечки и диктовала домашние рецепты, а рядом тут же замешивалось тесто. Последний штрих, говорила мама, нужно обязательно на тесте, перед тем как оставить его «доходить», сделать надрез в виде креста. «Зачем?» – спросил Камо. «Так надо, чтобы хлеб был вкусным, чтобы все получилось как надо, так бабушка делала, так делаю и я», – ответила мама. Первый блин комом не вышел, может, крест помог, но выпечка получилась пышной и вкусной, и была без труда распродана на Советском рынке. На выручку купили муки и сахара. Первая пекарня Хачатряна, которую они открыли в арендуемом помещении недалеко от площади Партизан в Брянске, начала работу в 1994 году. Пекли здесь классический хлеб-буханку и булки. Реализовывали продукцию также сами, развозя ее по близлежащим деревням на собственном транспорте. Передвижные лавки со свежим хлебом тогда ждали многие бабушки и в Брянском районе. В ту же Антоновку ездили в любую погоду, потому что были постоянные клиенты, как правило, пожилые люди. А старость на Востоке – очень уважаемый и почитаемый возраст. Хлеб в семье Хачатрян пекли только женщины, и свежий матнакаш и лаваш всегда были на столе. Вот без этого родного хлеба было в первое время очень сложно, потому как в России его в то время мало где можно было найти. И хоть, на первый взгляд, приготовление лаваша максимально простое, но есть свои технологии, нюансы, традиции. Да и вообще, работа с тестом – это настоящее волшебство, чтобы получилось, нужно обязательно тепло рук и хорошие мысли. В семье Хачатрян национальный армянский хлеб старались печь для себя, а потом он многим друзьям и знакомым приглянулся – вкусно, и они решились печь его для реализации. Было это в 1997 году. Первые объемы были микроскопические, и чтобы не уйти в минус, скрупулезно просчитывались все риски. И если продавать Камо был не мастак, то организация и умение находить поставщиков и покупателей, заключать договоры – это по его части. Изначально дело шло туго, но человеку всегда интересно все новое, а со временем пресная и тонкая лепешка легла в основу десятков блюд, которые хозяйки придумывали на ходу, и лаваш стал неотъемлемой частью меню во многих семьях брянцев. Производство расширялось. После пекарни на площади Партизан переехали в арендуемое помещение на телецентре, а немногим более десяти лет назад семья смогла построить собственное производство в деревне Антоновка. Почти двадцать лет понадобилось, чтобы встать на ноги! Сегодня ООО «Арарат», так называется предприятие семьи Хачатрян, освоило выпуск большого количества хлебобулочных изделий – ватрушек и ромашек, булок обсыпных, булок с сыром, хачапури и еще много чего вкусного, но основа производства – это матнакаш и лаваш нескольких сортов. Работают по заявкам. Продукцию «Арарата» закупают магазины «Пятерочка», «Линия», «Европа», приезжают за вкусной выпечкой в брянскую Антоновку и из Смоленска. Уже с шести утра на производстве покупатели забирают товар с пылу с жару после ночной смены. И хоть тесто здесь уже замешивает машина и производство автоматизировано, но многое, как издревле, мастерицы-пекари делают вручную, а когда в цеху Камо Марленович, он по старинке на тесто, которое должно еще дойти до нужной кондиции, привычно ставит крест, прося благословения у Бога на вкусный хлеб. Добрая традиция и вера в то, что так правильно. В семье Хачатряна четверо детей – дочка и три сына. Все они выросли, выучились, получили образование уже в России, которую считают второй родиной. Дочка вышла замуж и уехала, а вот сыновья рядом с отцом, его гордость и надежный тыл, и пекарня – их семейное дело. И дело работает не только на них – на Брянщину и Россию. С началом СВО Хачатряны не реже двух раз в месяц отправляют гуманитарные грузы для солдат на границу – выпечку, хлеб, сахар. А старший сын на своей машине не единожды отвозил для военнослужащих в Погарский район продукты. Они не любят об этом говорить, просто помогают, считая это нужным и правильным. И, как раньше, Камо Марленович многие вещи предпочитает также делать своими руками. Он свою первую линию по выпечке лаваша сам смастерил «от» и «до». Дом построил без излишеств, но добротный. Двери этого дома всегда открыты для родных и друзей, с которыми ни время, ни жизненные обстоятельства не смогли его разлучить. Кто-то из них остался в Армении и достиг определенных высот, трое обосновались в России – в Москве, Брянске, Владивостоке. Что определяет любую национальную идентичность? Язык, обычаи, культурные традиции, религия. А еще национальная кухня, главным продуктом в которой является хлеб. Армяне, где бы они ни жили, предпочитают лаваш и матнакаш. У русских точно так же – без черного ржаного хлеба никуда. Не с булкой же щи есть! Права народная мудрость: хлеб – всему голова! И русские бабушки в деревнях перед тем, как каравай ставить в печь, тоже по его верхушке делали надрезы в виде креста. Может, так же просили у Бога благословения для хлеба – основы благополучия, достатка и сытного завтра любой семьи. Поэтому и уважение такое к нему испокон веков в культуре и традициях всех народов мира. Очень хотелось бы, чтобы эти объединяющие традиции предков сохранились и были переданы потомкам.