История архитектуры Брянской области
Любовь к родному краю вызывает в нас потребность как можно более подробно и обстоятельно изучать его историю.
Каменная песня.
Говорят, что архитектура – это окаменевшая музыка. Архитектурный образ, как и музыкальный, не является определённым изображением события или конкретной цели.
Ляличи (следы былого)
Ляличи…. Прославленное и забытое, процветавшее и заглохшее, блестяще возникшее и почти исчезнувшее, художественно прекрасное и безобразно разрушенное, это замечательное произведение русской архитектуры.
Ляличи находятся в Суражском районе по дороге на Мглин, в 10 киллометрах на восток от Суража.
В XVII веке Ляличи, как и весь Мглинский край, принадлежал польскому «державцу».
В 1775 году Екатериной II Ляличи были «пожалованы» полковнику Петру Васильевичу Завадовскому. «Подарок » Екатерины II состоял из 2500 душ крестьян и 40 тыс. десятин земли. Завадовский устроил в Ляличах обширную усадьбу с большим парком. В конце XVIII столетия усадьба получила своё законченное воплощение. Здесь был воздвигнут великолепный дворец, много вспомогательных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь Екатерины. Усадьба и деревня получили название «Екатериныдар». Это была кульминация развития усадьбы. Строительство усадьбы было связано с именем знаменитого архитектора Джакомо Кваренги – выдающегося представителя русского классицизма - «русский итальянец».
Дворец размером 128*160 метров был одним из крупнейших парадных дворов в России.
Церковь Екатерины – храм красоты, его архитектура производит впечатление грандиозности и торжественности.
Всё объединяющей живой средой Ляличского архитектурного ансамбля является парк – это зелёное чудо. Его бегущая по холмам и долинам «многовёрстная» каменная стена заключала территорию размером около 150 гектаров.
Картина современного состояния ансамбля дворцовой усадьбы (сейчас там располагается совхоз Мичуринский), церкви и парка невесёлая. Но хочется верить, что Ляличский ансамбль возродится скоро в новом величии, что его действительно «золотой век» впереди!
Церковь Троицы в селе Голубея Дубровского района.
Троицкая церковь построена в 1844 году на средства графа В.Д. Олсуфьева. По типу - это
четырёхстолпный одноглавый храм, в плане квадратный. Троицкая церковь представляет собой оригинальный образец новорусского стиля XIX века. Это свидетельствует о том, что Брянский уезд был далеко не медвежьим углом в области культуры. Архитектурой своих построек он составлял часть пленительного облика земли русской.
Древний храм во Вщиже.
Здесь славянские корни далёкой домонгольской эпохи. Его летопись восходит к XII веку, о чём свидетельствуют находки различных церковных предметов найденных в земле остатков фундамента.
Успенская церковь в Овстуге.
К сожалению ещё один памятник архитектуры уничтоженный, но не полчищами татаро – монголов, а нашим отечественным нигилизмом 1930-х годов. Облик Успенской церкви принадлежит рубежу двух столетий искусства – русского барокко и классицизма XVIII века (новый храм построен к юбилейной дате – 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева).
Преображенская церковь, середина XVIII века.
Село Чернетово. Храм оригинальной формы (цилиндрическое строение покрытое куполом). Церковь посвящена иконе Ахтырской Божией Матери, построена в 1805 году.
Преображенская церковь в Хотылёве.
Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева». Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника – елизаветинского периода русского барокко – пышный, романтический и трогательный. К сожалению подвергся сильному разрушению.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кабаличи.
Церковный приход села Кабаличи уже в XVII веке упоминается как один из самых древних приходов Брянского уезда. Строительство храма начато в 1768 году и закончено в 1779.
Церковь Дмитрия Солунского в Отрадном.
Храм во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а «осветился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе….Государыни империатрицы Елисаветы Петровны всея России…Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексей, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алимовой…».
Троицкая церковь в Бежичах.
Дата постройки храма Живоначальной Троицы: - в XVIII веке воздвигнута церковь и в начале XIX века – колокольня. При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, она построении по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году.
Благовещенская церковь в городище.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1824 году вместо сгоревшего старинного храма. Благовещенская церковь разделила трагическую судьбу многих тысяч своих сестёр в угоду бесновавшегося атеизма. Закрытая для службы в 1930-х годах, в полуразрушенном состоянии она пережила военное лихолетье и полностью исчезла в начале 50-х годов.
Церковь Георгия Победоносца в Супоневе
О церкви названной в честь великомученика Победоносца Георгия упоминается еще в 1288 году. Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. История не сохранила перечня его соимённых предшественников.
Церковь Рождества в селе Мякишеве.
Церковь Рождества (ныне Выгоничский район), конец XVIII века.
Храм во имя Бориса и Глеба в селе Госома.
Само село Госома существовало ещё в XVII веке. Называлось тогда оно Борисоглебским, очевидно, от бывшего при церкви во имя Успения Божией Матери придела в честь Бориса и Глеба. Сохранившийся до нашего времени каменный храм во имя Бориса и Глеба построен в 1985 году. Памятник архитектуры хорошо «вписан» в архитектурно – природный ландшафт.
Храм Афанасия и Кирилла в Страшевичах.
По преданию, название села Страшевичи произошло от его расположения в непроходимой лесной и болотистой местности, наводившей на путников страх. В конце XVII века в Страшевичах уже существовал ветхий храм во имя Петра и Павла. В 1731 году был построен деревянный храм во имя святых Афанасия и Кирилла. Дошедший до нас храм построен в 1905 году. Это настоящее искусство кирпичной кладки, хотя довольно и сложное. Храм сохраняет исторический облик села, вносит цветовое и объёмное разнообразие в застройку, украшает не только Страшевичи, но и всю округу.
Казанская церковь в Новосёлках.
Изящнейший камерный храм во имя Казанской Божией Матери господствует над застройкой села и рекой Судость. Время создания последняя треть XVIII века. Пространственное построение памятника – это хорошо найденные соотношения его основных масс: объёма церкви, грандиозной колокольни и низких трапезной и алтаря.
Церковь Святителя и чудотворца Николая в селе Елисеевичи.
На холме при речке Рудке, что в Брянском районе, возвышаясь над селом, сохранился интересный памятник архитектуры 1843 года – церковь Николая Чудотворца, угодника Божьего, весьма чтимого на Руси.
Церковь Покрова Богородицы в селе Красном.
Архитектурные формы наиболее старой части храма – его центрального зала, возвышающимися над приделами, трапезной и алтарём, - носят следы влияния классицизма. (Это позволяет думать, что храм был построен не позднее первой половины XIX века).
Церковь Рождества Христова в селе Теменичи.
Поставленная на взгорье разбросанного по холмам села Христорождественская церковь построена «иждивением» местного помещика А.Н. Львова в 1832 году. В 1853 году на средства полковника Н.В. Вепрейского построена каменная колокольня. Хороший пример современным архитекторам, утратившим чувство исторической преемственности, подаёт история этой церкви.
Церковь Архистратига Михаила в Лутне.
В лесном Клетнянском районе находится село Лутна, ранее называемое Богдановкой. Возникло оно в начале XVIII столетия. А своё имя получило от речки Лутны (или Лутёнки). В 1804 году в селе был возведён каменный храм. Он посвящён Архистратигу Михаилу, предводителю небесного воинства. Церковь Михаила построена по веками установленной схеме: впереди, с запада, башня колокольни, соединённая низким залом трапезной церкви с возвышенным объёмом главного храмового зала, к которому с востока примыкает равновысотный с трапезным залом алтарь. Церковь Архистратига Михаила – это единственный памятник архитектуры, сохранившийся на территории Клетнянского района.
Преображенная церковь в Творишичах.
Несколько в стороне от села, на весьма удобном для обзоре месте, выделяется своим сложным и пластичным очертанием овальное здание, глядя на которое издали, не подумаешь, что это храм. Храм был построен в 1818 году.
Космодамианская церковь в Барышье.
Село Барышье (Брянский район) расположено на левом берегу Судости на равнинном месте. В писцовых книгах царя Михаила Фёдоровича и церковной ведомости за 1831 год значится, что «Космодамианская церковь с. Барышья построенная в 1744 году пришла в ветхость».
Покровская церковь в Ивоте.
Поселение Ивот известно с XIII века. Деревянный храм в честь Покрова Божией Матери был построен в 1881 году. Расположенный на самом высоком месте посёлка, против завода, своими внушительными размерами (34 на 48 метров), импозантной и торжественной архитектурой, красивым силуэтом и нарядностью фасадов он до сих пор занимает господствующее положение в застройке Ивота.
Корни культуры земли Брянской тесно переплетены с корнями Древней Руси, с культурой братских украинского и белорусского народов, а через них – с исконной, вековечной славянской культурой.