Брянск. Люди искусства в период революции.
Пусть каждый помнит, что он гений
Брянская земля в период революционного разлома в искусстве явила миру сразу несколько ярчайших ниспровергателей и отрицателей прошлого. Уроженец Стародуба композитор Николай Рославец (1880—1944), выпускаясь в 1912 году из Санкт-Петербургской консерватории, получил большую серебряную медаль за кантату. Но затем со всеми традициями порвал, сблизился с футуристами, взялся не за сочинение, а именно за изобретение новой музыки. Слушать ее тяжко, без нот повторить исполнителю изобретенное Рославцем практически невозможно, но композитор от своей невозможной музыки не отступился. Всю жизнь на нее положил.
Уроженец Брянска Певзнер, будущий авангардист скульптор Наум Габо (1890-1977), пошалив в компании питерских левых художников, издав несколько манифестов;о грядущем новом искусстве, в 20-е годы уехал в Германию, а затем — в Штаты. Прожил долгую жизнь, занимаясь абстрактной скульптурой, раз за разом вначале разлагая, а затем собирая из элементов новую воображаемую реальность.
Трагический безвоздушный мир русской провинции в своих необыкновенно коротких рассказах, где, к примеру, в принципе отсутствуют прилагательные, сохранил и оставил после себя брянский Джойс — писатель Леонид Добычин (1896-1936). Жизнь его оказалась неимоверно тяжкой. Если бы Добычин был осторожнее и осмотрительнее, то свое странное писательство непременно прекратил бы. Но он ничем себе не изменил, скорее всего — просто не мог.
А еще на Брянщине в молодости подолгу бывал, путешествовал и здесь ощутил свое «первое космическое прозрение» поэт и философ Даниил Андреев (1906-1959). Вечный странник, гонимый властью, создатель новой религии, обоснованной в знаменитой книге «Роза мира». И заклейменный за «Розу мира» одними как безумец, и вознесенный другими как Провидец.
Ну, а еще вспоминается ученый, почетный профессор многих иностранных академий Александр Чижевский (1897—1964), чья юность прошла в отцовском имении в Брянском уезде. Не понимаемый и не ценимый властью, Чижевский искренне и увлеченно обосновал влияние солнечной энергии на все происходящее на нашей планете. В молодости он составил и издал сочинение, указывающее, на прямую связь между происходящим революциями и возмущением Солнца. Всю жизнь, изучавший влияние Солнца Чижевский, вместо ожидаемой Нобелевской премии, хотя его кандидатура была одной из первых, получил на долгие годы койку на нарах в сталинском лагере, большая часть написанного им пропала. Помнят разве что люстру Чижевского!
Почему они так неистово отстаивали собственные необыкновенные идеи? Может, потому что в ответ на скучное и бессмысленное прежнее прозябание в провинции сильнее других поверили в очищающий огонь революции? И первыми кинулись в него. Ведь так хочется верить, что прекрасный Солнечный мир все-таки можно, очистившись, устроить на Земле!