Брянск. Иностранные языки.
Что то одолело многих брянских торговцев, чьи магазинищи, магазины и магазинчики заполнили улицы нашего родного города. В общении с брянской публикой они перешли на... иностранные языки. Именно ихними, ненашенскими буквами ныне украшено большинство магазинов и салонов, в товарах или услугах которых есть хоть малейший намек на что-то иностранное.
Вот недавно, к примеру, отремонтировавшись и переименовавшись, открылось заведение вечернего и ночного досуга «Фортуна», нравы которого, в нашем понимании, лучше всего характеризует фраза «Погнали наши городских». И что любопытно: практически больше нету ни одного русского словечка на фронтоне. Будто теперь заведение будет принимать только иностранную публику. Но это ж не так! Это как в анекдоте, что правительство у нас хорошее, можно сказать, даже отличное, просто надо для этого правительства подобрать получше народ. Увы, негде подобрать для «Фортуны» другой народ, все та же в заведении удалая публика. Но знает ли она иностранные буквы, ну, хотя бы некоторые? А если не знает, то зачем вышеуказанные потуги? То же и с другим очагом ночной брянской культуры «Навигатором», который не только свое название аршинными буквами, но и все свои афишки заполняет в основном нерусскими буквами.
Вот в Брянск приехала дать концерт в Брянском драм- театре лихая американка, исполнительница песен в стиле кантри Мэри Макбрайд. На афише, которую расклеили по всему городу, из русских слов было только название драм- театра. Ну, и кто к кому, в какую страну приехал?
Или вот предлагают свои услуги Hotel «Вираж», магазинчик красок «Color мастер» и др. Нет, вы убейте меня, съешьте без соли, но «Вираж» не может быть хотелем, а мастер заниматься колором. Все-таки надо как-то потщательнее. А вот бесчисленные брянские бутики на центральных улицах — из тех, что частенько продают товар, изготовленный на Малой Арнаутской в Китае с подъемом в 300 процентов. Среди их названий очень много итальянских со сложными оборотами, но, конечно, в английской транскрипции. Почему по-английски? Так сказать, как умеем-с. В провинции убеждение, что только укажи, только дай ссылочку на чужеземное, так и побежит толпой к тебе обыватель. Это как со знаменитой старинной московской вывеской «Цырюльный мастер Иванов из Парижу, а также по мозолю». Куда до него конкурентам? Что они могут противопоставить Иванову из Парижа в качестве боевого маркетинга?
Меж тем, не знаю как другим, а мне и за русскии язык, и за державу обидно. Ну, отчего же вот так-то дешево, глупо? И почему, к примеру, Райффайзен банк и некоторые другие все же в Брянске пишут свои названия по-русски, а другие — не настроены? И как их настроить?
Но, может, есть все же в Брянске у русского языка свои защитники? Позвонил в управление федеральной антимонопольной службы, в горсовет, в управление горадминистрации, ведающее разрешениями на установку вывесок. Пытался узнать, есть ли у них какая-то позиция по этому вопросу? Позиция, оказывается, тверда, как материковые льды: «Закон не запрещает». Может, оно пока и так. Может, у нас вообще никогда и ничего не сделается, пока из Москвы циркуляр не пришлют да отряд «Выстрел» не пришлют.
А пока вся эта нынешняя смесь «французского с нижегородским» выглядит на улицах провинциального города дико и смешно.
Застенчивые защитники нерусского языка на брянских улицах терпеливо объясняли мне происходящее обстоятельством, что многие магазины в Брянске работают, дескать, по франшизе, и это обязывает их обозначать свои названия иностранными буквами. Отвечаю: это неправда или, вернее, не вся правда. Большинство похожих вывесок на магазинах в столице нашей Родины все же обозначены по-русски. Там к иностранным вывескам мэрия относится построже, и потому бизнес вынужден реагировать и реагирует. У нас же этого нет совершенно. Похоже, городской власти на публичное языковое насилие просто наплевать.
Никто ведь не прочитает, не поймет, не запомнит, ну, почти никто. По данным опроса фонда «Общественное мнение», 79% россиян никогда не были за границей, 82% не говорят ни на одном иностранном языке.
И для кого тогда эти вывески, плакаты? Зачем?