Храм в честь Рождества Христова Брянский район Брянской области
Храм в честь Рождества Христова в поселке Добрунь появился относительно недавно. В 2001 году в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, была зарегистрирована община храма в честь Рождества Христова.
До 2001 года храма в деревне Добрунь не было. Приход сначала относился к Свенскому Свято-Успенскому монастырю, поэтому в деревне престольным праздником считается Успение Пресвятой Богородицы. Самостоятельный приход в современном поселке Добрунь был создан в начале 2001 года. В связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова, по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека была зарегистрирована община храма в честь Рождества Христова. Богослужения стали проводиться во временном храме, расположенном в одной из комнат поселкового Дома культуры. С мая 2003 года на выделенном участке земли ведется строительство здания Воскресной школы, в котором будет располагаться храм.
Церковь Рождества Христова в Теменичах
По переписным книгам 1654 года в приходе Теменичской Рождественской церкви числилось девять дворов.
Поставленная на взгорье разбросанного по холмам села Теменичи Христорождественская церковь построена "иждивением" местного помещика А.Н. Львова в 1832 году. Обновлена в 1853 году на средства полковника Н.В. Вепрейского, женатого на двоюродной сестре А.И. Герцена. Им же построена каменная колокольня.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Год постройки: не позже 1832.
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Теменичи.
ТЕМЕНИЧИ. Церковь Рождества, нач. XIX в.
Поставленная на взгорье разбросанного по холмам села Христорож-дественская церковь построена «иждивением» местного помещика А.Н.Львова в 1832 году. «Обновлена» в 1853 году на средства полковника Н.В.Вепрейского. Им же построена каменная колокольня. Хороший пример современным архитекторам, утратившим чувство исторической преемственности, подает история этой церкви.
Несмотря на то, что колокольня построена двадцатью годами позже церкви, стиль и объемное построение храма выглядят согласованными в пропорциях. Архитектурный образ его, гармоничный и уравновешенный, прекрасно сочетается с красивым пейзажем.
Церковь построена по своеобразному плану, напоминающему форму креста, но против обычного боковые ветви креста образованы не приделами к боковым сторонам церковного зала, а расположением весьма вместительной трапезной в виде вытянутого прямоугольного помещения поперек продольной оси. Восточные углы трапезной закруглены и дают место для четырехколонных портиков боковых входов в церковь.
Внешняя архитектура следует принципам позднего классицизма. Простота форм, ясность членений маловыступающими карнизами и тягами, цилиндрические верхние ярусы церкви и колокольни, покрытые сферическими куполами и завершенные крупными ажурными, тонкой кузнечной работы, — все это придает постройке монументальность и запоминающуюся художественную выразительность.
Разнообразие сводчатых перекрытий сообщает пространственное богатство интерьеру. Еще недавно можно было увидеть фрагменты росписей клеевыми красками «под фреску», выполненные с определенным профессиональным мастерством. Часть из них изображает группы святых на галерее, огражденной балюстрадой, на фоне небесного свода. Подножия арок украшены сложными орнаментальными композициями, состоящими из предметов утвари, музыкальных инструментов, различных символов на скрижалях.
В 1832 году на средства помещика Алексея Николаевича Львова в селе вместо двух деревянных церквей была построена новая каменная Рождественская церковь. Помещик Николай Васильевич Вепрейский, капитан артиллерии, в 1853 году на свои средства отремонтировал и обновил каменный Рождественский храм в Теменичах и пристроил к нему высокую и стройную колокольню. Кроме того, он подарил церкви несколько дорогих предметов церковного обихода. Благодаря усилиям Н.В. Вепрейского теменичский храм приобрел законченность и художественное своеобразие».
В исторических хрониках упоминается священник теменичского храма Иоанн Амфитеатров, который скончался 7 марта 1908 года от смертельного ранения, нанесенного вооруженными грабителями. Храм был закрыт (предположительно в годы коллективизации) и использовался в хозяйственных целях. В 1993 году была воссоздана православная община, силами которой храм был частично восстановлен, в нем регулярно совершаются Богослужения.
ТЕМЕНИЧИ
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, 2-я четв. и сер. 19 в.
Расположена у дороги на краю села, над речкой. Построена в 1832 г.^по заказу помещика А.Н. Львова вместо двух прежних, деревянных; в 1853 г. на средства полковника Н.В. Вепрельского обновлена и к ней пристроена колокольня. К настоящему времени утрачены портики здания и южная часть трапезной. Кирпичный и оштукатуренный купольный храм в стиле позднего классицизма с традиционно трехчастной, но очень компактной композицией.
Основной объем развит по вертикали: массивный куб с полукруглым пониженным алтарем несет цилиндрический барабан с арочными окнами и пологим куполом, завершенным необычным по форме четырехгранным постаментом, который увенчан главкой с ажурным железным крестом. Более широкая, вытянутая по поперечной оси трапезная с закругленными восточными углами соединена оригинальным трапециевидным в плане переходом со стройной и изящной колокольней. Ее нижний четверик одинаковой высоты с трапезной, а четырехгранный ярус звона с арками сильно вытянут вверх и завершен невысоким глухим цилиндром с круглыми нишами и куполом с главкой и крестом.
Алтарь перекрыт коробовым сводом с конхой, трапезная - вспару-шенным сводом, нижний ярус колокольни и переход - крестовыми сводами. Интересны небольшие круглые помещения по сторонам перехода, в одном из которых была лестница к звону.
Сохранившиеся фрагментарно росписи сер. 19 в. - незаурядный для Брянской обл. памятник монументального искусства классицизма — выполнены клеевыми красками мягких охристых тонов, Во 2-й пол. 19 в. поновлялись масляной краской. Оригинальная архитектурно-декоративная живопись играет важную роль в интерьере, придает ему строгий, гармоничный характер. В гризайльном декоре повторены элементы внешнего убранства храма: рельефным балюстрадам под окнами на фасаде соответствует балюстрада, написанная в барабане; колоннам портиков - изображение их на стенах внутри церкви; глухому окну с западной стороны барабана - рисованное окно, "забранное" решеткой. В куполе написаны головки ангелов и Саваоф (с восточной стороны), ниже - большая композиция "Вознесе ние"; между окнами барабана за рисован ной балюстрадой изображены пророки, как бы стоящие на галерее, которая объединяет их в одну сцену. В верхней части стен написаны церковные атрибуты (сохранились только на южной стене): вы носные иконы, рипиды, кресты; под ни* проходит живописный карниз, которы "поддерживают" мощные колонны. Гран крестовых сводов нижнего яруса колокольни выделены широкими полосами, между которыми изображен пышный растительный орнамент.
Пясецкий, 1899, с. 81,93; Историческое описание... с 127: Холмогоров, с. 293-294.