Страница Христова

Храм в честь Рождества Христова Брянский район Брянской области

Храм в честь Рождества Христова в поселке Добрунь появился относительно  недавно. В 2001 году в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова по благословению  Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, была зарегистрирована  община храма в честь Рождества Христова.

До 2001 года храма в деревне Добрунь не было. Приход сначала относился к Свенскому Свято-Успенскому монастырю, поэтому в деревне престольным праздником считается Успение Пресвятой Богородицы. Самостоятельный приход в современном поселке Добрунь был создан в начале 2001 года. В связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова, по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека была зарегистрирована община храма в честь Рождества Христова. Богослужения стали проводиться во временном храме, расположенном в одной из комнат поселкового Дома культуры. С мая 2003 года на выделенном участке земли ведется строительство здания Воскресной школы, в котором будет располагаться храм.

Церковь Рождества Христова в Теменичах

По переписным книгам 1654 года в приходе Теменичской Рождественской церкви числилось девять дворов. 

Поставленная на взгорье разбросанного по холмам села Теменичи Христорождественская церковь построена "иждивением" местного помещика А.Н. Львова в 1832 году. Обновлена в 1853 году на средства полковника Н.В. Вепрейского, женатого на двоюродной сестре А.И. Герцена. Им же построена каменная колокольня.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Год постройки: не позже 1832.
      Адрес: Брянская область, Брянский район, село Теменичи.

ТЕМЕНИЧИ. Церковь Рождества, нач. XIX в.

Поставленная на взгорье разбросанного по холмам села Христорож-дественская церковь построена «иждивением» местного помещи­ка А.Н.Львова в 1832 году. «Обновлена» в 1853 году на средства пол­ковника Н.В.Вепрейского. Им же построена каменная колокольня. Хороший пример современным архитекторам, утратившим чувство исторической пре­емственности, подает история этой церкви.

Несмотря на то, что колокольня построена двадцатью годами поз­же церкви, стиль и объемное построение храма выглядят согла­сованными в пропорци­ях. Архитектурный об­раз его, гармоничный и уравновешенный, пре­красно сочетается с кра­сивым пейзажем.

Церковь построена по своеобразному пла­ну, напоминающему форму креста, но против обычного боковые вет­ви креста образованы не приделами к боковым сторонам церковного зала, а расположением весьма вместительной тра­пезной в виде вытянутого прямоугольного помещения поперек продольной оси. Восточные углы трапезной закруглены и дают место для четырехколонных портиков боковых входов в церковь.

Внешняя архитектура следует принципам позднего классицизма. Про­стота форм, ясность членений маловыступающими карнизами и тягами, цилиндрические верхние ярусы церкви и колокольни, покрытые сфери­ческими куполами и завершенные крупными ажурными, тонкой кузнеч­ной работы, — все это придает постройке монументальность и запомина­ющуюся художественную выразительность.

Разнообразие сводчатых перекрытий сообщает пространственное бо­гатство интерьеру. Еще недавно можно было увидеть фрагменты роспи­сей клеевыми красками «под фреску», выполненные с определенным про­фессиональным мастерством. Часть из них изображает группы святых на галерее, огражденной балюстрадой, на фоне небесного свода. Подножия арок украшены сложными орнаментальными композициями, состоящими из предметов утвари, музыкальных инструментов, различных символов на скрижалях.

В 1832 году на средства помещика Алексея Николаевича Львова в селе вместо двух деревянных церквей была построена новая каменная Рождественская церковь. Помещик Николай Васильевич Вепрейский, капитан артиллерии, в 1853 году на свои средства отремонтировал и обновил каменный Рождественский храм в Теменичах и пристроил к нему высокую и стройную колокольню. Кроме того, он подарил церкви несколько дорогих предметов церковного обихода. Благодаря усилиям Н.В. Вепрейского теменичский храм приобрел законченность и художественное своеобразие».
В исторических хрониках упоминается священник теменичского храма Иоанн Амфитеатров, который скончался 7 марта 1908 года от смертельного ранения, нанесенного вооруженными грабителями. Храм был закрыт (предположительно в годы коллективизации) и использовался в хозяйственных целях. В 1993 году была воссоздана православная община, силами которой храм был частично восстановлен, в нем регулярно совершаются Богослужения.

ТЕМЕНИЧИ

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТО­ВА, 2-я четв. и сер. 19 в.

Расположена у дороги на краю села, над речкой. Построена в 1832 г.^по зака­зу помещика А.Н. Львова вместо двух прежних, деревянных; в 1853 г. на сред­ства полковника Н.В. Вепрельского об­новлена и к ней пристроена колоколь­ня. К настоящему времени утрачены портики здания и южная часть трапез­ной. Кирпичный и оштукатуренный ку­польный храм в стиле позднего класси­цизма с традиционно трехчастной, но очень компактной композицией.

Основной объем развит по вертика­ли: массивный куб с полукруглым пони­женным алтарем несет цилиндрический барабан с арочными окнами и пологим куполом, завершенным необычным по форме четырехгранным постаментом, который увенчан главкой с ажурным железным крестом. Более широкая, вы­тянутая по поперечной оси трапезная с закругленными восточными углами со­единена оригинальным трапециевид­ным в плане переходом со стройной и изящной колокольней. Ее нижний чет­верик одинаковой высоты с трапезной, а четырехгранный ярус звона с арками сильно вытянут вверх и завершен невы­соким глухим цилиндром с круглыми нишами и куполом с главкой и крестом.

Алтарь перекрыт коробовым сводом с конхой, трапезная - вспару-шенным сводом, нижний ярус коло­кольни и переход - крестовыми свода­ми. Интересны небольшие круглые по­мещения по сторонам перехода, в одном из которых была лестница к звону.

Сохранившиеся фрагментарно роспи­си сер. 19 в. - незаурядный для Брян­ской обл. памятник монументального ис­кусства классицизма — выполнены клее­выми красками мягких охристых тонов, Во 2-й пол. 19 в. поновлялись масляной краской. Оригинальная архитектурно-де­коративная живопись играет важную роль в интерьере, придает ему строгий, гармо­ничный характер. В гризайльном декоре повторены элементы внешнего убранства храма: рельефным балюстрадам под ок­нами на фасаде соответствует балюстра­да, написанная в барабане; колоннам пор­тиков - изображение их на стенах внутри церкви; глухому окну с западной стороны барабана - рисованное окно, "забранное" решеткой. В куполе написаны головки ан­гелов и Саваоф (с восточной стороны), ниже - большая композиция "Вознесе ние"; между окнами барабана за рисован ной балюстрадой изображены пророки, как бы стоящие на галерее, которая объединяет их в одну сцену. В верхней ча­сти стен написаны церковные атрибуты (сохранились только на южной стене): вы носные иконы, рипиды, кресты; под ни* проходит живописный карниз, которы "поддерживают" мощные колонны. Гран крестовых сводов нижнего яруса коло­кольни выделены широкими полосами, между которыми изображен пышный рас­тительный орнамент.

Пясецкий, 1899, с. 81,93; Историческое описа­ние... с 127: Холмогоров, с. 293-294.