Страницагород

ТАМАРА КОРБАНОВИЧ: «ОДНО СЛОВО УЧИТЕЛЯ ВАЖНЕЕ ТЫСЯЧИ СТРАНИЦ УЧЕБНИКА»

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Как воспитать такую личность — в эксклюзивном интервью с начальником управления образования Брянска, заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук Тамарой Корбанович

  • В конце апреля в Брянске состоялась 4 -я Между­народная конференция «Первые шаги в науку», в кото­рой принимали участие школьники, лицеисты и гим­назисты из Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, из многих российских городов. Понятно, что для Брянска мероприятие такого масштаба —это престижно. Но речь всё-таки о детях. Для них в чём польза?
  • С детей мы и начали, когда разрабатывали кон­цепцию научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Несколько лет назад  правительство во главе с президентом провозгласили: Россия строит новую школу, задачи которой — раскрытие способностей каждого ученика, воспи­тание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурент­ном мире.

Надо низко поклониться тем педа­гогам (и, уверена, их абсолютное боль­шинство), которые во главу угла ставят ребёнка, и всё — учебный и внеучебный процесс — выстраивают вокруг него. А общество должно делать всё, чтобы эта система работала. Такова сверхзадача. То есть на практике необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было комфортно учить­ся, а преподавателю — в удовольствие работать. Нуж­но было придумать нечто качественно новое в орга­низации работы с детьми, в том числе и одарёнными. Олимпиады — дело для детей привычное, конкурсы и соревнования на городском уровне проводятся ре­гулярно — и спортивные, и научные, и творческие. На­зрела необходимость собрать на общей трибуне всех — участников предметных олимпиад, интеллектуальных исследовательской и проектной деятельностью, — для обмена опытом, творческими и научными победами. Вот и решили опробовать формат конференции и сразу же, ещё четыре года назад, решили сделать её междуна­родной. Пригласили учащихся из городов-побратимов Брянска: Орла, польского Конина, белорусских Гомеля и Могилёва, латвийского Ауце, литовского Акмяне. Ока­залось, что школьники этих городов, как и мы, не имеют общей площадки для обмена опытом исследовательской работы. Конференция «Первые шаги в науку» предоставила такую возмож­ность. Мы гордимся тем, что Брянск четыре года подряд успешно прово­дит это важное и нужное мероприятие.

Согласитесь, инновационных учре­ждений (лицеев и гимназий) в Брянске немного, все они на слуху и по сути со­ревнуются только друг с другом, знают, чего ожидать от соперника. А теперь дети не могут предугадать, что приве­зут их ровесники из Литвы или Украины. Поэтому и сами делают качествен­ный и количественный прорыв. Нас очень радует, что в конференции принимают участие старшие школьни­ки — учащиеся 8-11 классов. Считается, что уж их-то трудно чем-то заинтересовать. Но какие работы выдают!

— Например: «Чёрная пятнистость роз: устойчи­вость в зависимости от сорта, способы борьбы с ней на территории Брянщины» (Сидорова Ольга, школа № 40), «Разведение и содержание кур в домашних усло­виях» (Екатерина Малко, шкала № 39), «Анализ цвето­вого спектра на гербе города Брянска•> (Анна Егорова, лицей № 2 7), «Школьная форма: излишество или не­обходимость?» (Дарья Волосатова, лицей №2). И таконкурсов и любознательных учеников, занимающихся ких работ более 300. Современную науку обвиняют в оторванности от практики, а здесь такая гармо­ния науки и жизни в исследованиях детей...

— Дети под руководством своих педагогов порой затрагивают интересные и крайне актуальные темы, но массово применить их на практике пока сложно. Безусловно, было бы очень здорово, если бы с той же пят­нистостью роз брянские дачники боролись бы по при­думанному школьницей методу. Но не это наша главная цель. Важно научить ребёнка работать с литературой, помочь ему сделать первый шаг в науку. А настоящие открытия у наших юных учёных ещё впереди.

Правда, есть сфера, которая легко принимает откры­тия детей, —экология. В прошлом году было достаточ­но много работ, посвященных экологии Брянска. Теку­щий год решили провести под девизом: «Чистый город начинается с меня». И в результате пришли к шокирую­щему выводу: современные дети сорят, потому что зна­ют — им не придётся убирать. А ведь раньше существо­вали субботники. Улица Красноармейская убиралась 9-й школой, где я училась.

Мы сами с детства знали, что любой взрослый может сделать замечание за брошенный мимо урны фантик. А сейчас мы пытаемся объяснить детям, что начинать надо с себя. Например, все школьники Брянска (со вто­рого по одиннадцатый класс) пишут майское сочинение на заданную тему; «Чистый город начинается с меня» для того, чтобы они задумались над проблемой!

  • На открытии всё той же конференции несколько раз упоминаюсь «формирование креативнойличности учащихся». Звучит вполне современно. А что скрыва­ется за этим новым трендом? Есть ли цель всех детей поставить на рельсы «креативности»?
  • «Креативная личность»— понятие из западной те­ории. Для меня, как российского педагога, ближе поня­тие адаптивной личности. Умение созидать, творить — это, конечно, хорошо, но для современной системы образования намного важнее максимально адаптиро­вать ребёнка к современной действительности.

Стиль современного образования таков: не пичкать ребёнка огромным количеством информации, а на­учить добывать её самостоятельно в информацион­ном мире.

УЧИТЕЛЕЙ НАДО ХВАЛИТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ФИНАНСОВО

  • Тамара Владимировна, расскажите о дости­жениях и успехах образовательной системы Брянска в 2012-2013 учебном году.
  • Я убеждена, что учителей необходимо стимулировать, хвалить и ставить в пример, поддерживать финан­сово. Это важно. Три года назад была создана грантовая система поддержки учителей. Ежегодно по 50 тысяч ру­блей получают двести лучших педагогов Брянска: из них 100 — учителя школ, гимназий, лицеев, 80 — воспита­тели и педагогические работники дошкольных заведе­ний, 20 — специалисты учреждений дополнительного образования. Один и тот же педагог может рассчиты­вать на грант не чаще, чем один раз в пять лет. Получа­ется приличный охват!

Муниципальные стипендии вручаются и учащимся. Пусть это всего тысяча рублей в месяц, но это первый настоящий заработок ребёнка, полученный за его зна­ния, талант, интеллект.

Ежегодно Брянск отправляет пять лучших педа­гогов на конкурс «Учитель года»: четыре победителя муниципального этапа, пятый — представляет лицей № 1, которых чествуют и награждают глава города и глава Брянской городской администрации. При­зы всегда актуальны для своего времени: начинали со стиральных машин, сейчас дарим айпады. И еже­годно именно брянские учителя становятся победи­телями регионального конкурса. Мы гордимся ими, и каждый год, направляя их на всероссийский кон­курс, надеемся на победу.

А дети чем порадовали за год?

  • Ежегодно брянские школьники принимают учас­тие во Всероссийской олимпиаде школьников. Так, в этом году в региональном этапе приняли участие 266 ребят, из них 108 стали победителями. Это самый высо­кий результат по Брянской области.

Наши дети участвуют во многих престижных все­российских интеллектуальных конкурсах и побежда­ют в них: «Золотое руно» — 76 победителей и призёров представляли Брянск, «Русский медвежонок» — 4, кон­курс проектов — 30, «Эстафета искусств» — 85, «Кенгу­ру» — 578.

Темы самые разнообразные. Например, задания кон­курса «Золотое руно» охватывают различные аспекты истории и культуры немецкоязычных народов, геогра­фию проживания которых можно условно ограничить территорией современных государств Австрии, Герма­нии, Лихтенштейна, Люксембурга и Швейцарии. Кон­курсные задания составлены для 4 возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы и состоят из 60 вопросов (для всех возрастных вариантов), разделённых на тема­тические блоки. Так, скажем, у старшеклассников могут спросить: «Этот писатель стал основателем журнала при Немецком национальном театре...» или «В голове этого сооружения есть смотровая площадка, а русский поэт Саша Чёрный написал, что оно «ростом с дюжину сло­нов». И справляются, и побеждают!

На Международном конкурсе «Весенний звездопад — 2013 в городе Нова Руда в Польше Детский музыкаль­ный театр «Орфей» Центра внешкольной работы города Брянска занял I место в номинации «Театр», а коллектив народного танца «Десняночка» стал обладателем Гран- при и был удостоен трёх дипломов первой степени.

Танцевальный коллектив «Детство» Центра внеш­кольной работы Советского района стал обладателем дипломов I и III степени на фестивале молодёжного танца в городе Белосток в Польше.

Фольклорный коллектив «Забава» стал победителем Международного конкурса фольклорных коллективов «Онежская волна» в городе Петрозаводске в Республи­ке Карелия.

Проведение в городе Брянске всероссийских и меж­дународных стартов по туризму и спортивному ориен­тированию становится традицией. Так, в июле 2012 года Брянск принимал Шестой туристский слёт учащихся Союзного государства, который позволил встретиться командам юных туристов из 32 регионов Российской Федерации и 6 областей республики Беларусь.

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА

  • Новости из сферы образования (и «около-сфер») поступают практически каждый день: то модельер Вячеслав Зайцев представляет коллекцию школьной формы, то «более одного триллиона рублей выделяет­ся на развитие дошкольного образования в России», то вдруг грозятся, что образование станет платным... Многое настораживает, многое непонятно. Напри­мер, школьная форма. Нужна ли она сегодня?
  • Ответ на этот вопрос сформулирован в пись­ме Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся». Процитирую дословно: «Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам на­чального общего, основного общего и среднего обще­го образования вводятся с целью; обеспечения обучаю­щихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социально­го, имущественного и религиозного различия меж­ду обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта пе­ред сверстниками; укрепления общего имиджа обра­зовательной организации, формирования школьной идентичности».

Субъектам РФ рекомендовано принять модельные нормативные правовые акты, устанавливающие тре­бования к одежде школьников. Общий вид одежды, её цвет, фасон будут определяться органом государствен­но-общественного управления образовательной орга­низации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.). Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразо­вательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса, учитывать материальные затра­ты малообеспеченных и многодетных семей.

В Брянской области такой опыт имеется на региональном уровне — каждый первоклассник получает фор­му бесплатно. Шьют её на камвольном комбинате — ещё и местного произво­дителя удаётся поддерживать!

Что касается учебных учреждений, которые либо никогда не отходили от формы (как лицей № 1), либо на какое- то время отошли, а потом вновь верну­лись, мы подсчитали— их у нас 65%. Т.е. процесс возвращения школьной фор­мы для Брянска оказался естественным.

  • А вам лично какой представляется школьная форма?
  • В первую очередь она должна соответствовать деловому стилю и дисциплинировать. Важна и мно­гофункциональность. Если это одежда, к примеру, для девочки, на выбор должны быть юбка и брюки, жилет и жакет. Главное, чтобы ребёнку было удобно и чтобы можно было комбинировать наряд в разных вариантах.

ПРОЦЕНТЫ - ВНЕ ЗАКОНА, ГИМНАЗИИ - БЕЗ СТАТУСА

  • Новый закон «Обобразованит был принят 30 де­кабря 2012 года, когда большинство жителей стра­ны потихоньку начинали отщториватъ шампанское. Чего стоит ожидать в сентябре после вступления за­кона в силу? Давайте по порядку: снято ограничение на оплату детских садов — ранее родителями опла­чивалось не более 20% стоимости содержания детей. А теперь как?
  • В законах такого уровня не может быть конкре­тики. Двадцать, десять, тридцать процентов — не важ­но. Такого попросту не может быть, ведь стоимость со­держания детей варьируется в зависимости от региона. Значит, и процент везде разный.

Могу сразу успокоить родителей: оплата будет соиз­меримой с доходами. Ведь в городе Брянске она состав­ляет до 900 рублей в месяц (это самый низкий показа­тель в Центральном федеральном округе), притом что родителям возвращаются компенсационные выплаты от 20% до 70% в зависимости от количества детей в семье.

  • Второй вопрос, касающийся нового закона «Об оОразовании»: установлена зависимость минималь­ной заработной платы учителя от экономики регио­на. Кмоменту принятия ФЗ средняя заработная пла­та в нашем регионе уже превышала 18 тысяч рублей...
  • Средняя зарплата педагогических работников города Брянска сегодня составляет 17 838 рублей. Пе­ред нами поставлена задача: к началу нового учебного года увеличить эту цифру до 20000 рублей. И, я думаю, город выполнит это задание.
  • И третий: произойдёт ли лишение лицеев и гим­назий особого статуса?
  • В нашем городе— нет. Закон позволяет сохранить статус инновационных учреждений. Инновационные учреждения востребованы, они необходимы, есть боль­шая категория детей, которые (сами или по воле роди­телей) хотят в них учиться. Мы не можем лишать город такой возможности.

Когда в Брянске было всего три гим­назии и один лицей, мы понимали, что необходимо выполнить заказ социу­ма — создать в каждом районе такие учреждения.

В единственном на то время Брян­ском городском лицее № 1 количество учащихся оказалось запредельным — более 1000 человек. Не все дети Бе- жицкого, Фокинского, Володарского районов, желающие учиться в инно­вационном учреждении, могли осуще­ствить свою мечту. Приняли решение о создании новых подобных учрежде­ний. В Фокинском районе — это лицей № 27, в Бежицком районе — лицей № 2, которые славятся успехами своих уче­ников в области химии, физики, математики, общест­венных дисциплин.

В той же Бежице, Володарском районе прежде фун­кционировали по одной гимназии (№ 2, № 3). Но ощу­щалось, что этого мало. Решено было в Московском микрорайоне открыть гимназию № 5, в Володарском районе — гимназию № 4, и мы не ошиблись.

Нам часто задают вопрос: появятся ли в Брянске но­вые лицеи и гимназии. Отвечаю: только если возникнет потребность.

  • Рейтинги школ: составляются ли они в Брянске? Кто в лидерах, кто замыкает список?
  • Такой рейтинг составляется и помимо нас — ро­дителями, которые голосуют за то или иное учрежде­ние, отправляя учиться туда своих детей.

Возглавляют рейтинг лицеи и гимназии — там традиционно высокое качество образования. Каждое учре­ждение стремится иметь своё лицо, быть узнаваемым.

Так, высокий уровень преподавания химии и био­логии отличают лицеи № 1 и № 2, общественных дис­циплин — лицей № 27, гуманитарного цикла — гим­назия № 7. Языковыми называют в городе гимназии № 1 и № 2. Технологию тьюторского сопровождения учащихся использует гимназия № 4. Экология обра­зовательного пространства отличает гимназии № 3 и № 5. Традиции преподавания математики и физи­ки — это школа № 4.

Программу «Школа безопасности» успешно реали­зует школа № 40, спортивные классы открыты в школе № 62, кадетские — в школе № 58.

Привлекательными для родителей являются школы №№36, 51,53,б1,б7идр.

Что касается отстающих, я убеждена, что всё зависит от руководителя. Если у него есть желание, стремление, он всегда выведет своё заведение на хороший образо­вательный уровень. Поэтому в школах, которые нужда­ются в чём-то новом, прогрессивном, как правило, уже появились новые руководители.

Пред всеми школами и детскими садами горо­да в прошлом году была поставлена задача — создать собственный интернет-сайт. Задача на сегодняшний день выполнена. Другой вопрос — активность в обнов­лении информации и посещаемость сайта. Над этим многим ещё придётся поработать. Зато сегодня каждый родитель может зайти в Интернет и изучить особенно­сти всех образовательных учреждений Брянска, чтобы понять, что может дать конкретная школа его ребёнку. Так что сайт для некоторых учреждений — это реальная возможность получить хороших учеников.

СИСТЕМА ЗАНКОВА, ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА И «ШКОЛА XXI ВЕКА»

  • Обеспокоенность вызывает и количество школь­ных программ. Советский ребёнок смело мог переез­жать с родителями из города в город и без проблем продолжать обучение на новом месте. А вот россий­скому школьнику, боюсь, даже из класса в класс слож­но перевестись — программа вполне может оказать­ся иной. Насколько это оправдано?
  • Экспериментов было много. Реформ в образова­нии — ещё больше. Когда десять лет назад я работала над кандидатской диссертацией, то насчитала 32 масштаб­ные, на всю страну, реформы в системе образования. Хотя фактически образовательная сфера переживала более серьёзные изменения. Неудивительно, что в пост­перестроечные годы каждый делал то, во что горазд: плодились учебники, трактовки, мнения, программы. Каждый пишущий, говорящий стремился по-новому, с большой долей субъективности, преподнести то или иное событие или явление. Делалось это в противовес единообразной, тщательно выверенной трактовке, го­сподствовавшей долгое время в нашей стране. Наибо­лее сильное отражение подобная тенденция получила на страницах школьных учебников. К счастью, в по­следние годы ситуация меняется коренным образом.

Приняты стандарты по начальной школе, происхо­дит упорядочивание всей школьной программы. В по­следние годы наши дети работают только по тем учебни­кам, которые утверждены Министерством образования РФ. Да, их перечень по-прежнему остаётся большим, но систематизация происходит постоянно. Хотя, на мой взгляд, этот процесс стоило бы ускорить. Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. Важно, кого мы выпустим из школьных стен уже сегодня, а не завтра или через десять лет.

  • Акакие образовательные программы, из сущест­вующих в Брянске, выделили бы особенно?
  • Это развивающая система академика Занкова, си­стема Эльконина — Давыдова и «Школа XXI века».

В частности, дидактическая система Занкова была раз­работана ещё в 60-х годах. В основе её лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устой­чивый интерес к знаниям и потребность в их самостоя­тельном поиске. Не развитие памяти, внимании, вообра­жения, а общее развитие личности — ума, воли и чувств.

Система Эльконина — Давыдова разрабатывалась приблизительно в то же время, в 1958 году, на базе эк­спериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педаго- гической концепции являются разнообразные груп­повые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых пра­вил. аксиом, схем. Отметок в начальной школе не ставят,

учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмо­сферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Правда, ежегодный мониторинг учебных программ показывает, что преподаватели чаще обращаются к клас­сической форме подготовки учеников.

  • Профильное обучение существует в брянских школах давно. Какие изменения произошли в этой си­стеме в последние годы?
  • Основная идея обновления старшей ступени об­щего образования — это идея предпрофильной подго­товки и профильного обучения в 9-11 классах с целью социальной адаптации ученика. Социологические ис­следования доказывают, что большинство старшеклас­сников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо изучать только те, которые выбрали для специализации. Но не каждый ребёнок способен к 15-16 годам сформулиро­вать своё отношение к той или иной профессии. По­этому сейчас в каждой школе обязательно создаются академические классы — с традиционной, общей под­готовкой. И если в школьной параллели только один класс, он обязательно должен быть академическим.

АХ, ЛЕТО КРАСНОЕ, ЛЮБИЛ БЫ Я ТЕБЯ...

  • Чтобы у детей не осталось времени на хулиган­ство в период летних каникул, их нужно чем-нибудь за­нять. Расскажите, где отдохнут брянские дети этим летом?
  • Самый оптимальный и традиционный отдых (и одновременно занятость) — это пришкольные лагеря. Работать они будут в июне, июле, а при желании и в ав­густе. Двух-трёхразовое питание, экскурсии и походы, посещение культурных мест: цирка, кино, театров орга­низованы для детей. Деньги заложены даже на проезд.

Следующая форма — трудовые объединения для старшеклассников. Дети будут заниматься посильным ремонтом мебели, благоустройством территории школы, клумб. Для таких трудовых де­сантов организуем бесплатный обед.

Есть в городском хозяйстве и собст­венные загородные лагеря отдыха: два в системе образования и третий, при­надлежащий троллейбусному управ­лению. Располагаются они в Шибенце и Сельцо. Для детей традиционно ор­ганизуются профильные смены: спор­тивные, творческие, для одарённых де­тей и детей с девиантным поведением. Смена каждого из лагерей рассчитана в среднем на 200 человек — порядка 2500 брянских детей ежегодно отды­хают в этих загородных лагерях.

Помимо этого администрации рай­онов совместно с райотделами образо­вания реализуют на льготных условиях путёвки в загородные лагеря и учре­ждения санаторного типа.

Всего в Брянске насчитывается 39062 ребенка школь­ного возраста, 9896 детей будут в той или иной форме заняты в летний период.

  • Тамара Владимировна, в чём, на ваш взгляд, за­ключается секрет успешного преподавателя?
  • Ничего нового я не скажу: надо любить детей, лю­бить свою профессию и всегда стараться сказать де­тям именно то, что им интересно будет услышать. Я не сторонник большого объёма заданий на дом. Иногда одно слово учителя важнее тысячи страниц учебника. Умейте найти это слово, умейте его сказать. И вас обя­зательно услышат!
  • А как ваша жизнь оказалась связана со сферой образования?
  • Выбор был сделан легко. Моя мама 35 лет прора­ботала в школе литератором, отец прошёл путь от учи­теля русского языка и литературы до начальника област­ного отдела образования (тогда именно так назывался департамент образования), возглавлял его 18 лет. Мой брат стал биологом, я выбрала географию, моя дочь — историю и английский язык. Кажется, профессия в на­шей семье заложена на генном уровне!       В моей трудовой биографии всего два места работы: 9-я школа и управ­ление образования. Пошла по отцов­ским стопам.
  • Вспомните свой первый урок в качестве учителя.
  • Такое забыть невозможно! Пом­ню, как вхожу в класс, вчерашняя вы­пускница педвуза, и вдруг передо мной встают 44 человека, весь мой 10а. Ре­бята выше меня на голову и немногим младше меня. Секунда, вдох — словно вечность. Я это испытание с успехом выдержала.

Для меня никогда не существова­ло трудностей в общении с ребятами. Я никогда не думала, как их заинтере­совать, потому что самой было инте­ресно.

  • Приближается День защиты де­тей. В связи с этим вопрос, ставший для «Брянской ТЕМЫ» традиционным: от чего детей нужно защищать?
  • От негативной информации: Интернета, ТВ и СМИ. Необходимо научить детей делать правильный, обоснованный, аргументированный выбор. Так давайте же лучше дарить детям радость!

С праздником, наш любимый юный Брянск!

Представители городов-побратимов. Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Брянск, 2013

Вручение муниципальных грантов лучшим педагогическим работникам города Брянска

Золотой» бал, 2012 г.

Городской смотр-конкурс творчества воспитанников дошкольных учреждений "Деснянские звёздочки"