"ПЬЕШЬ ГОРИЛКУ? - ЧИСТО ХРИСТИАНСКАЯ ДУША!" БРЯНСК.
В донесении в царский Разрядный приказ брянский воевода князь Василий Ромодановский сообщал в 1633 году "Велел я, холоп твой, собрать Московских и Брянских стрельцов к смотру, и стрельцы пришли к съезжей избе, к смотру, пияни в другом часу дня и шумели". И ещё "служилые люди платье и всякую служивую рухлядь пропивают."
Ромодановский просит царя принять меры против пьянства среди ратных людей.
Не проходит после этого и двух месяцев, как в Москву из Брянска летит новое донесение от князя Ромодановского о том, что в Брянске от многих кабаков "чинятца всякой воровство, татьба и грабеж, и убийство и многие служилые и жилецкие люди от пойла и от драк, и от убийства помирают и приходят на караул в город пьяни". Не забывает напомнить царю о значении порубежного города: "...велено нам жить во Брянску с великим береженьем от литовских людей приходов, а больше всего беречися нашным временем, чтоб Литовские люди и черкасы украдом не прошли и дурна какова ие учинили, а служилые и жилецкие люди больши ночным временем в городе и за городом на многих кабаках пьют и зернью играют". Умоляет воевода настоятельно "по челобитью всего города", чтобы "государь их пожаловал и велел кабаки свесть".
Но в Москве тоже любили пригубить горилку, а потому и не шли навстречу предлагаемым брянским воеводой мерам. Отписались: "На кабаки чтоб ратные люди не ходили и ратную збрую не пропивали, а которые учнут ходить и пропиватца, наказанье чинить и в тюрьму сажать".
Следует заметить, что Брянск был не единственным городом, отличавшимся пьянством ратных людей, - шли подобные донесения в столицу и от других воевод.