Страница"Гигантские шаги"

"Гигантские шаги" Брянская область.

Международный проект Вильяма Мауритца "Гигантские шаги" в музее-усадьбе Ф.И.Тютчева "Овстуг" глазами участников-волонтеров.

14 июля 2019 года в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» прошел большой творческий фестиваль международного арт-проекта «Гигантские шаги». Частью фестивальной программы стало открытие фотовыставки по итогам реализованных акций проекта «Гигантские шаги» в Австралии, Бразилии и Венгрии.

Презентацию фотовыставки провел автор проекта «Гигантские шаги» – швейцарский скульптор и художник Вильям Мауритц. Ему принадлежит идея проводить акции в разных странах с созданием масштабных инсталляций гигантского «следа». Главная идея подобных акций – предложить задуматься участникам и зрителям проекта, какой след оставляет после себя человек. Первый проект «Гигантские шаги» был реализован в Австралии в 2015 году, где «гигантский шаг» был выстроен из стеблей бамбука вбитых в землю в полосе прилива на морском побережье. В 2017 фестиваль прошел в Венгрии, на родине В. Мауритца, «след» составили танцующие фигуры женщин в белых одеяниях. В том же году проект был реализован в Бразилии и привлек внимание к культуре индейского племени макуши, десятки горящих в ночи костров составили очередной «шаг» уже в Амазонии, в Новом свете. Первой площадкой для фестиваля в России организаторы выбрали брянское село Овстуг – родину поэта Ф.И. Тютчева.

Все брянцы смогут увидеть фотовыставку «Гигантские шаги», представляющую историю большого международного арт-проекта, в выставочном зале дома-музея Ф.И. Тютчева до 13 августа.

 

П р о е к т « Гигантские шаги»

оставивший «след»

в Австралии, Западной Ев-

ропе и Латинской Америке,

добрался и до Брянщины.

Обращенный к прошлому

и устремленный в буду-

щее, он связал воедино

времена и эпохи, тради-

ции и культуры, племена

и народности, наполнив

невероятной атмосферой

тютчевский Овстуг.

В усадьбе, накануне

Дня памяти поэта, вновь

зву ча ли стихи. Поэзия

Тютчева объединила рус-

ских и иностранных го-

стей (швейцарского мима

Жа н а-Д а н и э л я Лу ис а

Ульдри, венгерского му-

зыканта Золтана Морица,

австралийскую актрису

Шерин Элизабет Хенри

и вождя индейского пле-

мени Джайдера да Сил-

ва Эсбелла). Знаменитое

«Silentium» («Молчание»)

прозвучало на француз-

ском, английском, порту-

гальском и русском язы-

ках.

Все сл у чайности не

случайны. Автор проек-

та «Гигантские шаги» –

швейцарец Вильям Мориц

– и не догадывался, что

так же называлась когда-

то старинная русская за-

бава, прообраз современ-

ных цепных каруселей.

Аттракцион представлял

собой высокий деревян-

ный столб с прикреплен-

ными к нему канатами,

ухватившись за которые,

детвора отталкивалась от

земли, взлетая вверх и ши-

роко шагая. Легко и весе-

ло было мчаться по кругу,

зачерпывая в пригоршни

небесную синеву.

14 июля в усадьбе Тют-

чева нас ждал не менее

яркий и веселый круго-

ворот разнообразных ме-

роприятий – лекции, ма-

стер-классы, инсталляции,

перформансы, концерты

бардов, игры и хороводы.

А на коду (завершение)

устрои ли грандиозный

флешмоб – публичное

чтение стихов Тютчева.

Продекламировать их мог

любой желающий, заняв-

ший свое место в круге

с определенным номе-

ром. Поздним вечером в

память о поэте зажглись

сотни свечей...

– Тютчев и Фет – пред-

течи Серебряного века.

Мне очень нравится здесь,

в Овстуге. Благодаря та-

ким праздникам удается

не только развлечь людей,

но и привлечь их к лите-

ратуре, искусству. И тут

сильна роль полученного

впечатления, ощущения.

Важно, чтобы, вернувшись

домой, люди открыли то-

мик стихов. Сегодняшний

фестиваль позволяет нам

почувствовать свою при-

частность к всемирному

событию, общечеловече-

ской деятельности, – от-

метил Борис Шапошни-

ков, заведующий отделом

литературы Серебряного

века Государственного ли-

тературного музея (г. Мо-

сква).

Цель проекта, по сло-

вам Ви льяма Морица,

– нести людям разных

стран и культур свет до-

бра, красоты, справедли-

вости. Идея, появившаяся

на свет в маленькой доли-

не Ле Мосс в Швейцарии,

увлекла немало людей в

разных концах земного

шара. Самый первый шаг

был сделан в Австралии,

как призыв беречь при-

роду и, в прямом смысле

слова, аккуратнее ступать

по земле. Очертания сле-

да выложили из бамбуко-

вых шестов, воткнутых

в песок во время отлива.

Чтобы увидеть его, нуж-

но было взглянуть сверху,

подняться над обыденно-

стью. Затем настал черед

Венгрии. Инсталляцию

отпечатка они выложили

в траве на поле. В каждом

из кругов, составляющих

контур, находилась тан-

цовщица в белой одежде.

Наездники показыва ли

мастерство верховой езды

и национальной стрельбы

из лука.

Нашел проект поддерж-

ку и у индейцев Амазонии,

живущих в гармонии с

природой. Они создали

отпечаток следа из ри-

туальных костров. Вый-

ти за рамки привычного

нам помог вождь племе-

ни Джайдер да Силва Эс-

белл. Человек с другого

конца планеты, из дру-

гого, почти первобытно-

го мира, провел магиче-

ский обряд и в Овстуге,

чтобы передать дух сво-

его народа. Интересный

факт – название его пле-

мени (макуши) созвучно

имени нашей славянской

богини – Макоши, что

тоже глубоко символично.

Он призвал каждого из

нас больше думать о дру-

гих людях и окружающем

мире, чтобы создавался

общий позитивный поток

энергии. Что, в свою оче-

редь, улучшит обстановку

на всей планете!

– Я счастлив быть с

вами на этом мультикуль-

турном, просветительском

и духовном мероприятии,

– сказал Джайдер. – Не-

смотря на разницу в миро-

воззрении, мы с вами вы-

ступаем за одно – мирное

сосуществование тради-

ций, верований, культур.

Жизнь для Джайдера

неразрывно связана с при-

родой, которую индейцы

боготворят и одухотворя-

ют. Не так ли и у Тютче-

ва? Все в природе для него

живо, все говорит с ним

«понятным сердцу язы-

ком», и он жалеет тех, при

ком леса молчат, пред кем

ночь нема, с кем в друже-

ской беседе не совещается

гроза... Стихи льются как

песня, повествуя о возвы-

шенной, таинственной и

щедрой душе окружаю-

щего нас мира.

Чувствуют эту связь и

наши современники. С

увлечением они соедини-

лись в карагод (хоровод),

слушали обрядовые песни

на горке, где стояла цер-

ковь Параскевы Пятницы,

а до этого находилось свя-

тилище Макоши, крутили

из сена утку Аксютку (ин-

терьерную игрушку в кан-

три-стиле). Швейцарец

Жан-Даниэль Луис Уль-

дри с помощью пантомимы

воссоздал борение стихий

– тютчевскую грозу. Ему

помогали с десяток волон-

теров, изображавших не-

бесное и земное волнение.

И все мы вслед за Тютче-

вым восторгались (почти

до самозабвения) хорошим

днем, голосами и красками

усадебного праздника, ра-

дующего душу и глаз.

Ирина ЕГОРОВА