"Гигантские шаги" Брянская область.
Международный проект Вильяма Мауритца "Гигантские шаги" в музее-усадьбе Ф.И.Тютчева "Овстуг" глазами участников-волонтеров.
14 июля 2019 года в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» прошел большой творческий фестиваль международного арт-проекта «Гигантские шаги». Частью фестивальной программы стало открытие фотовыставки по итогам реализованных акций проекта «Гигантские шаги» в Австралии, Бразилии и Венгрии.
Презентацию фотовыставки провел автор проекта «Гигантские шаги» – швейцарский скульптор и художник Вильям Мауритц. Ему принадлежит идея проводить акции в разных странах с созданием масштабных инсталляций гигантского «следа». Главная идея подобных акций – предложить задуматься участникам и зрителям проекта, какой след оставляет после себя человек. Первый проект «Гигантские шаги» был реализован в Австралии в 2015 году, где «гигантский шаг» был выстроен из стеблей бамбука вбитых в землю в полосе прилива на морском побережье. В 2017 фестиваль прошел в Венгрии, на родине В. Мауритца, «след» составили танцующие фигуры женщин в белых одеяниях. В том же году проект был реализован в Бразилии и привлек внимание к культуре индейского племени макуши, десятки горящих в ночи костров составили очередной «шаг» уже в Амазонии, в Новом свете. Первой площадкой для фестиваля в России организаторы выбрали брянское село Овстуг – родину поэта Ф.И. Тютчева.
Все брянцы смогут увидеть фотовыставку «Гигантские шаги», представляющую историю большого международного арт-проекта, в выставочном зале дома-музея Ф.И. Тютчева до 13 августа.
П р о е к т « Гигантские шаги»
оставивший «след»
в Австралии, Западной Ев-
ропе и Латинской Америке,
добрался и до Брянщины.
Обращенный к прошлому
и устремленный в буду-
щее, он связал воедино
времена и эпохи, тради-
ции и культуры, племена
и народности, наполнив
невероятной атмосферой
тютчевский Овстуг.
В усадьбе, накануне
Дня памяти поэта, вновь
зву ча ли стихи. Поэзия
Тютчева объединила рус-
ских и иностранных го-
стей (швейцарского мима
Жа н а-Д а н и э л я Лу ис а
Ульдри, венгерского му-
зыканта Золтана Морица,
австралийскую актрису
Шерин Элизабет Хенри
и вождя индейского пле-
мени Джайдера да Сил-
ва Эсбелла). Знаменитое
«Silentium» («Молчание»)
прозвучало на француз-
ском, английском, порту-
гальском и русском язы-
ках.
Все сл у чайности не
случайны. Автор проек-
та «Гигантские шаги» –
швейцарец Вильям Мориц
– и не догадывался, что
так же называлась когда-
то старинная русская за-
бава, прообраз современ-
ных цепных каруселей.
Аттракцион представлял
собой высокий деревян-
ный столб с прикреплен-
ными к нему канатами,
ухватившись за которые,
детвора отталкивалась от
земли, взлетая вверх и ши-
роко шагая. Легко и весе-
ло было мчаться по кругу,
зачерпывая в пригоршни
небесную синеву.
14 июля в усадьбе Тют-
чева нас ждал не менее
яркий и веселый круго-
ворот разнообразных ме-
роприятий – лекции, ма-
стер-классы, инсталляции,
перформансы, концерты
бардов, игры и хороводы.
А на коду (завершение)
устрои ли грандиозный
флешмоб – публичное
чтение стихов Тютчева.
Продекламировать их мог
любой желающий, заняв-
ший свое место в круге
с определенным номе-
ром. Поздним вечером в
память о поэте зажглись
сотни свечей...
– Тютчев и Фет – пред-
течи Серебряного века.
Мне очень нравится здесь,
в Овстуге. Благодаря та-
ким праздникам удается
не только развлечь людей,
но и привлечь их к лите-
ратуре, искусству. И тут
сильна роль полученного
впечатления, ощущения.
Важно, чтобы, вернувшись
домой, люди открыли то-
мик стихов. Сегодняшний
фестиваль позволяет нам
почувствовать свою при-
частность к всемирному
событию, общечеловече-
ской деятельности, – от-
метил Борис Шапошни-
ков, заведующий отделом
литературы Серебряного
века Государственного ли-
тературного музея (г. Мо-
сква).
Цель проекта, по сло-
вам Ви льяма Морица,
– нести людям разных
стран и культур свет до-
бра, красоты, справедли-
вости. Идея, появившаяся
на свет в маленькой доли-
не Ле Мосс в Швейцарии,
увлекла немало людей в
разных концах земного
шара. Самый первый шаг
был сделан в Австралии,
как призыв беречь при-
роду и, в прямом смысле
слова, аккуратнее ступать
по земле. Очертания сле-
да выложили из бамбуко-
вых шестов, воткнутых
в песок во время отлива.
Чтобы увидеть его, нуж-
но было взглянуть сверху,
подняться над обыденно-
стью. Затем настал черед
Венгрии. Инсталляцию
отпечатка они выложили
в траве на поле. В каждом
из кругов, составляющих
контур, находилась тан-
цовщица в белой одежде.
Наездники показыва ли
мастерство верховой езды
и национальной стрельбы
из лука.
Нашел проект поддерж-
ку и у индейцев Амазонии,
живущих в гармонии с
природой. Они создали
отпечаток следа из ри-
туальных костров. Вый-
ти за рамки привычного
нам помог вождь племе-
ни Джайдер да Силва Эс-
белл. Человек с другого
конца планеты, из дру-
гого, почти первобытно-
го мира, провел магиче-
ский обряд и в Овстуге,
чтобы передать дух сво-
его народа. Интересный
факт – название его пле-
мени (макуши) созвучно
имени нашей славянской
богини – Макоши, что
тоже глубоко символично.
Он призвал каждого из
нас больше думать о дру-
гих людях и окружающем
мире, чтобы создавался
общий позитивный поток
энергии. Что, в свою оче-
редь, улучшит обстановку
на всей планете!
– Я счастлив быть с
вами на этом мультикуль-
турном, просветительском
и духовном мероприятии,
– сказал Джайдер. – Не-
смотря на разницу в миро-
воззрении, мы с вами вы-
ступаем за одно – мирное
сосуществование тради-
ций, верований, культур.
Жизнь для Джайдера
неразрывно связана с при-
родой, которую индейцы
боготворят и одухотворя-
ют. Не так ли и у Тютче-
ва? Все в природе для него
живо, все говорит с ним
«понятным сердцу язы-
ком», и он жалеет тех, при
ком леса молчат, пред кем
ночь нема, с кем в друже-
ской беседе не совещается
гроза... Стихи льются как
песня, повествуя о возвы-
шенной, таинственной и
щедрой душе окружаю-
щего нас мира.
Чувствуют эту связь и
наши современники. С
увлечением они соедини-
лись в карагод (хоровод),
слушали обрядовые песни
на горке, где стояла цер-
ковь Параскевы Пятницы,
а до этого находилось свя-
тилище Макоши, крутили
из сена утку Аксютку (ин-
терьерную игрушку в кан-
три-стиле). Швейцарец
Жан-Даниэль Луис Уль-
дри с помощью пантомимы
воссоздал борение стихий
– тютчевскую грозу. Ему
помогали с десяток волон-
теров, изображавших не-
бесное и земное волнение.
И все мы вслед за Тютче-
вым восторгались (почти
до самозабвения) хорошим
днем, голосами и красками
усадебного праздника, ра-
дующего душу и глаз.
Ирина ЕГОРОВА