ИСТОРИЯ РОССИИ НЕ ТРАГИЧНА, А ГЕРОИЧНА
Где умирает надежда, там возникает пустота. Леонардо да Винчи
На протяжении многих веков русский народ на основе христианского мировоззрения создавал свой идеал миросуществования, миф, как народный аналог правды на земле. В его основе лежало представление о Святой Руси — спасительнице человечества. Идеал русских был столь высок, что обесценивал окружающую реальность, которая представлялась миром, лежащим во грехе.
Сегодня же в России убивают национальный миф, стирают из сознания людей глубинные символы, пытаются разрушить все мифологемы. В начале прошлого века большевики сокрушили до «ничто» все духовное наследие царской России, имперскую мифологему, в 1990- х либералы втоптали в грязь советскую. Что получили мы в итоге? Мы получили страну, которая себя не любит, страну без гордости, страну, у которой не осталось своих героев. Считаю, что причина, лежащая в основе сегодняшнего духовно-нравственного кризиса,— это отсутствие ценностного мифа или идеи, наполняющей смыслом новый этап развития русской цивилизации.
А ведь национальные мифологемы, символические смысловые образы необходимы стране и отдельному гражданину. Именно они во многом закладывают основу представлений человека о должном и запретном, добре и зле, формируют отношение человека к власти и к себе и наполняют его ценностную матрицу. Если исчезает русская мессианская идея, страна погружается в хаос. Достоевский говорил, что нигилист в России не только Бога отрицает, но и Россию. Отрицание своей страны привело нас к октябрю 1917 года и, по сути, повторилось в августе 1991-го. Русский философ В. В. Розанов сказал об этом национальном феномене следующее: «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска и не осталось рабочего класса.
Что же осталось-то? Странным образом — буквально ничего». Можно сказать, что наличие мессианского мироощущения русского народа сыграло решающую роль в строительстве «белой» царской и «красной» советской империй. Разрушение мессианского сознания нашего народа ни единожды приводило к национальной катастрофе в виде потери государственности.
В каждой эпохе были свои большие легенды, свои приоритеты. К примеру, в сороковые — пятидесятые годы таким всеобъемлющим смыслом был миф «Иосиф Сталин». Кто-то может любить или не любить человека Иосифа Сталина, маленького, рябого, с сильным акцентом говорившего на русском языке. Можно судить и пересуживать о цене, заплаченной народом за совершенный при нем рывок в развитии. Но, думаю, все согласятся, что Сталин был больше, чем руководитель страны. Это был всевластный, всеобъемлющий смысл для одних и ужас для других миллионов людей, и, кстати говоря, он остается таковым до дней сегодняшних. Сталин — это явление, которое больше самого себя. Миф о справедливом вожде и сейчас остается глубоко внутри нашего мировидения, нашего мировоззренческого космоса. Рожденный умом, сердцем и душой русского народа образ Сталина собрал воедино коллективное представление людей о руководителе державы, о великом радетеле земли Русской, о справедливых принципах и моделях жизни. Это стало сущностным воплощением нашего архетипа.
Мировая история знает подобные примеры проявлений чаяний народов. Так для французов важен миф «Наполеон Бонапарт». Он воплощает в себе триумф империи и большие победы, масштабные идеи и амбициозные цели, дух свободы, воскресение из пепла истории и бессмертие.
Французы не придали его анафеме и не собираются извиняться перед русскими за варварское нашествие Наполеона на Россию. Война с Наполеоном сопоставима по своим трагическим последствиям для нашей страны с гитлеровской оккупацией, и во многом даже превосходит цинизм фашистов. За 38 дней нахождения в Москве интернациональное войско объединенной Европы разгромило и сожгло город, совершив кощунство с нашими святынями. В главном соборе страны, Успенском, Наполеон устроил конюшню, приказал вскрыть саркофаги православных митрополитов и патриархов в поисках золота и драгоценностей, которые, по его мнению, русские варвары должны были класть в могилы умерших. Драгоценные камни с икон — снять, золотые и серебряные ризы — переплавить в слитки. В Архангельском соборе Кремля, где покоится прах русских великих князей и царей, скомандовал организовать винный склад, в алтаре устроить солдатскую кухню.
Русская армия никогда не позволяла себе такого рода поведения на европейских оккупированных территориях, не испачкала своего имени. Казаки генерала Платова не размещали своих коней в Соборе Парижской Богоматери, не организовывали там кашеварню, не грабили французских святынь и не переплавляли убранства их соборов на драгоценные слитки. Наше войско в Париже запомнились в том числе поступком графа Воронцова, который разорился, но заплатил из своего кармана за все предъявленные французскими рестораторами долги русской армии после вывода войск из Парижа. Наши предки всегда «честь имели», даже с врагами, в отношении которых у них было моральное право на справедливое возмездие.
Поражает цинизм Наполеона, который умудрился обвинить нас в нечестной войне, в партизанском движении. После всех мерзостей, которые он натворил в России, этого «просвещенного гуманиста-европейца» возмутила «дубина народной войны».
Русский народ тогда воспринял «Великую армию» не как освободителей от крепостной зависимости, а как губителей православной веры и вековых традиций. Одним словом: «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Парадокс мифосмысловых войн заключается в том, что сегодня французы ненавидят Сталина, считая его кровавым диктатором, игнорируя, что, по сути, он подарил им независимость и возможность существования Пятой республики. Русские в свою очередь благосклонно относятся к Наполеону, надругавшемуся над нашими символами веры, сочувствуют его судьбе. В России царит миф о Наполеоне не как о «надменном галле», а скорее как о «могучем баловне побед» или в худшем свете — игрушки в руках истории. Французы же образ Сталина демонизируют, очерняют его роль в русской и мировой истории, стремятся обесценить. Исторические факты людьми проглатываются с мифической приправой, адаптированной политическими интересами. И это есть наглядный пример двойных стандартов, так часто практикуемых в современном мире. Наполеон (при всем его авторитаризме, жестокости и преступлениях) — однозначно герой, выдающийся деятель. Сталин (при всей сложности его мотивации и поступков) — однозначно тиран и преступник. Надо четко понимать логику французов и «просвещенных европейцев», которые не собираются забывать и прощать русским два глобальных поражения, пережитых ими в начале 19-го века и в середине 20-го.
Такой всеобъемлющий миф, каким в советские времена являлся миф «Сталин», был необходим нашей стране. Он поднимал созидательную мощь народа и направлял ее к великим целям. Не было сферы, куда бы ни проникала эта мощная энергия. Победа советского народа в Великой Отечественной войне доказала это всему миру. Попытки сегодня сокрушить миф о Сталине рушат подножие, фундамент памятника нашей великой победы. Сталин обладал глобальным видением, руководствовался масштабными целями, а действия его были направлены во благо государства. У попыток развенчать великую Победу пропагандистское лицо. Если «сталинизм» и «гитлеризм» тождественны, то все зря. За этой формулой скрыт чисто политический интерес вокруг современной России.
Обладателям «уникальных демократических истин», скандирующим о тирании наших русских правителей, хочется напомнить, что в России за всю ее историю не было геноцида населяющих ее народов, не было скальпов и черных рабов. Русские приходили к соседям с великой духовной традицией, культурой, бескорыстно передавали свои достижения в прикладных областях, сельском хозяйстве, не уничтожали коренного народа. Прежде чем рассказывать мифы о «кровожадном русском медведе», надо бы вспомнить королеву «старой доброй» Англии Елизавету Тюдор, приказавшую казнить 89 тысяч подданных во имя безопасности своей короны. Вспомнить 30 тысяч жертв религиозной резни в Варфоломеевскую ночь в «прекрасной Франции», как называют свою родину французы. Это не легенды и предания, а факты, и за них по сегодняшний день не каются. Они в свою историю не плюют, а гордятся ею. Надо сказать, что все эти жестокости и мракобесия происходили в эпоху Грозного.
Тиражирование мифов о непомерной жестокости первого русского царя Ивана IV — снаряд смысловой войны против нашей страны. Даже историки-недоброжелатели указывают, что максимальное число репрессированных «царем- тираном» не превышает 3—4 тысяч за 50-летний срок царствования.
Такое извращение истории призвано изуродовать основу нашего национального самосознания, потому что Иван IV — это символ связи Царства и Священства в России. Окрестив первого русского царя кровожадным тираном, наши «всечеловеки» и «великие гуманисты» усердствуют, чтобы русские не вспомнили, что мы Святая Русь.
Эти мифоборцы не могут себе позволить принять историческую правду, признать мессианскую идею русского народа, разглядеть гармонию в развитии Российской империи. Русская культура склеивала все народы, несла им более высокую цивилизационную модель и организацию, приходила во благо, а не во вред. Русские приходили не с огнем и мечом, с кровью и геноцидом, эксплуатацией и рабством, а с верой и любовью.
России нужно перестать просить прощения, бесконечно извиняться и каяться в несуществующих грехах наших отцов и дедов. Их деяния нужно воспринимать как великий подвиг во имя нас, сейчас живущих. Нам не надо стесняться называть чукчу чукчей, бурята бурятом. Мы своих соотечественников не истребляли. Это у англосаксов проблемы с тем, чтобы негра назвать негром, потому что это символ рабства и геноцида. А русский человек может, не стесняясь, чернокожего жителя Америки называть негром, потому что не за что каяться, нет вины, нет крови. А нас независимо от нашей воли заставляют негра в Америке называть афроамериканцем, втягивая в свою постыдную историю, будто мы их подельники в этом безумстве и злодеянии.
Пресловутые «права человека», которые так ожесточенно навязывает западный мир России, насаждаются именно для того, чтобы у нас появилось «право овец» быть съеденными, а у них (англосаксов) — «право волков» быть сытыми.
Святая наивность полагать, что после двух глобальных поражений немцы, французы и весь англосаксонский мир мечтают помочь России с правами человека и желают нашего усиления и процветания. Достаточно прочитать воззвания Гитлера и Наполеона к нашим предкам во время войны с Россией, чтобы понять: риторика не изменилась. Они всегда приходили к нам как «освободители» и «спасители».
Сейчас, когда в мире геноцид принял скрытую форму депопуляции, когда вырождение народов оправдывают «ненужностью» такого количества людей при современном развитии технологий, не отринувшая от своего православного пути Россия противостоит распространению этого вируса «всеобщей содомии», извращения всех сторон жизни, потери человеческого облика. В то время как протестанты голосуют за однополые союзы, православная, но уже во многом масонская Греция вводит налог на рождение ребенка и на официальное заключение брака. В России же президент Путин пытается противостоять этому, более того, вводит материнский капитал, стимулирует появление многодетных семей. Это характеризует его как морального лидера традиционного человечества в мировом масштабе.
Сегодня я вижу задачу «Изборского клуба» в создании мифологемы непрерывности русской истории, возвращении стране ее символов, смыслов и веры. Западная Европа такие символы очень трепетно оберегает, не втаптывает их в грязь, ими дорожит и гордится. Один из них — это европейские королевские династии. Английская, шведская, голландская на протяжении многих столетий являются символами нации. А для Бельгии вообще роль символа короля более чем значима, потому что это один-единственный символ, скрепляющий два государствообразующих народа, фламандцев и валлонов, без него они становятся не нацией, а народонаселением. В российской же истории, когда вершили перемены, с водой выплескивали и ребенка. Современной России необходимо вернуть такое соединительное начало. Без этого трудно созидать современность в стремительно меняющемся мире, когда почву буквально выбивают из-под ног.
Нужно донести до людей, что вся история России состоит из великих свершений во благо государства и народа. Каждый ее период особо значим в едином потоке исторического развития, его движения от простого к сложному. Нужно понимать, что, разрывая эту живую ленту, обесцвечивая в ней какие-то отрезки, перекрашивая тонкие изгибы, мы ее губим, она теряет свою прочность, жизнестойкость.
Мы должны показать, что история России не трагична, а героична. Все не зря, все во имя нас. И в своей современности нужно приумножать достижения и величие нашей Родины.
Стараниями членов «Изборского клуба» и губернатора Брянской области Н. В. Денина по благословению архимандрита Поликарпа (Зервос) и митрополита Брянского и Севского Александра в Свенский Свято-Успенский монастырь на вечное хранение и прославление из греческой Святой обители Пресвятой Богородицы Кассопитры доставлена икона с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного, освятившего светом христианства Русскую землю. Именно его Господь отправил проповедовать в наши северные земли, божественным видением своим возлагая особые надежды на наш народ в деле сохранения веры Христовой. Обретение мощей имеет очень важный и высокий смысл: когда русский человек знает, что за его плечами храм, а в храме мощи святые, тогда самым действенным образом внутри него срабатывает: ни шагу назад, за свои святыни он будет биться и, если нужно, отдаст жизнь.
Безусловно, творец истории — народ, но вместе с ним создают и формулируют ее обрамление мифы, символы и образы, которые рождаются на поле смысловой борьбы. И в этой схватке важно выдвигать свое, не порабощенное чужебесием видение существенного и ценного в настоящем и желаемого в будущем. Беречь, сохранять, и приумножать свои символы духа и веры.
И самое важное и, пожалуй, главное — любить и верить в Россию, не позволяя безнаказанно кидать камни в ее героическое прошлое, настоящее и, уверен, великое будущее.
Олег РОЗАНОВ, постоянный член «Изборского клуба».