СтраницаГЕРОИЧНА

ИСТОРИЯ РОССИИ НЕ ТРАГИЧНА, А ГЕРОИЧНА

Где умирает надежда, там возникает пустота. Леонардо да Винчи

На протяжении многих веков русский народ на основе хри­стианского мировоззрения соз­давал свой идеал миросуществования, миф, как народный аналог правды на земле. В его основе лежало представление о Святой Руси — спасительнице челове­чества. Идеал русских был столь высок, что обесценивал окружа­ющую реальность, которая пред­ставлялась миром, лежащим во грехе.

Сегодня же в России убивают национальный миф, стирают из со­знания людей глубинные символы, пытаются разрушить все мифологе­мы. В начале прошлого века боль­шевики сокрушили до «ничто» все духовное наследие царской России, имперскую мифологему, в 1990- х либералы втоптали в грязь со­ветскую. Что получили мы в ито­ге? Мы получили страну, которая себя не любит, страну без гордо­сти, страну, у которой не осталось своих героев. Считаю, что причи­на, лежащая в основе сегодняшнего духовно-нравственного кризиса,— это отсутствие ценностного мифа или идеи, наполняющей смыслом новый этап развития русской ци­вилизации.

А ведь национальные мифологе­мы, символические смысловые об­разы необходимы стране и отдель­ному гражданину. Именно они во многом закладывают основу пред­ставлений человека о должном и запретном, добре и зле, форми­руют отношение человека к власти и к себе и наполняют его ценност­ную матрицу. Если исчезает русская мессианская идея, страна погружа­ется в хаос. Достоевский говорил, что нигилист в России не только Бога отрицает, но и Россию. От­рицание своей страны привело нас к октябрю 1917 года и, по сути, по­вторилось в августе 1991-го. Рус­ский философ В. В. Розанов сказал об этом национальном феномене следующее: «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. По­разительно, что она разом рассыпа­лась вся, до подробностей, до част­ностей. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось вой­ска и не осталось рабочего класса.

Что же осталось-то? Странным образом — буквально ничего». Мож­но сказать, что наличие мессианского мироощу­щения русского народа сыграло решающую роль в строительстве «белой» царской и «красной» со­ветской империй. Разру­шение мессианского со­знания нашего народа ни единожды приводило к национальной катастро­фе в виде потери государ­ственности.

 В каждой эпохе были свои большие легенды, свои приоритеты. К при­меру, в сороковые — пяти­десятые годы таким все­объемлющим смыслом был миф «Иосиф Сталин». Кто-то может любить или не любить человека Ио­сифа Сталина, малень­кого, рябого, с сильным акцентом говорившего на русском языке. Мож­но судить и пересужи­вать о цене, заплаченной народом за совершенный при нем рывок в развитии. Но, думаю, все согласятся, что Сталин был больше, чем руководитель стра­ны. Это был всевластный, всеобъемлющий смысл для одних и ужас для других миллионов людей, и, кстати говоря, он оста­ется таковым до дней се­годняшних. Сталин — это явление, которое больше самого себя. Миф о спра­ведливом вожде и сейчас остается глубоко внутри нашего мировидения, на­шего мировоззренческо­го космоса. Рожденный умом, сердцем и душой русского народа образ Сталина собрал воедино коллективное представ­ление людей о руководи­теле державы, о великом радетеле земли Русской, о справедливых принци­пах и моделях жизни. Это стало сущностным вопло­щением нашего архетипа.

Мировая история знает подобные примеры про­явлений чаяний народов. Так для французов ва­жен миф «Наполеон Бо­напарт». Он воплощает в себе триумф империи и большие победы, мас­штабные идеи и амбици­озные цели, дух свобо­ды, воскресение из пепла истории и бессмертие.

Французы не придали его анафеме и не соби­раются извиняться перед русскими за варварское нашествие Наполеона на Россию. Война с Напо­леоном сопоставима по своим трагическим по­следствиям для нашей страны с гитлеровской оккупацией, и во многом даже превосходит цинизм фашистов. За 38 дней на­хождения в Москве ин­тернациональное войско объединенной Европы разгромило и сожгло го­род, совершив кощунство с нашими святынями. В главном соборе стра­ны, Успенском, Наполе­он устроил конюшню, приказал вскрыть сарко­фаги православных ми­трополитов и патриархов в поисках золота и дра­гоценностей, которые, по его мнению, русские вар­вары должны были класть в могилы умерших. Дра­гоценные камни с икон — снять, золотые и серебря­ные ризы — переплавить в слитки. В Архангель­ском соборе Кремля, где покоится прах русских великих князей и царей, скомандовал организо­вать винный склад, в ал­таре устроить солдатскую кухню.

Русская армия никогда не позволяла себе та­кого рода поведения на европейских оккупиро­ванных территориях, не испачкала своего имени. Казаки генерала Платова не размещали своих ко­ней в Соборе Парижской Богоматери, не организо­вывали там кашеварню, не грабили французских святынь и не переплавля­ли убранства их соборов на драгоценные слитки. Наше войско в Париже запомнились в том числе поступком графа Ворон­цова, который разорил­ся, но заплатил из своего кармана за все предъяв­ленные французскими рестораторами долги рус­ской армии после вывода войск из Парижа. Наши предки всегда «честь име­ли», даже с врагами, в от­ношении которых у них было моральное право на справедливое возмездие.

Поражает цинизм На­полеона, который уму­дрился обвинить нас в нечестной войне, в пар­тизанском движении. По­сле всех мерзостей, кото­рые он натворил в России, этого «просвещенного гуманиста-европейца» воз­мутила «дубина народной войны».

Русский народ тог­да воспринял «Великую армию» не как освобо­дителей от крепостной зависимости, а как губи­телей православной веры и вековых традиций. Од­ним словом: «кто с ме­чом к нам придет, от меча и погибнет». Парадокс мифосмысловых войн заключается в том, что сегодня фран­цузы ненавидят Сталина, считая его кровавым дик­татором, игнорируя, что, по сути, он подарил им неза­висимость и возможность существования Пятой ре­спублики. Русские в свою очередь благосклонно от­носятся к Наполеону, над­ругавшемуся над нашими символами веры, сочув­ствуют его судьбе. В Рос­сии царит миф о Наполе­оне не как о «надменном галле», а скорее как о «мо­гучем баловне побед» или в худшем свете — игрушки в руках истории. Францу­зы же образ Сталина демонизируют, очерняют его роль в русской и ми­ровой истории, стремятся обесценить. Исторические факты людьми проглаты­ваются с мифической при­правой, адаптированной политическими интереса­ми. И это есть наглядный пример двойных стандар­тов, так часто практикуе­мых в современном мире. Наполеон (при всем его авторитаризме, жестокости и преступлениях) — одно­значно герой, выдающийся деятель. Сталин (при всей сложности его мотивации и поступков) — однознач­но тиран и преступник. Надо четко понимать ло­гику французов и «про­свещенных европейцев», которые не собираются забывать и прощать рус­ским два глобальных по­ражения, пережитых ими в начале 19-го века и в се­редине 20-го.

Такой всеобъемлющий миф, каким в совет­ские времена являлся миф «Сталин», был необходим нашей стране. Он подни­мал созидательную мощь народа и направлял ее к великим целям. Не было сферы, куда бы ни прони­кала эта мощная энергия. Победа советского народа в Великой Отечественной войне доказала это всему миру. Попытки сегодня сокрушить миф о Стали­не рушат подножие, фун­дамент памятника нашей великой победы. Сталин обладал глобальным ви­дением, руководствовал­ся масштабными целями, а действия его были на­правлены во благо госу­дарства. У попыток раз­венчать великую Победу пропагандистское лицо. Если «сталинизм» и «гит­леризм» тождественны, то все зря. За этой формулой скрыт чисто политиче­ский интерес вокруг со­временной России.

Обладателям «уникаль­ных демократических ис­тин», скандирующим о тирании наших рус­ских правителей, хочет­ся напомнить, что в Рос­сии за всю ее историю не было геноцида населяю­щих ее народов, не было скальпов и черных ра­бов. Русские приходили к соседям с великой ду­ховной традицией, куль­турой, бескорыстно пере­давали свои достижения в прикладных областях, сельском хозяйстве, не уничтожали коренного народа. Прежде чем рас­сказывать мифы о «крово­жадном русском медведе», надо бы вспомнить коро­леву «старой доброй» Ан­глии Елизавету  Тюдор, приказавшую казнить 89 тысяч подданных во имя безопасности своей коро­ны. Вспомнить 30 тысяч жертв религиозной резни в Варфоломеевскую ночь в «прекрасной Фран­ции», как называют свою родину французы. Это не легенды и предания, а факты, и за них по се­годняшний день не кают­ся. Они в свою историю не плюют, а гордятся ею. Надо сказать, что все эти жестокости и мракобе­сия происходили в эпоху Грозного.

Тиражирование ми­фов о непомерной жесто­кости первого русского царя Ивана IV — снаряд смысловой войны про­тив нашей страны. Даже историки-недоброже­латели указывают, что максимальное число ре­прессированных «царем- тираном» не превышает 3—4 тысяч за 50-летний срок царствования.

Такое извращение истории призвано изуро­довать основу нашего на­ционального самосозна­ния, потому что Иван IV — это символ связи Цар­ства и Священства в Рос­сии. Окрестив первого русского царя кровожад­ным тираном, наши «всечеловеки» и «великие гу­манисты» усердствуют, чтобы русские не вспом­нили, что мы Святая Русь.

Эти мифоборцы не мо­гут себе позволить при­нять историческую прав­ду, признать мессианскую идею русского наро­да, разглядеть гармонию в развитии Российской империи. Русская культу­ра склеивала все народы, несла им более высокую цивилизационную модель  и организацию, приходи­ла во благо, а не во вред. Русские приходили не с огнем и мечом, с кровью и геноцидом, эксплуата­цией и рабством, а с ве­рой и любовью.

России нужно перестать просить прощения, бесконечно извиняться и каяться в несуществую­щих грехах наших отцов и дедов. Их деяния нуж­но воспринимать как ве­ликий подвиг во имя нас, сейчас живущих. Нам не надо стесняться назы­вать чукчу чукчей, буря­та бурятом. Мы своих со­отечественников не ис­требляли. Это у англосак­сов проблемы с тем, чтобы негра назвать негром, по­тому что это символ раб­ства и геноцида. А рус­ский человек может, не стесняясь, чернокожего жителя Америки называть негром, потому что не за что каяться, нет вины, нет крови. А нас независимо от нашей воли заставля­ют негра в Америке на­зывать афроамериканцем, втягивая в свою постыд­ную историю, будто мы их подельники в этом бе­зумстве и злодеянии.

Пресловутые «права человека», которые так ожесточенно навязыва­ет западный мир России, насаждаются именно для того, чтобы у нас появи­лось «право овец» быть съеденными, а у них (ан­глосаксов) — «право вол­ков» быть сытыми.

Святая наивность по­лагать, что после двух глобальных поражений немцы, французы и весь англосаксонский мир мечтают помочь России с правами человека и же­лают нашего усиления и процветания. Доста­точно прочитать воззва­ния Гитлера и Наполео­на к нашим предкам во время войны с Россией, чтобы понять: риторика не изменилась. Они всег­да приходили к нам как «освободители» и «спаси­тели».

Сейчас, когда в мире ге­ноцид принял скры­тую форму депопуляции, когда вырождение наро­дов оправдывают «ненуж­ностью» такого количества людей при современном развитии технологий, не отринувшая от своего православного пути Рос­сия противостоит рас­пространению этого ви­руса «всеобщей содомии», извращения всех сторон жизни, потери человече­ского облика. В то время как протестанты голосуют за однополые союзы, православная, но уже во многом масонская Греция вводит налог на рождение ребенка и на официальное заключение брака. В Рос­сии же президент Путин пытается противостоять этому, более того, вво­дит материнский капитал, стимулирует появление многодетных семей. Это характеризует его как мо­рального лидера традици­онного человечества в ми­ровом масштабе.

Сегодня я вижу задачу «Изборского клуба» в соз­дании мифологемы непре­рывности русской исто­рии, возвращении стране ее символов, смыслов и веры. Западная Европа такие символы очень тре­петно оберегает, не втап­тывает их в грязь, ими до­рожит и гордится. Один из них — это европейские королевские династии. Английская, шведская, голландская на протяже­нии многих столетий яв­ляются символами нации. А для Бельгии вообще роль символа короля бо­лее чем значима, потому что это один-единствен­ный символ, скрепля­ющий два государствообразующих народа, фламандцев и валлонов, без него они становятся не нацией, а народона­селением. В российской же истории, когда вер­шили перемены, с водой выплескивали и ребенка. Современной России не­обходимо вернуть такое соединительное начало. Без этого трудно созидать современность в стреми­тельно меняющемся мире, когда почву буквально выбивают из-под ног.

Нужно донести до людей, что вся история России состоит из вели­ких свершений во бла­го государства и народа. Каждый ее период особо значим в едином потоке исторического развития, его движения от просто­го к сложному. Нужно по­нимать, что, разрывая эту живую ленту, обесцвечи­вая в ней какие-то отрез­ки, перекрашивая тонкие изгибы, мы ее губим, она теряет свою прочность, жизнестойкость.

Мы должны показать, что история России не трагична, а героична. Все не зря, все во имя нас. И в своей современности нужно приумножать до­стижения и величие на­шей Родины.

Стараниями членов «Изборского клуба» и губернатора Брянской области Н. В. Денина по благословению архиман­дрита Поликарпа (Зервос) и митрополита Брянско­го и Севского Александра в Свенский Свято-Успенский монастырь на вечное хранение и прославление из греческой Святой оби­тели Пресвятой Богоро­дицы Кассопитры достав­лена икона с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного, освятившего светом хри­стианства Русскую зем­лю. Именно его Господь отправил проповедовать в наши северные земли, божественным видением своим возлагая особые надежды на наш народ в деле сохранения веры Христовой. Обретение мо­щей имеет очень важный и высокий смысл: ког­да русский человек знает, что за его плечами храм, а в храме мощи святые, тогда самым действенным образом внутри него сра­батывает: ни шагу назад, за свои святыни он будет биться и, если нужно, от­даст жизнь.

Безусловно, творец истории — народ, но вме­сте с ним создают и фор­мулируют ее обрамление мифы, символы и обра­зы, которые рождаются на поле смысловой борь­бы. И в этой схватке важ­но выдвигать свое, не по­рабощенное чужебесием видение существенного и ценного в настоящем и желаемого в будущем. Беречь, сохранять, и при­умножать свои символы духа и веры.

И самое важное и, по­жалуй, главное — любить и верить в Россию, не по­зволяя безнаказанно ки­дать камни в ее героиче­ское прошлое, настоящее и, уверен, великое буду­щее.

Олег РОЗАНОВ, постоянный член «Изборского клуба».

Олег Розанов и игумен Свенского монастыря  Алексий (Тюрин) во время передачи обители  мощей апостола Андрея Первозванного.