1737 год О Брянской флотилии
В восьмом томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, изданного в 1890 году, говорится: «Брянская флотилия — под таким названием действовал флот из небольших судов, помогавший армии фельдмаршала графа Миниха в войне против турок в 1737-1739 годах». Еще при Петре Великом на случай разрыва с Турцией были учреждены по Дону и Днепру запасные магазины и заготовлен в Брянске лес для постройки пяти паромов и семи галер. Но только некоторые из этих судов были построены, в 1737 году постройка судов была прекращена — отмечается в словаре.
Когда началась военная кампания, то руководство убедилось, что осада крепости Очаков, лежащей среди голой степи, может быть действенной в том лишь случае, если турецкий флот будет лишен возможности доставлять вражескому гарнизону провиант, русская же армия будет получать его своевременно. С этой целью фельдмаршал Миних распорядился построить в Брянске до четырехсот различных судов. Их должны были спустить по Десне, провести через Днепровские пороги к устью лимана. Генерал Кригс приказал князю Трубецкому погрузить на эти суда тяжелую артиллерию, провизию и прочее необходимое для осады и отправить. Расчет был таков, чтобы русская армия, пришедшая к Очакову, имела бы уже все в готовности. Однако флотилия опоздала. Она пришла, когда турки, не выдержав напора русских, крепость вынуждены были сдать. Когда армия находилась на пути в Бендеры, в Днепровском лимане появилось первое отделение Брянской флотилии под начальством полковника Хрипунова. Состояла она из 14 дюбельшлюпок и 70 разных судов. Прибыть вовремя им помешали сильные ветры и Днепровские пороги. Второе отделение флотилии, состоящее из 48 дюбельшлюпок, 4 канчебасов и 57 других различных судов, прибыло в начале августа под начальством бригадира князя Борятинского. Вице-адмирал Дмитриев-Мамонов спустя месяц привел третье отделение. Плавание флотилии было сопряжено с большими трудностями. Спущенные в Брянске суда по Десне приплыли в Днепр и спустились до первого порога Кайдак. Здесь они были вытащены на берег, по которому и волокли их до тех пор, пока не миновали трех первых порогов. Взяв лоцманов, суда дошли до Ненасытца, откуда их тащили тридцать саженей и, спустив снова на воду, довели до устья. Дюбелыдлюпки по своей малой величине оказались непригодными к службе. Во время сильных северных ветров, вызывавших большие волны, в зиму 1737-1738 годов почти все эти суда потерпели катастрофу. Было приказано дюбелыдлюпки заменить четырехпушечными бригантинами. Они и были построены в Брянске и весною благополучно доставлены через пороги. Строили суда в Брянске, а также на острове Верхний Хортицкий на вновь устроенной Ново-Запорожской верфи, лежащей ниже порогов. Брянская флотилия, как свидетельствует энциклопедический словарь, прекратила свои действия вместе с окончанием войны в 1739 году.
Я. Соколов
Дубель-шлюпка. Брянская верфь, 1736 год
С конца XVII до середины XVIII века в Брянске было построено более тысячи судов. Историки говорят, что их названия сейчас звучат, как песни: струги, прамы, бригантины, венецианские боты, галеры, дубель-боты. Преимуществами брянского корабельного строительства были доступность материала и река Десна, по которой было удобно сплавлять суда.
Модель хранится в Брянском государственном краеведческом музее. Она выполнена в масштабе 1:30 ленинградским автором Г.А. Атавиным.