СтраницаФилин

Павел Филин Брянск

40  лет, учитель математики и информатики брянской средней школы №46, победитель брянского областного конкурса «Учитель года 2012»
Я стал учителем случайно. Родители —    инженеры, и я вначале в БИТМ поступал, но под влиянием товарища отдал документы в Брянский пединститут, на физико-математический факультет. Кроме меня в группе все остальные были девушки. То было вольное время, я увлекался тогда движением хиппи, но в системе не был. Носил длинные волосы, серьгу в ухе, джинсы с тремя десятками заплаток, а сумку мама сшила из мешковины. Не знаю, зачем мне тогда это было нужно. Скорее всего, это было внешнее проявление внутреннего мира. После института все прошло, но одно осталось —    всегда влекла к себе математика. В молодости я, к слову, был очень категоричен, но с годами жизнь меня многому научила.
Математика — это порядок, и это мне очень нравится. Математика невольно приучает к дисциплине в мыслях и делах. Теорема Пифагора работает две тысячи лет, все четко в математике. В молодости мама меня, казалось, безуспешно приучала к порядку, но нет, не безуспешно, с годами это проросло. Я противник лишнего. Мне потому нравится рюкзак, что он как маленький дом, взял с собой, и всего вполне хватает.
Я учился в 46-й и в нее же вернулся учителем. Это был 93 год, смутное время. Коллеги поделились тогда часами, чтобы взять меня, молодого. Это дорогого стоит. Вначале у меня была только информатика, а потом и уроки математики получил. К тому же в школе мало мужчин-учителей. Сейчас нас семеро, а всего учителей около 60. При этом в нашей школе нет отбора учеников, учим всех. Наша школа в районе на слуху (в хорошем смысле, конечно).
Мне кажется, наша школьная жизнь в 80-е годы была интереснее, чем у нынешних ребят. Они в большинстве очень разобщены, им проще общаться через социальные сети, но это общение далеко от реальной жизни.
Если учитель думает только о своем предмете, он неизбежно деградирует, таково мое мнение. Меня очень многое интересует: и музыка, и книги, с рюкзаками путешествуем с женой по стране. В разных местах побывали: на Урале, в Карелии, на Алтае. А еще два раза в неделю веду секцию по китайскому искусству Тайцзи. Это не контактное единоборство, а, скорее, философия души, способ постижения самого себя. И нас в секции немного, всего четыре человека.
Я всего Достоевского прочитал в институте. Повезло, и в несколько приемов приобрел полное собрание его сочинений, ну, то, зеленое, 32 тома. А потом таким же образом Лесковым увлекся, Гофманом, Гамсуном, Фаулзом. Вообще, можно сказать, что прочел много книг. Но, думаю сегодня, не появись в нашем десятом классе необыкновенная учительница литературы Галина Васильевна Погудина, — литература прошла бы мимо меня. Именно она для меня новый удивительный мир открыла, я ведь до того полагал, что школьная литература — это не очень интересно. И вот некоторое время спустя мои дети говорят, что полюбили математику благодаря моим урокам. Такое приятно слышать.
Только личный пример, похоже, и остался у учителя в качестве воспитания школьника. Наши стимулы поощрения неубедительны, как и приемы наказаний. Учитель должен быть интересен для детей. Думаю, они в курсе моей жизни, я ведь еще и сайт веду. Я не пью, бросил курить, хотя это мне и непросто далось. Я не только уроки им преподаю, я доказываю, что вокруг много интересного, можно жить интересно. Есть поэзия, музыка, спорт, очень много чего есть.
У меня нет проблем с дисциплиной на уроках. Хотя многие дети все же приходят в школу не учиться, а, скорее, общаться. Очень много одиноких детей. Они и одеты, и накормлены, но родителям как будто и не нужны, детьми они не занимаются, хотя внешне эти семьи выглядят благополучными, но это только внешне. Есть сироты и при живых родителях.
Мне предлагали должность директора другой школы, но я отказался, потому что это не мое. Руководить коллективом — это уже другая профессия. Да и желания сменить свою школу у меня никогда не возникало.
Знакомлюсь с человеком и сразу чувствую ток, сигнал — это твой человек, и тогда с ним общаться приятно." Меня коллеги уже не первый год уговаривали принять участие в конкурсе «Учитель года». Но не соглашался, как-то не лежала душа. А в этом году просто согласился. Правда, сначала на всякий случай жене перезвонил, что она посоветует. Она меня поддержала. Я даже заявки на конкурс не подавал, коллеги, так сказать, записали. К своей победе я отношусь очень спокойно. Да, мне за уроки выставляли высокие баллы, но все равно любой конкурс — это немного игра и в ней может повезти, а может и нет.
Маленькая слабость? Хороший чай, очень хороший, если зеленый, то сбора этого года. Другие этнические напитки — ройбос, мате, кофе. Хотя почему слабость? Это, скорее, радость.
Мне жить интересно. И это определяющее — во всех моих жизненных обстоятельствах.

Родшия 9 августа 1971 года в Брянске. Окончил физико- математический факультет БГПИ в 1993 году и с тех пор работает учителем математи­ки и информатики в школе № 46. Со стихами Павла можно познакомиться в Интернете: на портам современной литерату­ры «Точка зрения».

Год за годом, день за днём

Горе, горькая вода,

Белым камушком на дно

Я исчезну навсегда.

Спрячусь в чёрную траву

Под ракитовым кустом,

Где найдёт меня к утру

Рыбка с огненным хвостом.

Скажет рыбка: «Вот ты где,

Что ж тебя не сберегли?»,

И запляшут по воде Бестолковые круги...