ЕПИСКОПАТ В БРЯНСКЕ
После разгрома и сожжения монголо-татарами центра Черниговского княжества города Чернигова в 1239 году, а также убийства в ставке хана Батыя великого князя Черниговского Михаила центр княжества был перенесен в Брянск. После гибели Михаила свой княжеский престол в Брянске утвердил один из его сыновей - Борис. С ним остались те, кто не пал на поле брани, и те, кто дорожил величием Чернигова. Брянск, спрятанный дремучими лесами, в то время считался густонаселенным и зажиточным городом.
В Брянске же обосновалась и епископская кафедра. Боевое водительство великого князя заменилось духовным предводительством епископа, короче, княжеский скипетр уступил место архипастырскому жезлу. Высокий духовный чин поднял престиж Брянска. Город стал средоточием высшего духовного управления в огромной епархии, своего рода столицей христианского православия. Святым местом захоронения духовных сановников стало место, где ныне стоит церковь на владычьих гробах: Спасогробов- ская. На долю Брянска выпала такая историческая честь, которой не знали многие города обширного юга России. После сожжения монастыря в Чернигове в 1239 году епископ Порфирий был взят в плен, отвезен в г. Глухов, но потом отпущен. Окончание его жизни неизвестно.
После Порфирия историки высказывают мнение, что кафедру в Брянске занял епископ Захарий. Преосвященный Филарет Черниговский указывал еще двух его преемников - Митрофана и Арсения (упоминались в древнем Любецком синодике). Став резиденцией князя и епископа, Брянское княжество возвысилось среди других русских княжеств; светская и духовная власти делали все, чтобы вести дело к укреплению южных границ государства.
Верносиятитсль Русской православной церкви митрополит Алексий санкционировал открытие епископской кафедры в Брянске с посвящением на нее епископа Нафанаила, которого в летописях называют и Дсбрянским, и Брянским, хотя под его духовным управлением находились все церкви прежней Черниговской кафедры. Источники относят это событие к 1354 году, когда Брянск еще пока не был покорен литовским князем Ольгердом и сохранял видимость политической самостоятельности. Однако вопрос конкретного года прихода Нафанаила в Брянск остаётся спорным и в духовной литературе. Так, историк православной церкви митрополит Макарий указывает на то, что Нафанаил пришел вслед за Петром Ростовским, а последний был рукоположен в сан епископа в 1374 году. Митрополит же Филарет относит посвящение Нафанаила к между 1356 и 1360 годами, то есть в первые годы владычества Великого княжества Литовского над Брянском. Это время первого разделения Русской митрополии, когда зашел спор из-за Брянской епархии. В каком году Нафанаил сошел в могилу, сведений не сохранилось. Известно только, что умер он раньше митрополита Алексия.
Брянская епископская кафедра просуществовала более ста пятидесяти лет. За это время на ее престоле побывали (по найденным летописным сведениям) кроме Нафанаила: архиепископы Григорий и Исаакий (известно, что последний присутствовал в июле 1401 года на Московском Вселенском соборе и в списке русских святителей занимал место выше даже архиепископа Ростовского, а в 1408 году сопровождал из Брянска в Москву князя литовского Свидригайла Ольгердовича, задумавшего от Витовта перейти на службу к великому князю Московскому Василию Дмитриевичу).
После смерти Исаакия Брянская епископская кафедра оставалась долгое время (более 30 лет?) без пастыря. И только где-то в 1448 году на кафедральном месте появился епископ Евфимий. Время его святительства совпало с мрачной обстановкой в лоне русской церкви - католическая церковь готовилась нанести по православию на брянской земле сокрушительный удар. Московский митрополит Иона всячески приободрял Евфимия, обещая в случае чего свою защиту и покровительство. Так оно и произошло: в 1465 году Евфимий стал искать прибежища в единоверной Москве и оказался с помощью Ионы во главе паствы в Суздале. Здесь он и помер в 1483 году.
Преемником Евфимия (по удалении его в Суздаль) на брянский епископат был поставлен Феофан, а затем Нектарий (занимал кафедру до 1499 года). Последним брянским епископом был Иона, продержавшийся на престоле не более одного года. Последовало упразднение епископской кафедры в Брянске, а Иону как пленника отвезли в Москву.
За годы нахождения Брянска под Литвой брянские владыки не были обижены: владели недвижимостью, имели право на владение землями. При них находились бояре, которым за службу назначалась епископом часть недвижимого имения, но не как вотчина, а как временное поместье.