СтраницаЕПИСКОПАТ

ЕПИСКОПАТ В БРЯНСКЕ

После разгрома и сожжения монголо-татарами центра Черниговского княжества города Чернигова в 1239 году, а также убийства в ставке хана Батыя великого князя Черни­говского Михаила центр княжества был перенесен в Брянск. После гибели Михаила свой княжеский престол в Брянске утвердил один из его сыновей - Борис. С ним остались те, кто не пал на поле брани, и те, кто дорожил величием Черни­гова. Брянск, спрятанный дремучими лесами, в то время счи­тался густонаселенным и зажиточным городом.

В Брянске же обосновалась и епископская кафедра. Боевое водительство великого князя заменилось духовным предводительством епископа, короче, княжеский скипетр уступил место архипастырскому жезлу. Высокий духов­ный чин поднял престиж Брянска. Город стал средоточием высшего духовного управления в огромной епархии, сво­его рода столицей христианского православия. Святым ме­стом захоронения духовных сановников стало место, где ныне стоит церковь на владычьих гробах: Спасогробов- ская. На долю Брянска выпала такая историческая честь, которой не знали многие города обширного юга России. После сожжения монастыря в Чернигове в 1239 году епи­скоп Порфирий был взят в плен, отвезен в г. Глухов, но потом отпущен. Окончание его жизни неизвестно.

После Порфирия историки высказывают мнение, что кафедру в Брянске занял епископ Захарий. Преосвященный Филарет Черниговский указывал еще двух его преемников - Митрофана и Арсения (упоминались в древнем Любецком синодике). Став резиденцией князя и епископа, Брянское княжество возвысилось среди других русских княжеств; светская и духовная власти делали все, чтобы вести дело к укреплению южных границ государства.

Верносиятитсль Русской православной церкви митрополит Алексий санкционировал открытие епископской ка­федры в Брянске с посвящением на нее епископа Нафанаила, которого в летописях называют и Дсбрянским, и Брян­ским, хотя под его духовным управлением находились все церкви прежней Черниговской кафедры. Источники отно­сят это событие к 1354 году, когда Брянск еще пока не был покорен литовским князем Ольгердом и сохранял види­мость политической самостоятельности. Однако вопрос конкретного года прихода Нафанаила в Брянск остаётся спорным и в духовной литературе. Так, историк право­славной церкви митрополит Макарий указывает на то, что Нафанаил пришел вслед за Петром Ростовским, а послед­ний был рукоположен в сан епископа в 1374 году. Митро­полит же Филарет относит посвящение Нафанаила к меж­ду 1356 и 1360 годами, то есть в первые годы владычества Великого княжества Литовского над Брянском. Это время первого разделения Русской митрополии, когда зашел спор из-за Брянской епархии. В каком году Нафанаил сошел в могилу, сведений не сохранилось. Известно только, что умер он раньше митрополита Алексия.

Брянская епископская кафедра просуществовала более ста пятидесяти лет. За это время на ее престоле побывали (по найденным летописным сведениям) кроме Нафанаила: архиепископы Григорий и Исаакий (известно, что послед­ний присутствовал в июле 1401 года на Московском Все­ленском соборе и в списке русских святителей занимал ме­сто выше даже архиепископа Ростовского, а в 1408 году сопровождал из Брянска в Москву князя литовского Свидригайла Ольгердовича, задумавшего от Витовта перейти на службу к великому князю Московскому Василию Дмит­риевичу).

После смерти Исаакия Брянская епископская кафедра оставалась долгое время (более 30 лет?) без пастыря. И только где-то в 1448 году на кафедральном месте появился епископ Евфимий. Время его святительства совпало с мрачной обстановкой в лоне русской церкви - католиче­ская церковь готовилась нанести по православию на брян­ской земле сокрушительный удар. Московский митропо­лит Иона всячески приободрял Евфимия, обещая в случае чего свою защиту и покровительство. Так оно и произош­ло: в 1465 году Евфимий стал искать прибежища в едино­верной Москве и оказался с помощью Ионы во главе паст­вы в Суздале. Здесь он и помер в 1483 году.

Преемником Евфимия (по удалении его в Суздаль) на брянский епископат был поставлен Феофан, а затем Некта­рий (занимал кафедру до 1499 года). Последним брянским епископом был Иона, продержавшийся на престоле не более одного года. Последовало упразднение епископской кафедры в Брянске, а Иону как пленника отвезли в Москву.

За годы нахождения Брянска под Литвой брянские вла­дыки не были обижены: владели недвижимостью, имели право на владение землями. При них находились бояре, ко­торым за службу назначалась епископом часть недвижимого имения, но не как вотчина, а как временное поместье.