Страницаэхо

Эхо брянского леса. (в брянском драматическом театре)

В 50—70-е годы в Брянске понастоящему лю­били театр. Такого не было ни раньше, ни позже, когда брянские звезды вроде Зайденберга и Кула­гина, успешные режиссеры, и самый известный из них Погребничко покинули наш город и устре­мились пожинать лавры славы в столицы.

Знаток брянских театральных историй Влади­мир Бизюкин сравнивал Орел и Брянск, и, по его словам, сравнение было не в пользу нашего театра, в котором зрителей обычно хватало на 5-6 премьерных спектаклей, тогда как в Орле — минимум на 10. Но была в истории брянского театра удиви­тельная премьера, совершенно особенный спек­такль, к которому нельзя было применить никакие привычные рамки — это «Эхо брянского леса» по пьесе бывшего брянского партизана, журналиста газеты «Брянский рабочий» Семена Шермана.

С пьесой было так. Она стала первой пьесой о брянских партизанах, и театр очень захотел ее поставить, но первый вариант был явно слабоват и требовал доработки. Когда областные власти решили, что пьесу про партизан надо дорабаты­вать и ставить, то возник вопрос — кому? И тут вспомнили о брянском актере Ляшенко, который прежде успешно занимался режиссурой в других театрах. Правда, там режиссер отметился не толь­ко творческими успехами, но победами личного свойства над сердцами множества актрис. В ито­ге раз за разом в театральной среде происходили волнения, а Ляшенко приходилось бежать из оче­редного очага культуры.

В театре задумались, а правильно будет с по­литической точки зрения доверить разработку патриотической темы столь легкомысленному мужчине? Однако в конце концов логика целе­сообразности победила сомнения морального смысла. Рассказывали, что когда Ляшенко узнал о назначении, то в восторге вышел из ответствен­ного кабинета на руках. Ну, как было такого да­мам не любить?

Ляшенко в итоге добился удивительного, небы­валого результата. Вместе с Шерманом они пере­писали пьесу, причем, к ее сочинению привлек­ли самих брянских партизан. Они участвовали в обсуждении главных линий спектакля, сидели на репетициях, волновались за героев.

Общими усилиями «Эхо» превратилось в сво­еобразный народный эпос, где были соединены, вроде, несоединимые вещи: и увлекательная ин­трига, и любовная мелодрама, и элементы поли­тического плаката. О работе над пьесой регулярно рассказывало местное телевидение, радио, газеты. Без преувеличения, весь город ждал премьеры.

Успех спектакля был грандиозным. В Брянске «Эхо» посмотрели десятки тысяч зрителей, при этом многие впервые пришли в театр ради имен­но этой темы, этого спектакля. Со спектаклем брянский театр на гастролях проехал полстраны. В репертуаре он продержался 10 лет — для про­винции удивительный случай, а само «Эхо» ста­ло символом брянского театра. И все придумал очень легкомысленный человек, но, как выясни­лось, очень талантливый режиссер Ляшенко. Вы­ходит, не ошибся обком партии в выборе