1950 год. Мы из джаза (Наум Непомнящий) Брянск
Надо понимать огромную разницу между нынешним Брянском, где все сами по себе, а на слуху, может, два десятка имен местных политиков, артистов, и городом моей молодости, который в 50-е годы был очень невелик, и все друг друга знали. Бежица, несмотря на присоединение, считалась другим городом, жизнью которого коренные брянцы не интересовались, разве что случались битвы после футбольных матчей «Динамо» и «Бежицы». К слову, Бежица была больше и жила, благодаря заводам, побогаче, но это, конечно, брянскими записными патриотами в расчет не бралось.
Только что прогремело состряпанное прокуратурой и милицией громкое дело «Божьей коровки»
- брянских стиляг. Конечно же, никакими злодеями, насильниками и отщепенцами те ребята не были,
- я знал их всех. И вот казалось, в Брянске на годы будет придушено все живое, в том числе и джаз. Но этого не случилось. Вполне возможно, на каком-то уровне решили музыку не трогать. Наша музыка и продолжила в Брянске свое полуразрешенное житье.
Это было дотелевизорное время, началась недолгая хрущевская пора, которую потом назовут оттепелью. После работы народ надо было чем-то занимать. Ресторанов в городе было раз-два и обчелся, в кино новые фильмы, почти все советские, появлялись два раза в месяц. Зато валом шли конференции, собрания, официальные встречи, и очень часто во втором отделении, — это была главная приманка для участников собраний — устраивался концерт. В каждой, даже самой маленькой? организации буйным цветом цвела самодеятельность, и особым отличием для школы, техникума или завода было наличие духового оркестра. Вот из таких оркестров и вырастали потом инструментальные ансамбли, если, конечно, были люди и инструменты.
Свой первый диксиленд мы, группа молодых ребят, создали в 1958 году при технологическом институте (Прим.: теперь Лесохо-зяйственная академия). Через комиссионку институтский профком, в частности, приобрел альт саксофон, который я и освоил самоучкой. Играли мы, надо признать, плоховато, зато с увлечением и душой. С тех времен запомнил песенку, где есть такие слова: Сан-Франциско, Лас-Анжелос Объединились в один колхоз. В колхозе этом ударный труд, И даже негры тут все поют. А если вкалываешь день, А председатель Семен Ильич
В защиту мира кидает спич, Парторг Афоня, прищурив глаз, На саксофоне лабает джаз. Конечно, такую крамолу мы пели только для себя, а на сцене играли модные отечественные мелодии, блюзы, Эдди Рознер, Утесов, Ко-ралли, Кнушевицкий, — все эти мелодии шли на ура. Играли на вечерах в институте, а еще нас часто звали в Дом офицеров, на эстраду в парке Толстого.
Наш оркестрик пользовался невероятным успехом, и где бы мы ни «играли танцы», народу было битком. А тут еще Вольдемар Коновалов демобилизовался после срочной службы в Германии. Он привез первую в Брянске шестиструнную гитару и несколько новых мелодий, которые при тогдашнем дефиците пошли на ура.
Постоянного места дислокации оркестрик не имел, держался исключительно на энтузиазме участников и вскоре распался. Но в это время, в 1959 году, слесарь «Дормаша» (ныне — «Арсенал»), трубач Женя Акуленко по всему городу собрал настоящий взрослый джаз-банд (для одних), диксиленд (для других), он же эстрадный ансамбль (для большинства) Вот и я туда попал совсем молодым.
Джазом я заболел в девятом классе и тогда же стал осваивать кларнет, мечтая о славе Арти Шоу или Бенни Гудмена. О них я узнал из журнала «Америка», который по особому списку выписывал зампред райисполкома Иванов, отец моего приятеля Митьки. Именно кларнетисты потом нередко и переквалифицировались в саксофонисты, которые в городе были наперечет. С моим первым казенным саксом случилась ужасная история. Ночью после концерта меня избили и отняли футляр с инструментом. С разбитой головой я попал в больницу и страшно горевал по утраченному инструменту. В милиции завели дело. Любопытно, что вначале следователь выдвинул версию, что я сам организовал нападение, чтобы завладеть дорогим инструментом. Хотя интересно, как бы я им воспользовался потом, ведь все инструменты в городе были на виду.
Позже краденый саксофон, вроде, всплыл в Орле, однако мне так его и не вернули. Когда подлечился, опять пришлось играть на чужом.
В те времена музыка заработка почти не приносила. В нашем оркестре все были любители в полном смысле этого слова. Играли разметчик Ярослав Стокласка (альт саксофон), фрезеровщик Юра Алилуев (гитара), токарь Алексей Дашанов (тромбон), конструктор Владимир Осин (аккордеон), Николай Васильев (тенор-саксофон), технолог Георгий Мацкевич (тромбон), слесарь вагонного депо Вася Новиков (тромбон), наладчик со швейной фабрики Лева Кукуев (ударник) и другие. Ноты-оркестровки Женя Акуленко привозил от знакомых из Ленинграда и Киева. В Брянске ничего подобного было достать невозможно.
Я был одним из самых молодых, почти у всех музыкантов были семьи, вроде, забот и без музыки хватало. Но все равно несколько раз в неделю мы собирались на репетиции, каждую неделю у нас были концерты. Казалось бы, ради чего тогда все это? Да, мы зарабатывали крохи. Я на свою заплату инженера в 120 рублей никак не мог собрать денег на саксофон, который, даже подержанный, стоил не меньше двух моих зарплат. Зато у нашего диксиленда в городе была большая слава, а в молодости это тешит самолюбие, порой, лучше денег.
Все музыканты были самоучками. Народ в нашем диксиленде собрался интереснейший.
На пианино виртуозно играл Коля Теодорович, огромный, за сто кило. Пианино буквально прыгало под его ударами. Копией Армстронга в славянском варианте был наш ударник Лева Кукуев. За своими барабанами Лева входил в такой раж, что казалось — его палочки живут отдельной жизнью. Лева был большой хохмач. Именно он отвадил мужика-скрипача, которого нам пыталось пристроить руководство Дома культуры. Мы объясняли: ну, какая может быть скрипка в диксиленде, и тогда нам навязали скрипача приказом свыше. А Лева сделал следующее. Исхитрился перед концертом намазать смычок скрипача свиным салом. Надо было видеть ужас в глазах скрипача, который водил смычком по скрипке, которая не выдавала звуков. Он и убежал со сцены.
Ярчайшей личностью был Николай Митрофанович Зудилкин с мясокомбината, полноватый, за пятьдесят. Он играл с довоенных времен на кларнете и тенор саксофоне. Нрав имел легкий, бесшабашный. В футляре помимо инструмента всегда держал стаканчик, а также кусочек сальца, ломоть хлеба и луковицу.
Я, молодой, поражался необыкновенным, вибрирующим звукам, которые Зудилкин извлекал из инструмента. И донимал его расспросами, как и мне такого звучания достигнуть.
— Запросто, чувачок, — невоз
мутимо отвечал Зудилкин. — Бе
решь инструмент и дуешь. Час, два,
день, месяц. Думаю, лет через де
сять у тебя получится.
Николай Митрофанович был философом. Он утверждал, что в оркестре все инструменты должны играть, и только саксофон — петь! «Ты пойми, — втолковывал Зудилкин, — ну как можно петь на бычьей жиле или медной проволоке. Поют же легкими, горлышком, губками, и сакс для этого как раз подходит»,
Играл Зудилкин всегда самозабвенно, порой не замечая, что происходит вокруг. Помню, мы должны были выступать на новогоднем вечере в драмтеатре. Новогодние вечера — вообще большое испытание для артистов и их здоровья. Какие-то вещи после нескольких вечеров порой просто делаются на инстинкте. В общем, Зудилкин в театр приехал, а инструмент забыл.
Пристыженный, кинулся за ним на такси. Говорил, что за полчаса обернется, но и через час не появился. Играли без него. Заполночь вышли покурить на балкон. Видим: на площади перед театром у новогодней елки кружатся пары, снежок. И слышим мелодию одинокого саксофона. Это наш Зудилкин наяривает.
— Николай Митрофанович, —
кричу, — что ты там делаешь? Чего
к нам не заходишь?
— А меня, чувачки, дружинники не пустили, — отвечает со ступенек театра Зудилкин.
Было б неправдой сказать, что у диксиленда были большие проблемы с брянскими властями. Хотя время от времени доносы на нас писали. Однажды после письма инструктора райкома партии Семиохина руководство ДК Дормаша вызвали на ковер в райком. И долго разбирались, нет ли морального разложения в коллективе. Но в оркестре играли, в основном, ребята от станка, многие передовики производства. Разбирательство закончилось ничем, но, как говорится, осадочек остался. Начались глупые проверки репертуара: что играем, зачем играем? Скучновато стало. В общем, собрался наш оркестр и в 1964 году «эмигрировал» из Советского в Фокинский район, в Дом культуры железнодорожников.
Железная дорога — это было государство в государстве, все свое. А главное в ДКЖ тогда редкостного темперамента руководитель Михаил Семенович Марголин, по прозвищу Соломон. Он правил ДКЖ единолично, сам, без милиции, усмирял хулиганов. А еще страстно любил джаз и даже добыл для оркестра полный набор чешских инструментов. Из Москвы по линии ЦДКЖ над нами шефствовал знаменитый Дмитрий Покрасс.
Золотое было время. Мы выступали по всей стране. Но со временем, видно, запал уходил. Менялось время, и все меньше в нем оставалось места музыке, да и музыка становилась популярной другая — рок. Год от года оркестр покидали то один, то другой.
Настоящий диксиленд — это четыре сакса (один еще играет и на кларнете), три тромбона, три трубы, гитара, контрабас, ударник, и содержать его — дорогое удовольствие Наступила пора коммерчески более выгодных и мелких групп — квинтетов, квартетов.
Как бы то ни было, вижу, джаз и сегодня в Брянске не кончился, просто это совсем другая история.
СПРАВКА:
Науму Ароновичу Непомнящему 78 лет. Инженер, музыкант, брянский старожил, автор воспоминаний «Город моего детства», пока неизданных отдельной книжкой.
Подготовил Ю.Ф.