Что прихожане жаловали в брянские монастыри на помин души
Кафтан для монастыря
Обычным в те времена, особенно, если у кого было некое состояние, в старости в монахи записываться, в монастыре напоследок Богу усердно послужить и от Него прощение получить. Сегодня, по соцопросам, лишь один из трех русских помнит хотя бы одну из десяти христианских заповедей, и при этом большинство себя православными считают. Тогда же люди были искренне верующими. Похоже, на Руси это как раз была вершина русской веры. Старообрядцы себя за веру жгли. Никонианцы по вере свое добро полностью церкви отдавали.
Правда, надо признать небольшую деликатную деталь. За вычетом небольшого числа отчаянных церковных фанатиков беспеченные верующие и, надев рясу, устраивали в монастыре жизнь достаточно неплохо. Когда читаешь перечни того, что прихожане жаловали в брянские монастыри на помин души, то, конечно, удивляешься. Помимо денег, деревень и крестьян, монастырям отписанных, тут и кафтаны, и шкурки меховые, и лошади, и просто куски заморской ткани.
Вроде, как соизмерить и увязать благочестие жертвователя и какую-нибудь принятую монастырем лисью шкуру? Надо понимать, что тут идеализм удивительным образом соединялся с материализмом, по крайней мере, в сознании тогдашнего мирянина. Он нес в монастырь что имел, потому что все-таки понимал: дорогу из мира земного в лучший из миров никак не получится проложить бесплатно.