Страницадосудебное

Брянск. Досудебное урегулирование налоговых споров.

У многих граждан и бизнесменов сложилось не­гативное отношение к налоговикам, которым нуж­но отдать кровно нажитые средства. Однако есть в налоговой службе подразделение, которое стоит на стороне налогоплательщика, защищая его права. Именно сюда можно пожаловаться на неправомер­ные действия налоговиков. Советник государствен­ной гражданской службы РФ 1 класса Татьяна Голубина возглавляет отдел досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налого­вой службы по Брянской области.

— Татьяна Михайловна, — Вот здесь-то вам как давно вы защищаете и пригодился большой опыт  налоговые права граждан?

— Отдел, занимающий­ся досудебным урегули­рованием споров с нало­гоплательщиками, был создан в областном нало­говом управлении в 2006 году, а в 2007-м меня пригласили возглавить это подразделение. Рабо­тать здесь очень интерес­но, хоть и трудно (в жизни я вообще руководствуюсь принципом: чем сложнее, тем интереснее). Абсо­лютно нет рутины, одно­образия, налоговое зако­нодательство постоянно меняется, и нам нельзя от него отставать. При этом нужно хорошо разбирать­ся практически во всех на­правлениях налоговой де­ятельности, ведь жалоба может касаться абсолют­но любого из них.

— Действительно, в на­логовой службе я с 1993 года. Правда, начинала ее не в России. Судьба за­бросила нашу семью в да­лекий военный гарнизон, расположенный на терри­тории Казахстана. Там я несколько лет трудилась инженером, хотя имею экономическое образо­вание и всегда хотела ра­ботать по специальности. И в 1993-м связала свою судьбу с налоговыми ор­ганами, о чем, к счастью, до сих пор ни разу не по­жалела.

В 1994 году мы верну­лись в Брянск, и я сразу же, можно сказать, не распа­ковывая чемоданы, пошла устраиваться в налоговую. По своей природе я трудо­голик, ни дня не могу без работы. В инспекции ска­зала, что готова начать ра­ботать хоть с сегодняшне­го дня. В итоге получила место государственного инспектора в инспекции по г. Брянску, а в 2002 году меня перевели в межрай­онную ИФНС России № 5 по Брянской области. Я ра­ботала на разных участках, в том числе занималась вы­ездными и камеральными налоговыми проверками.

  • Вернемся к вашей се­годняшней работе. С каки­ми вопросами обращаются налогоплательщики — как обычные граждане, так и организации, предприни­матели — в отдел досу­дебного урегулирования на­логовых споров?
  • Налоговые споры ка­саются любых вопросов, связанных с налоговым за­конодательством, а также с законами о государствен­ной регистрации, о приме­нении контрольно-кассовой техники и других. Все, кто считает, что сотрудник инспекции или руковод­ство нарушили его закон­ные права своим решением, действиями или, наоборот, бездействием, а также те, кто не согласен с актом налоговой проверки, мо­гут заявить об этом в соот­ветствующую инспекцию Брянской области, которая передаст жалобу в налого­вое управление. Наши со­трудники объективно рас­смотрят каждое обращение и примут законное и обо­снованное решение.
  • А насколько эффек­тивно жаловаться на на­логовиков в сами налоговые органы? Не проще ли сразу обратиться в суд?
  • Здесь нужно отме­тить, что жалобы рассма­тривает вышестоящий ор­ган, а не то должностное лицо, действия или реше­ния которого обжалуются. Что касается преимуществ досудебного урегулирова­ния налоговых споров по сравнению с судопроиз­водством, то они очевидны. Это и сохранение деловой репутации, и недорогой способ разрешения спора (при досудебном урегули­ровании не нужно платить государственную пошли­ну), и экономия времени. А при отрицательном ре­зультате можно более тща­тельно подготовиться к за­щите своей позиции в суде.

Всего за 9 месяцев это­го года мы рассмотрели 178 жалоб, при этом тре­бования налогоплательщи­ков были частично либо полностью удовлетворе­ны в 35 процентах случа­ев. Каждая третья жалоба, рассмотренная на уровне Управления ФНС России по Брянской области, была признана обоснованной.

  • Сегодня молодежь, окончив университет, охотно идет работать в госорганы: здесь и высо­кая зарплата, и полный соцпакет, и продвижение в карьере... Татьяна Ми­хайловна, в налоговые ор­ганы вы пришли рядовым инспектором, кому как не вам знать, какими каче­ствами нужно обладать, чтобы добиться успеха на государственной службе.
  • Если говорить непо­средственно о работе на­логового инспектора, то требований более чем достаточно. Нужно быть очень ответственным, внимательным и усидчи­вым, ведь предстоит мно­го работать с документами, анализировать их и прове­рять. Независимо от того, в каком подразделении ра­ботает инспектор, какими вопросами непосредствен­но занимается, он должен уметь общаться с налого­плательщиком, устанавли­вать контакты. Но главное качество, без которого не­возможна его успешная карьера,— это требова­тельное, критичное отно­шение к самому себе.
  • Как говорится, что­бы плодотворно работать, нужно уметь и хорошо от­дыхать. А у вас остается время на отдых? Чем вы любите заниматься на до­суге?
  • К вопросам отдыха я подхожу также ответствен­но, как и к работе. Напри­мер, у меня есть традиция: суббота — это банный день, чтобы ни случилось. По-моему, для поддержа­ния физического и душев­ного здоровья ничего луч­ше, чем русская баня, еще не придумали. Попаришь­ся в баньке — вот тебе и за­ряд сил и бодрости на всю рабочую неделю. Также стараюсь пару раз в неде­лю посещать бассейн. Но не буду скрывать — даже в выходные дни я выделяю время для изучения рабо­чих документов.

Беседовала Елена СОСНОВСКАЯ.