Брянск. Досудебное урегулирование налоговых споров.
У многих граждан и бизнесменов сложилось негативное отношение к налоговикам, которым нужно отдать кровно нажитые средства. Однако есть в налоговой службе подразделение, которое стоит на стороне налогоплательщика, защищая его права. Именно сюда можно пожаловаться на неправомерные действия налоговиков. Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Татьяна Голубина возглавляет отдел досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области.
— Татьяна Михайловна, — Вот здесь-то вам как давно вы защищаете и пригодился большой опыт налоговые права граждан?
— Отдел, занимающийся досудебным урегулированием споров с налогоплательщиками, был создан в областном налоговом управлении в 2006 году, а в 2007-м меня пригласили возглавить это подразделение. Работать здесь очень интересно, хоть и трудно (в жизни я вообще руководствуюсь принципом: чем сложнее, тем интереснее). Абсолютно нет рутины, однообразия, налоговое законодательство постоянно меняется, и нам нельзя от него отставать. При этом нужно хорошо разбираться практически во всех направлениях налоговой деятельности, ведь жалоба может касаться абсолютно любого из них.
— Действительно, в налоговой службе я с 1993 года. Правда, начинала ее не в России. Судьба забросила нашу семью в далекий военный гарнизон, расположенный на территории Казахстана. Там я несколько лет трудилась инженером, хотя имею экономическое образование и всегда хотела работать по специальности. И в 1993-м связала свою судьбу с налоговыми органами, о чем, к счастью, до сих пор ни разу не пожалела.
В 1994 году мы вернулись в Брянск, и я сразу же, можно сказать, не распаковывая чемоданы, пошла устраиваться в налоговую. По своей природе я трудоголик, ни дня не могу без работы. В инспекции сказала, что готова начать работать хоть с сегодняшнего дня. В итоге получила место государственного инспектора в инспекции по г. Брянску, а в 2002 году меня перевели в межрайонную ИФНС России № 5 по Брянской области. Я работала на разных участках, в том числе занималась выездными и камеральными налоговыми проверками.
- Вернемся к вашей сегодняшней работе. С какими вопросами обращаются налогоплательщики — как обычные граждане, так и организации, предприниматели — в отдел досудебного урегулирования налоговых споров?
- Налоговые споры касаются любых вопросов, связанных с налоговым законодательством, а также с законами о государственной регистрации, о применении контрольно-кассовой техники и других. Все, кто считает, что сотрудник инспекции или руководство нарушили его законные права своим решением, действиями или, наоборот, бездействием, а также те, кто не согласен с актом налоговой проверки, могут заявить об этом в соответствующую инспекцию Брянской области, которая передаст жалобу в налоговое управление. Наши сотрудники объективно рассмотрят каждое обращение и примут законное и обоснованное решение.
- А насколько эффективно жаловаться на налоговиков в сами налоговые органы? Не проще ли сразу обратиться в суд?
- Здесь нужно отметить, что жалобы рассматривает вышестоящий орган, а не то должностное лицо, действия или решения которого обжалуются. Что касается преимуществ досудебного урегулирования налоговых споров по сравнению с судопроизводством, то они очевидны. Это и сохранение деловой репутации, и недорогой способ разрешения спора (при досудебном урегулировании не нужно платить государственную пошлину), и экономия времени. А при отрицательном результате можно более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.
Всего за 9 месяцев этого года мы рассмотрели 178 жалоб, при этом требования налогоплательщиков были частично либо полностью удовлетворены в 35 процентах случаев. Каждая третья жалоба, рассмотренная на уровне Управления ФНС России по Брянской области, была признана обоснованной.
- Сегодня молодежь, окончив университет, охотно идет работать в госорганы: здесь и высокая зарплата, и полный соцпакет, и продвижение в карьере... Татьяна Михайловна, в налоговые органы вы пришли рядовым инспектором, кому как не вам знать, какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха на государственной службе.
- Если говорить непосредственно о работе налогового инспектора, то требований более чем достаточно. Нужно быть очень ответственным, внимательным и усидчивым, ведь предстоит много работать с документами, анализировать их и проверять. Независимо от того, в каком подразделении работает инспектор, какими вопросами непосредственно занимается, он должен уметь общаться с налогоплательщиком, устанавливать контакты. Но главное качество, без которого невозможна его успешная карьера,— это требовательное, критичное отношение к самому себе.
- Как говорится, чтобы плодотворно работать, нужно уметь и хорошо отдыхать. А у вас остается время на отдых? Чем вы любите заниматься на досуге?
- К вопросам отдыха я подхожу также ответственно, как и к работе. Например, у меня есть традиция: суббота — это банный день, чтобы ни случилось. По-моему, для поддержания физического и душевного здоровья ничего лучше, чем русская баня, еще не придумали. Попаришься в баньке — вот тебе и заряд сил и бодрости на всю рабочую неделю. Также стараюсь пару раз в неделю посещать бассейн. Но не буду скрывать — даже в выходные дни я выделяю время для изучения рабочих документов.
Беседовала Елена СОСНОВСКАЯ.