Страницадом

Реконструкция дома-музея А.К. Толстого

Уважаемая редакция! В статье «Секретный про­токол» («БР» - 3.10.2013 г.) я комментировала ра­диорепортаж о так назы­ваемых общественных слушаниях по проекту реконструкции дома-музея А.К. Толстого. Теперь уже участники этих слу­шаний, посмотрев сюжет по брянскому телевиде­нию на ту же тему, не­доумевают: как градо­строительный совет мог принять проект А. Перова, не нашедший поддержки общественности? Тем бо­лее что архитектор зая­вил: «В историческую до­стоверность не вдавался. Пытался облагородить (!) существующее здание», что недопустимо при ре­ставрации.

Но как водится у нас на Брянщине, чиновни­ки руководствуются не законами и логикой, а меркантильными сообра­жениями. Конкурс на раз­работку проекта не прово­дили, а поручили «своему» человеку («Я Перову до­веряю», — заявил А. Теребунов.), принявшемуся «облагораживать» здание согласно своим вкусам, а не придавать ему мемори­альный облик в соответ­ствии с историческими до­кументами.

Началась битва со мной, как главным оппонентом, растянувшаяся на полтора года. Не найдя веских ар­гументов против моих до­казательств, было решено не допускать впредь Заха­рову к обсуждению проек­та. Тогда я настояла на его прохождении через градо­строительный совет, пред­варительно обратившись к председателю Н.К. Симо- ненко письменно с аргу­ментированной просьбой разрешить мне выступить на совете. Но меня не при­гласили, нарушив Положе­ние об общественном гра­достроительном совете от 22.07.2007 г. (№ 452, п.3.1). При отсутствии оппонен­тов членам совета, не зна­комым с данным объектом, была представлена лишь версия А. Перова, которую они и приняли.

Следует отметить суще­ственный момент. В под­держку проекта А. Перова выступил В. Алексеев, по вине которого был изменен первоначальный проект В. Городкова (как отмечено в протоколе, «для органи­зации экскурсий»). Это по­влекло и изменение внеш­него облика здания, не без участия В. Алексеева, пы­тающегося теперь доказать недоказуемое и ввести пу­блику в заблуждение.

Выступил и соратник В. Алексеева в создании лжепамятника А.В. Пе­тров, возглавлявший в те годы областную архитек­туру и заявивший 20 лет назад на слушаниях про­екта уже построенного под крышу здания: «Кроме нас, никто не будет знать, что так не было при Толстом» («БР», 25 июня 1991 г.).

Тогда же на наш запрос М и нкультуры ответило: «Проект реставрации дома в министерстве не согла­совывался, в связи с чем ответственность за реа­лизацию проекта ложится на областное управление культуры». И естественно, на А. Петрова.

Еще в 1988-м инсти­тутом «Спецпроектре- ставрация» Минкультуры РСФСР было дано убий­ственное заключение по проекту В.Н. Городкова, в котором, в частности, го­ворилось, что проект яв­ляется «недостаточно обо­снованным, а по главному дому и парку — ошибоч­ным. Реализация про­екта ведет к необратимой утрате историзма места и фальсификации мемори­ального правдоподобия, утрате подлинности»!

И это варварство про­должается по сей день. Дело в том, что у В. Го­родкова было два проек­та: первоначальный, близ­кий к мемориальному, и второй — измененный по воле заказчика. Сохранил­ся лишь эскизный проект первого варианта, а оба расчетных «пропали», как сообщила на слушаниях начальник департамента культуры Н. Сомова. Тог­да каким же проектом В. Городкова пользуется А. Перов?

Слушания, проведен­ные по проекту А. Перова, нелегитимны. Первые — по причине отсутствия регистрации и голосования. Публика была прислана по разнарядке из разных подразделений департа­мента культуры. Второе — по причине умышленного недопущения оппонентов.

Находясь в плену эмо­ций, Н. Сомова преврати­ла восстановление усадьбы А.К. Толстого в борьбу с ее единственным исследо­вателем. Людям, пожелав­шим для выяснения исти­ны встретиться совместно с ней и со мной, заявила, что исследования и книги Захаровой о Толстом «ни­чего не значат, так как она не кандидат наук». И это при том, что мои труды получили высокую оцен­ку специалистов, а орга­низации, принимающие участие в тех или иных работах в усадьбе, непре­менно используют мою монографию о ней.

Курьез заключается в том, что по заказу управ­ления культуры в 2006-м некая фирма ООО «Эко- культура» умудрилась до­словно переписать всю мою книгу в «Концепцию восстановления усадьбы», выдав за свой «труд» и «наварив» за нее полмил­лиона рублей. Солидную долю при этом получил в ту пору директор краевед­ческого музея В. Алексеев и, не исключено, заказчик.

А теперь — о сюжете по брянскому телевидению. Пытаясь всеми способа­ми «протащить» проект А. Перова через Мини­стерство, областной депар­тамент культуры вступил в информационную во­йну со мной. Известный ученый С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция со­знанием» пишет о том, что на основе лжи осущест­вляется перепрограмми­рование сознания людей. Понятно и то, что люди, не знакомые с другой точкой зрения, принимают ту, ко­торую им предлагают. При этом истинные ценности легко подменяются лож­ными. Яркий пример тому — отношение к усадьбе А.К. Толстого и его био­графии.

К примеру, в телесюже­те нынешняя завмузеем Е. Ловяго, демонстрируя не самую удачную фото­графию перед телекамерой, вещала о якобы передви­нутом вправо входе вме­сто окон (версия В. Алек­сеева). Однако архитектор В- Городков в пояснитель­ной записке к проекту на­писал: «Главный вход в здание был расположен ассиметрично, несколько сдвинут влево. Сохра­нилась бетонная площадка крыльца, к которой следу­ет привязать вход...», что и сделал при реализации проекта. Эскиз северного фасада первого проекта со­ответствует фотографии: левая часть здания по от­ношению ко входу короче правой. Но при строитель­стве укоротили и правую часть, которую упорно не желают восстанавливать.

Если этого не произой­дет, проблема останется на все времена. Внешний вид на фотографиях, не соответствующий с пред­ложенным А. Перовым, всегда будет вызывать во­просы. Ложь, как известно с библейских времен, обо­рачивается безнравствен­ностью и бескультурьем, что несет угрозу цивили­зации в целом. Видимо, недаром Брянщина, по мнению экскурсантов и гостей, считается одним из самых бескультурпых и невежественных регио­нов в центральной России.

Безусловно, на нездо­ровую ситуацию, сложив­шуюся с музеем-усадьбой А.К. Толстого, мог бы по­влиять Н.В. Денин — и как губернатор, и как предсе­датель комиссии по под­готовке празднования толстовского юбилея. Но с некоторых пор мои по­пытки достучаться до него остаются тщетными. На все мои обращения я полу­чаю невразумительные от­веты от О.Ю. Свириденко, письмоводительницы де­партамента культуры. Вы­ходит, губернатор у меня не Денин, за которого я голосовала, а Свириденко. Остается одна надежда на президента В.В. Путина.

С уважением ко всем неравнодушным к судьбе памятника культуры — усадь­бе А. К. Толстого «Красный Рог» Валерия ЗАХАРОВА.

Дом А.К. Толстого в 1930-е гг. Обложен кирпичом в 1910 г.(левый снимок)

Так выглядел дом при А. К. Толстом (снимок вверху)

Утвержденный проект А. Перова. (крайний справа)