Реконструкция дома-музея А.К. Толстого
Уважаемая редакция! В статье «Секретный протокол» («БР» - 3.10.2013 г.) я комментировала радиорепортаж о так называемых общественных слушаниях по проекту реконструкции дома-музея А.К. Толстого. Теперь уже участники этих слушаний, посмотрев сюжет по брянскому телевидению на ту же тему, недоумевают: как градостроительный совет мог принять проект А. Перова, не нашедший поддержки общественности? Тем более что архитектор заявил: «В историческую достоверность не вдавался. Пытался облагородить (!) существующее здание», что недопустимо при реставрации.
Но как водится у нас на Брянщине, чиновники руководствуются не законами и логикой, а меркантильными соображениями. Конкурс на разработку проекта не проводили, а поручили «своему» человеку («Я Перову доверяю», — заявил А. Теребунов.), принявшемуся «облагораживать» здание согласно своим вкусам, а не придавать ему мемориальный облик в соответствии с историческими документами.
Началась битва со мной, как главным оппонентом, растянувшаяся на полтора года. Не найдя веских аргументов против моих доказательств, было решено не допускать впредь Захарову к обсуждению проекта. Тогда я настояла на его прохождении через градостроительный совет, предварительно обратившись к председателю Н.К. Симо- ненко письменно с аргументированной просьбой разрешить мне выступить на совете. Но меня не пригласили, нарушив Положение об общественном градостроительном совете от 22.07.2007 г. (№ 452, п.3.1). При отсутствии оппонентов членам совета, не знакомым с данным объектом, была представлена лишь версия А. Перова, которую они и приняли.
Следует отметить существенный момент. В поддержку проекта А. Перова выступил В. Алексеев, по вине которого был изменен первоначальный проект В. Городкова (как отмечено в протоколе, «для организации экскурсий»). Это повлекло и изменение внешнего облика здания, не без участия В. Алексеева, пытающегося теперь доказать недоказуемое и ввести публику в заблуждение.
Выступил и соратник В. Алексеева в создании лжепамятника А.В. Петров, возглавлявший в те годы областную архитектуру и заявивший 20 лет назад на слушаниях проекта уже построенного под крышу здания: «Кроме нас, никто не будет знать, что так не было при Толстом» («БР», 25 июня 1991 г.).
Тогда же на наш запрос М и нкультуры ответило: «Проект реставрации дома в министерстве не согласовывался, в связи с чем ответственность за реализацию проекта ложится на областное управление культуры». И естественно, на А. Петрова.
Еще в 1988-м институтом «Спецпроектре- ставрация» Минкультуры РСФСР было дано убийственное заключение по проекту В.Н. Городкова, в котором, в частности, говорилось, что проект является «недостаточно обоснованным, а по главному дому и парку — ошибочным. Реализация проекта ведет к необратимой утрате историзма места и фальсификации мемориального правдоподобия, утрате подлинности»!
И это варварство продолжается по сей день. Дело в том, что у В. Городкова было два проекта: первоначальный, близкий к мемориальному, и второй — измененный по воле заказчика. Сохранился лишь эскизный проект первого варианта, а оба расчетных «пропали», как сообщила на слушаниях начальник департамента культуры Н. Сомова. Тогда каким же проектом В. Городкова пользуется А. Перов?
Слушания, проведенные по проекту А. Перова, нелегитимны. Первые — по причине отсутствия регистрации и голосования. Публика была прислана по разнарядке из разных подразделений департамента культуры. Второе — по причине умышленного недопущения оппонентов.
Находясь в плену эмоций, Н. Сомова превратила восстановление усадьбы А.К. Толстого в борьбу с ее единственным исследователем. Людям, пожелавшим для выяснения истины встретиться совместно с ней и со мной, заявила, что исследования и книги Захаровой о Толстом «ничего не значат, так как она не кандидат наук». И это при том, что мои труды получили высокую оценку специалистов, а организации, принимающие участие в тех или иных работах в усадьбе, непременно используют мою монографию о ней.
Курьез заключается в том, что по заказу управления культуры в 2006-м некая фирма ООО «Эко- культура» умудрилась дословно переписать всю мою книгу в «Концепцию восстановления усадьбы», выдав за свой «труд» и «наварив» за нее полмиллиона рублей. Солидную долю при этом получил в ту пору директор краеведческого музея В. Алексеев и, не исключено, заказчик.
А теперь — о сюжете по брянскому телевидению. Пытаясь всеми способами «протащить» проект А. Перова через Министерство, областной департамент культуры вступил в информационную войну со мной. Известный ученый С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» пишет о том, что на основе лжи осуществляется перепрограммирование сознания людей. Понятно и то, что люди, не знакомые с другой точкой зрения, принимают ту, которую им предлагают. При этом истинные ценности легко подменяются ложными. Яркий пример тому — отношение к усадьбе А.К. Толстого и его биографии.
К примеру, в телесюжете нынешняя завмузеем Е. Ловяго, демонстрируя не самую удачную фотографию перед телекамерой, вещала о якобы передвинутом вправо входе вместо окон (версия В. Алексеева). Однако архитектор В- Городков в пояснительной записке к проекту написал: «Главный вход в здание был расположен ассиметрично, несколько сдвинут влево. Сохранилась бетонная площадка крыльца, к которой следует привязать вход...», что и сделал при реализации проекта. Эскиз северного фасада первого проекта соответствует фотографии: левая часть здания по отношению ко входу короче правой. Но при строительстве укоротили и правую часть, которую упорно не желают восстанавливать.
Если этого не произойдет, проблема останется на все времена. Внешний вид на фотографиях, не соответствующий с предложенным А. Перовым, всегда будет вызывать вопросы. Ложь, как известно с библейских времен, оборачивается безнравственностью и бескультурьем, что несет угрозу цивилизации в целом. Видимо, недаром Брянщина, по мнению экскурсантов и гостей, считается одним из самых бескультурпых и невежественных регионов в центральной России.
Безусловно, на нездоровую ситуацию, сложившуюся с музеем-усадьбой А.К. Толстого, мог бы повлиять Н.В. Денин — и как губернатор, и как председатель комиссии по подготовке празднования толстовского юбилея. Но с некоторых пор мои попытки достучаться до него остаются тщетными. На все мои обращения я получаю невразумительные ответы от О.Ю. Свириденко, письмоводительницы департамента культуры. Выходит, губернатор у меня не Денин, за которого я голосовала, а Свириденко. Остается одна надежда на президента В.В. Путина.
С уважением ко всем неравнодушным к судьбе памятника культуры — усадьбе А. К. Толстого «Красный Рог» Валерия ЗАХАРОВА.
Дом А.К. Толстого в 1930-е гг. Обложен кирпичом в 1910 г.(левый снимок)
Так выглядел дом при А. К. Толстом (снимок вверху)
Утвержденный проект А. Перова. (крайний справа)