СтраницаДагестан

Дагестан

Дагестан

Лидер брянских дагестанцев рассказал о единстве с Россией

В рамках президентского гранта в Брянской области в 2022 году была реализована программа по культурному обмену между детьми нашего региона и Республики Дагестан «Уроки дружбы». Помощь в организации поездки оказал и Алим Султанов — настоящий посол «страны гор» на Брянщине, точнее, официальный представитель правительства Дагестана в нашем регионе.

Впрочем, Алим Шахбанович стал для брянцев уже своим, так как живёт здесь с 1977 года. На нашей земле родились и подрастают его дети и внуки. Молодым специалистом приехал А.Ш. Султанов на Брянщину, чтобы поднимать экономику Нечерноземья. Прошёл путь от сотрудника «Колхозстроя» до помощника главы администрации области. Сейчас активно занимается общественной деятельностью и вносит существенный вклад в укрепление межнациональных отношений.

— Алим Шахбанович, немногие знают, что нет такой национальности — дагестанец. Есть представители 102 этносов, которые многие столетия живут в тесном соседстве. С XVII — XVIII веков там прочно обосновались и русские.

— Да, со времён Персидского похода Петра Первого, который, к примеру, в 1722 году основал на берегу Каспия Порт-Петровск — нынешнюю Махачкалу. Есть в Дагестане и свой Брянск — село, где издавна занимаются рыболовецким промыслом. Названо оно в честь купца Брянцева, который перевёз сюда из Астрахани десяток сборных деревянных изб. После революции в Дагестане начался экономический и культурный подъём. Были построены сотни километров автомобильных и железных дорог, десятки заводов, открыты библиотеки, школы, вузы. В горные аулы приехали из России педагоги. В Махачкале в знак признательности установлен памятник русской учительнице.

— Представители каких народностей Дагестана сегодня живут и работают на Брянщине?

— В конце 1970-х всех дагестанцев в Брянской области можно было пересчитать по пальцам. Это были в основном молодые врачи, окончившие медицинский институт в Махачкале и получившие распределение в регион, а также строители и учителя. Со временем численность дагестанцев достигла 15 тысяч.

Есть и аварцы, и лакцы, и лезгины, и даргинцы, и цахурцы (один из них — я). Хотя мы не делимся на народности. Мои земляки трудятся в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, а также в здравоохранении, служат в правоохранительных органах и, как мой племянник Шахбан, в пограничном управлении. Участвуют брянские дагестанцы и в специальной военной операции. Я постоянно с ними на связи. Дело в том, что защита рубежей — в крови у горцев, храбрых воинов.

— Во время Великой Отечественной войны представители Дагестана отличились в боях за Севск. Увековечение их памяти — дело общее, не так ли?

— Вы правы. Дагестанцы в годы Великой Отечественной войны сражались на Брянщине в партизанских отрядах, участвовали в освобождении края от немецко-фашистских оккупантов в 1943 году. За 21 день боёв под Севском сложили головы представители 29 районов Дагестана. Память о них увековечена на мемориалах в Стрелецкой слободе и на холме Славы в самом райцентре. На гранитных плитах — имена 365 воинов-дагестанцев из 248-го кавалерийского полка. Героев установили ребята из Севского школьного поискового отряда, работая в архивах. Списки они передали в военкоматы Дагестана, которые разыскали родственников бойцов. С тех пор на праздник 9 Мая сюда приезжают потомки погибших, официальные лица и творческие коллективы. Это святые для нас места.

— Юным брянцам в 2022 году представилась возможность лично познакомиться с культурой народов Дагестана и рассказать об особенностях своего региона в рамках необычного проекта «Уроки дружбы». Наверное, ребята из наших регионов сделали для себя немало открытий?

— Безусловно. Участниками проекта стали ученики Брянского городского образовательного комплекса № 59, а также академического лицея Буйнакска и ряда сельских школ. Первые встречи прошли в онлайн-формате благодаря телемостам. А в августе 2022 года в Брянскую область приехала делегация из 20 детей и педагогов Унчукатлинской средней школы Лакского района под руководством директора Малика Кушиева. Гости и брянские школьники представили свои регионы, посетили мастер-класс по национальной кухне, на котором попробовали борщ, долму, хинкали и другие блюда.

В ноябре в Дагестан отправились

20 учеников городского образовательного комплекса № 59 вместе с директором Артёмом Потворовым. Они побывали в Буйнакском лицее, а также встретились с ровесниками из Сергокалинской средней школы № 2 имени Героя России Магомеда Нурбагандова, а затем и Унчукатлинской школы, где для них организовали серию интересных мероприятий. Состоялось и знакомство с Хунзаской средней школой-интернатом с углублённым изучением предметов военно-спортивного профиля. Это одна из старейших школ республики, в которой учились Расул Гамзатов и Фазу Алиева.

Приезд брянцев стал настоящим праздником для всех. Кроме того, брянские школьники побывали в древнем Дербенте, смогли подняться в аул-призрак Гамсутль, а также посетили памятник природы «Салтинский водопад».

Педагогическое сообщество и Брянщины, и Дагестана акцентирует внимание на этнически ориентированную воспитательную работу, и дружба между нашими школами стала ещё одним шагом в этом направлении.

— Вы — сопредседатель религиозной общины мусульман Брянской области и контактируете с представителями всех народов, исповедующих ислам. Как складываются межконфессиональные отношения? Нет конфликтов на религиозной почве?

— Ислам и христианство, несмотря на различия, имеют общую этическую основу. Во главу угла ставятся любовь к ближнему, забота о семье, помощь нуждающимся, молитва, как прямая связь со Всевышним. Моих земляков отличают взаимовыручка, гостеприимство, уважение к старшим, строгое соблюдение законов.

В Коране присутствует множество сюжетов из христианства: о деве Марии, Иоанне Крестителе (голова которого хранится в мечете Омейядов в Сирии), Иисусе Христе (пророке Исе — одном из самых почитаемых на Востоке, пришествия которого ожидают и христиане, и мусульмане). К слову, в Махачкале строится самая большая мечеть в честь пророка Исы. А Евангелие почитается как одна из священных книг.

А вы слышали о том, как в Астрахани именно мусульмане спасли православный храм? В 60-е годы ХХ века была предпринята попытка со стороны городских властей взорвать собор равноапостольного святого князя Владимира. Внутри здания была установлена взрывчатка, привезли рабочих для расчистки завалов после взрыва. Однако местные татары, образовав живое кольцо вокруг здания, держали оборону в течение трёх дней. Видя такой решительный настрой, власти сдались и решили отказаться от своей затеи.

В годы Великой Отечественной войны и мусульмане, и христиане плечом к плечу защищали страны. Приведу лишь один пример братской взаимовыручки. Под Севском был тяжело ранен казак-кавалерист, на помощь к нему бросился дагестанец. Он попытался вытащить товарища, заслонив от осколков, но тоже был сражён пулей. Так они и умерли, обнявшись. Так и лежат в братской могиле…

Однако после развала СССР на Северный Кавказ хлынули представители левого радикализма. Под видом просветительской деятельности они распространяли среди молодёжи, переживавшей в тот момент духовный кризис, свои радикальные идеи.

На самом деле Северный Кавказ интересовал иностранных исламистов как кладезь природных ресурсов и транспортная артерия. Издревле Дербент называли ключом к Кавказу. А кто владеет ключами, тот и является хозяином ворот. В 1999 году в Дагестане был принят закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики».