Церковь Николая Чудотворца Трубчевский район Брянской области
Село Балыкино Погарского района Церковь Николая Чудотворца
На вершине холма, оставшегося от осыпи крепостного городка XVII века - времен Северной войны, словно страж села и большой округи, стоит церковь Николая Чудотворца. Её монументальный и скульптур-но-вылепленный выразительный облик по праву подчиняет себе пространство застройки села и окаймляющих его золотистых полей.
Церковь закончена постройкой в 1802 году. В её композиции преобладают элементы последней трети предшествующего века - традиционная схема плана «кораблём»: последовательное расположение по продольной оси с запада на восток всех помещений - паперти, трапезной, собственно церкви и алтаря, чётко выявленные боковые входы в храмовый зал и общее объёмное построение с выделением объёма храмового зала церкви.
Но есть и большое своеобразие. Оригинально решён главный узел объемно-пространственной композиции. В этой церкви он состоит из трёх частей: восьмигранного главного храмового зала в соседствующих с ним алтарной апсиды и второго зала. Внутри форма последних двух помещений сделана одинаковой: пятистенной апсиде отвечает такой же второй зал, у которого скошены два угла - симметрично соответствующий граням алтаря. Эта три помещения связаны широкими, во всю смежную стену, проёмами, объединяющими их внутреннее пространство.
А в объеме они являют мощную трёхкупольную композицию, симметричную поперечной оси церкви, с плотно составленными, даже соприкасающимися барабанами второго зала и алтаря с восьмигранником главного храмового зала. Этот главный зал сильно подчёркнут крупными четырехколонными портиками, поставленными по поперечной оси его.
Трапезная, как очень небольшая пауза, отделяет главный узел объёмной композиции от двухъярусной - «четверик на четверике» -колокольни. Нижний из них - тяжёлый и почти «глухой», с аттиком, выравнивающим его высоту с барабанами куполов, - несёт значительно меньший, красиво расчленённый и прорезанный арками звонов второй четверик. Малый четверик покрыт восьмигранной купольной крышей, завершённой небольшим шпилем с яблоком и крестом вверху. Весь облик колокольни принадлежит XVIII веку и очень близок колокольням Гудова, Понуровки, Могилевцев и другим.
Новым, весьма важным качеством Никольской церкви в селе Балыки-но является её общий торжественно-монументальный характер архитектуры и большая строгость в применении классических архитектурных форм. Все детали и пропорции тосканского ордера, а также остальные элементы архитектуры выполнены настолько тщательно, что если бы сохранилась шпаклёвка швов между досками обшивки стен, то фасады здания нельзя было бы заподозрить сделанными из дерева.
В интерьере церкви сохранилась алтарная преграда с иконостасом, сделанным в начале XX века. Среди его икон - икона Божьей Матери более старого письма. Имеется много утвари.
Памятник ценен своей оригинальной объёмно-пространственной композицией, сильно выявленной в его архитектуре монументальной торжественностью, которая в первой трети XIX века становится весьма важным свойством архитектуры классицизма, чрезвычайно высоким качеством выполнения в дереве элементов классической каменной архитектуры. Своим важным градостроительным положением он закрепляет на историческом месте - крепости XVII века - композиционный центр современного села, осуществляет предметную связь времен.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Поставлена в центре расположенного на высоком холме села, хорошо видна издали. Построена в 1726 г.; стены рублены из дубовых бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для северо-западных районов Брянщины 17-18 вв. ярусный храм с крестообразной композицией. Основу ее образует высокий четверик с граненой куйольной кровлей, увенчанный малым световым восьмериком и вытянутой луковичной главкой на стройной шейке. Он значительно возвышается над небольшим пятигранником алтаря с выпуклой кровлей и главкой и более крупными боковыми прирубами с двускатными кровлями и фронтонами на торцах. Длинная трапезная, также покрытая на два ската, заканчивается более узкой папертью с крыльцом, над которой прежде стояла ярусная колокольня (не сохр.). Боковые входы с крыльцами расположены с западной стороны рукавов креста. Декор фасадов здания (карнизы и наличники окон с двойными подзорами и пр.) связан с поздней тесовой обшивкой 19 в. Убранство алтаря со скромными карнизами, накладными рейками на углах и простым обрамлением окна, возможно, принадлежит времени создания храма. В интерьере доминирует более высокая центральная часть с восьмигранным подшивным куполом, в которую широкими проемами открыты боковые прирубы и трапезная.
Село Любец Трубчевского района Церковь Николая Угодника
Село занимает поверхность высокого холма. На равнинной площадке в середине села находится Никольская церковь. Вокруг нее образовывается общественный центр. Церковь является его ориентиром с дальних подходов к селу. Ее трехъярусный купольный силуэт хорошо виден от находящегося в трёх километрах соседнего села Алешеньки и является доминирующим архитектурным акцентом широкой ландшафтной панорамы.
Документальных сведений о годе постройки церкви пока не найдено. Можно предположить, что она построена в первой четверти XIX века.
Формы и характер её декоративной отделки близки, а отдельные элементы повторяют соответственные элементы построенной в конце XVIII - начале XIX века церкви в селе Радчине Трубчевского района. Можно думать, что одни и те же мастера участвовали в постройке обеих церквей.
Но объемно-пространственная композиция Л юбецкой церкви сильно отлична от Радчинской.
Никольская церковь в плане крещатая. Поперечная ветвь креста состоит из трёх квадратных срубов. К центральному из них с востока примыкает небольшая пятистенная апсида алтаря, а с запада - длинная трапезная с прирубленной к ней на свободном торце папертью главного входа. Боковые входы устроены в западных стенах приделов. Все входы имеют крыльца с портиками.
Стены памятника бревенчатые, обшитые тёсом, фундаменты и цоколь кирпичные. Перекрытия деревянные, кровля железная.
Объёмно-пространственная композиция четко воспроизводит плановую схему и характеризуется интересной и выразительной пластикой группы объемов вокруг центрального - собственно церкви. Последний возвышен четвериком над примыкающими к нему боковыми и продольными. Четверик своим восьмилотковым куполом несет два яруса восьмериков, очень красиво его завершающих. Нижний восьмерик -световой. Он прорезан небольшими узкими окнами в четырёх гранях. Также, как и четверик, он покрыт восьмигранной купольной крышей. Верхний восьмерик - это стройная глухая шея луковичной главы.
Особенно выразительной предстает объёмная композиция церкви с восточной стороны. Отсюда ритм купольных покрытий и восьмериков очень органично дополняется красиво примкнутой к стене четверика пятигранной аспидой с куполом и главкой (последняя утрачена).
Все части этой ярусной композиции чётко разграничиваются народными, украшенными прорезной резьбой, наложенной на профили, карнизами. Это простое, но применённое с большим художественным тактом декоративное убранство придаёт облику памятника жизнерадостную теплоту, сближаетегоархитектуру с народным жилищем, делает её понятной и близкой каждому.
Памятник ценен художественностью своего облика, связью с народным творчеством и достоин лучшего применения, чем склад магазина.
Церковь Николая Чудотворца (с. Любец)
Церковь Николая Чудотворца поставлена в центре расположенного на высоком холме села, хорошо видна издали. Построена в 1726 г.; стены рублены из дубовых бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный.
Брянская область, Трубчевский район, село Любец, церковь Николая Чудотворца, 1726 год
ЦЕРКОВЬ МИТРОФАНА (НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА) Престолы: Митрофана Воронежского
Год постройки: 1838.
Адрес: Брянская область, Трубчевский район, с. Рябчёвск.
Храм во имя Святителя Николая расположен в центре села на высоком холме, господствует в окружающей застройке. Возведен вместо прежней, деревянной церкви; кирпичный и оштукатуренный. Примыкавшая к трапезной колокольня разобрана. Небольшой сельский храм в характерном для этого периода стиле ампир.
Церковь Николая Чудотворца (с. Семячки)
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Расположена в центре села, господствует в его застройке. Сооружена вместо деревянной из кирпича и оштукатурена; несколько позже (судя по размерам кирпича и кладке) возведены боковые приделы. В настоящее время трапезная и колокольня разобраны, а южный придел надстроен. Своеобразный сельский храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле позднего классицизма, с подчеркнуто массивными архитектурными формами. Нижний ярус церкви составляет основной широкий четверик с большой полукруглой апсидой, полностью закрывающей восточную грань. Грузные приделы, равновысокие с основным объемом, имеют несколько меньшие апсиды. Четверик несет крупный световой восьмерик с оригинальной пологой купольной кровлей и небольшой главой, сохранившей только граненую шею. Лаконичный декор фасадов состоит лишь из тяги на уровне низа прямоугольных, лишенных обрамлений окон храма, простых карнизов в завершении нижнего яруса и антаблемента у восьмерика. В интерьере доминирует просторное помещение храма с крупным восьмериком на тромпах и восьмигранным сводом; открытые в него широкими арками приделы имеют коробовые своды; в апсидах конхи. От прежнего внутреннего убранства сохранились лишь остатки настенных росписей.
Брянская область, Трубчевский район, село Семячки, церковь Николая Чудотворца, начало 19 века.
Церковь Николая Чудотворца (Рождества Богородицы) (с. Тишино)
Церковь Николая Чудотворца находится в центре села, расположенного на холме. Сооружена из кирпича и оштукатурена; к настоящему времени частично утратила апсиду и кровлю. Хороший образец бесстолпного купольного храма в стиле ампир.
Брянская область, Трубчевский район, село Тишино, церковь Николая Чудотворца, начало 19 века
Храм во имя Святителя Николая с. Белая Березка
Церковь Митрофана Воронежского (Николая Чудотворца) в РябчевскеТрубчевского района (ампир, начало XIX века)
В селе Усох храм сначала был деревянный: в 1810 г. он сгорел вместе с документами, относящимися к церкви. В 1820 году на средства прихожан был построен новый каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая; в храме этом есть предельный алтарь во имя св. мучеников Флора и Лавра. В 1899 г. первоначальный вид храма был изменен: боковые части храма были расширены и вновь устроены два алтаря: один во имя св. мучеников Флора и Лавра, а другой - во имя Божией Матери "Всех скорбящих Радости".
Усох. Церковь Николая Чудотворца.