СтраницаЧашин курган

 Чашин курган 

Чашин курган — колыбель Брянска

9 сентября 2023 года любители брянской истории совершили увлекательное путешествие в прошлое — посетили экскурсию «Чашин курган — колыбель Брянска».

Чашина кургана

Откуда пошла брянская земля? С Чашина кургана, конечно!

29 июля гости и жители нашего древнего города познакомились с этим интереснейшим памятником археологии. А помог им в этом знакомстве экскурсовод Брянского государственного краеведческого музея.

Чашин курган

Откуда есть пошла земля Брянская.

Наш город Брянск, древний и вечно молодой, окружен зелеными лесами, березовыми рощами, он полон живописных местечек, улицы его охотно ведут всех желающих тропинками истории в давнее и недавнее прошлое. На занятии музейного клуба «Юный краевед» участники узнают об истории древнего Брянска, который называли Дебрянском. Почему его так называли, какие славянские племена заселяли наши земли, чем занимались наши далекие предки – все это мы расскажем на новом занятии клуба.

Участники клуба познакомятся с макетом древней крепости на Покровской горе. На мастер-классе ребята изготовят часть стены крепости и заберут с собой изображение древнего брянского Кремля.

Курган находится при впадении реки Болвы в Десну, на развилке двух древних и важных водных путей: один шёл от Киева с выходом на Волгу, другой в нынешнюю Смоленщину.
Чашин курган. Здесь было основано первое укреплённое поселение, вокруг которого постепенно вырос город – Брянск.
Археологи работали на Чашином кургане с конца XIX века, но лишь в 1976 году Федор Заверняев пришел к выводу, что здесь находился первоначальный Брянск. Мысль спорная, и ряд историков выступает против этих умозаключений, несмотря на то, что находки Заверняева подтвердили: вокруг Чашина кургана было торгово-ремесленное поселение. Однако находки эти датированы концом XI, а никак не X века.

Пестрит в глазах от разноцветья трав,
А в запах мёда влит глоток дурмана.
Кто так решил, тот был, конечно, прав:
Наш Брянск рождён от Чашина кургана.

А.С. Ашеко

А вот мнение директора Института археологии АН ССР академика Б.А. Рыбакова в справке, подписанной им 14 января 1980 года: «Есть все основания полагать, что древний Брянск был основан в 80 – е годы X века. После 1147 года центр города с поселения «Чашин курган переместился на Покровскую гору, где найдены культурные отложения конца XII века и последующих эпох.»»
 Остатки укрепления на Чашином кургане прекрасно сохранились до сих пор. Даже сейчас толщина валового основания — 18 метров, высота — 8 метров. Прибавьте еще деревянную стену, мощные ворота…Это был настоящий крепостной замок, типичный для Древней Руси.
Древний археологический памятник Чашин курган ныне расположен в Бежицком районе, возле улицы Городищенской.

 

Древний археологический памятник Чашин курган ныне расположен в Бежицком районе Брянска, возле улицы Городищенской, получившей свое имя от села Городище.

И хранят вековые дубравы
Колыбель твою, Чашин курган.
Наших пращуров ратную славу
Сохранил в своих песнях Боян.

Чашин курган.
    «Хорошее место, доброе. Будет, где дружине отдохнуть...» Видимо, именно с такими словами киевский наместник впервые вступил на берег будущего поселения. В обозримой дали — глухие леса, в которых затаилось мощное и воинственное племя славян-вятичей. Воины устали от долгого водного перехода из Киева в северо-восточные русские земли. Место, позднее названное Чашиным курганом, показалось им наилучшей стоянкой. Здесь легендами дышит каждый камень, каждая травинка. Это возвышение с высоты птичьего полета напоминает большую чашу, отсюда и название.
     На Чашином кургане пересекались важные водные пути — Болва впадала в Десну, получался перекресток.
     Немногим позднее здесь выросла крепость.
    Во время раскопок в конце 70-х годов ХХ века на Чашином кургане обнаружились очень интересные находки — свидетельство того, что поселение было незаурядным. Во-первых, было найдено много предметов импорта: фрагменты стеклянной посуды, осколки византийских амфор, или корчаг, и стародонных сосудов, в которых привозили вино, а также нательные крестики-мощевики. Последний факт свидетельствует: первые жители поселения на Чашином кургане были христианами. Кроме того, среди находок медное писало — палочка для письма на вощеных дощечках. Значит, наш первый город действительно был неким культурным центром. Дремучие, на первый взгляд, вятичи оказываются грамотными людьми!
     Построенный город погиб от пожара, а раскопки на месте крепости позволили установить более или менее точное время трагического события: в валу торчал наконечник стрелы, пущенной с реки монголо-татарским лучником. Археологи предположили, что время гибели крепости — 1238 год, период монголо-татарского нашествия.
Чашин курган это как бы естественная крепость на крутом берегу Десны, огражденная с двух сторон склонами глубоких оврагов, а с третьей - лесом. Поселение было обнесено деревянным частоколом. До наших дней сохранился кольцевой земляной вал и ров, отделявший городище от леса.
     Крепость занимала, как сказали бы сейчас, стратегически важный пункт на слиянии рек Десны и Болвы. С ее стен местность просматривалась на многие километры вокруг. С реки же поселение было незаметным, как бы скрывалось в густых прибрежных дебрях. Видимо, от этого и пошло название города - Дебрянск, Брынь, Брянск.

"Село Городище расположено в гористой местности, при реке Десне, в 130 верстах от Орла и в 4 верстах от уездного города Брянска. Почва суглинистая, в горах встречаются меловые породы. Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких; известно только, что он существовал с 18-го столетия. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана (городища), известного теперь у местных жителей под именем "Чашки"", - говорится в "Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии", изданном в 1905 году в Орле.

Чашин курган располагается в северо-западной части города Брянска, на территории Советского района. Он представляет собой холм, расположенный на крутом правом берегу р. Десны, неподалеку от впадения в неё р. Болва, на вершине которого сохранился древний оборонительный вал. Археологический комплекс Чашина кургана состоит из остатков городища и группы селищ. С начала 1980-х считается, что именно здесь возник древний Брянск. От условной датировки основания городища – 985г., ведется исчисление возраста Брянска. Иногда Чашин курган соотносят с летописным древнерусским городом Оболовь, точное местонахождение которого до сих пор точно не установлено.

Древнее поселение на Чашином кургане окружали глубокие овраги и густой лес. Во времена, когда хороших дорог не было, их роль выполняли реки. Поселение находилось на развилке двух древних и важных торговых путей. По рекам бассейна Днепра и его притока Десны киевские князья осуществляли свои военные походы и сбор дани. Советский археолог и академик Б.А. Рыбаков считал, что Десна выступала в роли естественной границы между племенами вятичей и радимичей, причем Брянск находился на земле радимичей[1].

Сведения об археологическом исследовании Чашина кургана впервые обнаруживаются в 1893 году, когда в Императорскую археологическую комиссию поступило обращение от крестьянина Ивана Морозова, просившего разрешить ему возобновить раскопки в с. Городище Брянского уезда, остановленные становым приставом[2]. Целью раскопок Морозов назвал «отыскание клада»[3]. Археологическая комиссия отказала ему и первоначально обещала оказать помощь орловским исследователям и выделить для проведения раскопок своих специалистов – археологов А.В. Башкатова и П. И. Мисюро. Однако в итоге своего обещания комиссия не выполнила, аргументируя это тем, что Чашин курган может оказаться вовсе не курганом, как следовало из его названия, а насыпью «совсем другого назначения»[4]. Местным исследователям было предложено самим исследовать место раскопок; это поручили членам Орловской ученой архивной комиссии Ф. Ф. Похвалинскому и В.А. Казанскому, которые в начале мая 1894г. выехали в Брянский уезд.

Осмотрев Чашин курган, Ф.Ф. Похвалинский и В.А. Казанский пришли к заключению, что это вовсе не курган, а древнее городище, которое при дальнейших исследованиях «даст немало археологических сокровищ»[5]. Действительно, жители с. Городище, располагавшегося рядом с курганом, в разное время находили здесь большие замки, меч, топор и другие предметы[6]. Однако среди коренного населения холм довольно однозначно связывался с именем разбойника Кудеяра. В «Брянском вестнике» 1895г. это место именуется «курганом Кудеяра», «неизвестно почему названным кем-то Чашиным курганом»[7].

Согласно местным поверьям, легендарный разбойник был погребен здесь на золотом коне, в окружении несметных сокровищ. Орловская ученая архивная комиссия со своим довольно скудным финансированием[8] мало что могла предпринять самостоятельно, в результате чего курган подвергался разорению со стороны кладоискателей, разыскивавших будто бы зарытые там кубышки с золотыми и серебряными монетами. Упомянутый выше крестьянин Морозов сообщал, что, будучи на заработках близ Новочеркасска встретил старого казака, предлагавшего ему за 100 рублей некую бумагу, где якобы были указаны места с кладами; список этот будто бы достался ему от предка, состоявшего в шайке Кудеяра. Морозов отказался, но одно из названий – Чашин курган, запомнил, и перебравшись позднее в Брянск, приступил к поискам[9].

Довольно скоро у него обнаружились помощники из числа местных, тоже заинтересовавшихся кладом. Работы, начавшиеся в конце мая 1893г. продолжались в общей сложности две недели[10], после чего были остановлены из-за поступившей жалобы населения, недовольного «хищническими раскопками»[11]. За это время на Чашином кургане было найдено множество глиняных черепков и костей животных, кусок медного котла, железный ключ и два больших камня, весом в пуд (16 кг) каждый, на одном из которых была металлическая табличка с непонятными письменами[12]. Далее, углубившись уже на 10 метров, кладоискатели обнаружили прогнувшийся бревенчатый настил, под которым явно была полость. Но продолжать раскопки было затруднительно: свечи гасли, воздух стал удушливым, рабочие чувствовали головокружение[13].

Позднее, уже в советский и постсоветский период, раскопки на Чашином кургане проводились неоднократно (в разные годы раскопки велись под руководством Ф.М. Заверняева, А.А. Амброза, В.Н. Гурьянова, Г. П. Полякова, Е.А. Шинакова). При этом сбор материалов у разных исследователей давал противоречивые сведения.

Много внимания раскопкам Чашина кургана уделял археолог и краевед Ф. М. Заверняев. В 1976-1979гг. брянским краеведческим музеем и Институтом археологии АН СССР, при участии учащихся школы №20 и студентов Брянского педагогического института, под руководством Ф. М. Заверняева были проведены археологические раскопки на Чашином кургане[14], «верхнее селище» которого он считал древнерусским посадом. Результаты более чем оправдали ожидания. В ходе раскопок удалось выяснить, что в случае с Чашиным курганом речь идет действительно о средневековом городе, а не просто поселении. Были обнаружены остатки жилых домов и хозяйственных сооружений, собрано множество изделий и их фрагментов: обломков керамики, украшений, предметов быта (замки, ключи, ножи, ножницы, гребни) и вооружения, конской упряжи, инструментов. На посуде, созданной гончарами поселения, сохранились клейма мастеров, в том числе в виде знаков Рюриковичей. Были найдены и фрагменты стеклянной посуды, которую, как известно, могли позволить себе только зажиточные горожане. Среди предметов были и подтверждавшие торговые связи с другими поселениями: привозные шиферные пряслица, стеклянные и каменные бусы, амфоры, характерные для средневековых городов Крыма и фрагменты киевских амфор из серой глины. Уникальной находкой стало бронзовое писало, указывающее на то, что местным жителям уже была известна письменность[15].

Согласно данным раскопок, поселение на Чашином кургане достигло расцвета к началу XII века. Древний город состоял из детинца и обширного посада. Как было установлено, в городе процветали различные ремесла, торговля. Из болотной руды выплавляли железо, из которого потом делали предметы быта и вооружение. Находки нательных крестов и медной иконки свидетельствуют о том, что жители города к концу XI – началу XII веков приняли христианство.

От напольной стороны поселение отделял вал, еще один вал располагался с юго-западной стороны (за кладбищем бывшего поселка Городище), сразу за которым наблюдалось сильное понижение в рельефе. Вероятно несколько веков назад тут был ров. При этом до 2016 года оборонительные сооружения кургана оставались практически неизученными, а составленный в 1970г. топографический план нуждался в корректировке[16].

В середине XII столетия город в урочище Чашин курган прекратил свое существование, о чем свидетельствует четкий слой пожарища, обнаруженный в ходе раскопок. Причиной сожжения города одни исследователи называют вторжение татаро-монголов, другие – княжескую усобицу. Древнерусские постройки были полностью уничтожены. Новое поселение было отстроено уже ниже по течению Десны, на Покровской горе. В окрестностях Чашина кургана поселение возникло только в XVI веке (с. Городище). Поселок рос, но в состав Брянска он вошел только в 1956 году.

После проведенных под руководством Ф.М. Заверняева раскопок, Институт археологии АН СССР в начале 1980-х подтвердил приближающееся тысячелетие Брянска. К празднованию тысячелетия города газета «Брянский комсомолец» в 1984-1984гг. неоднократно выпускала материалы, посвященные его истории, проводила историческую викторину (причем викторина пользовалась таким успехом, что по просьбам читателей вопросы были напечатаны повторно; в редакцию поступали красочно оформленные альбомы с ответами)[17]. Большое внимание при этом уделялось Чашину кургану, как «изначальной колыбели» Брянска[18].

Современные исследователи, такие как Г.П. Поляков и Е. А. Шинаков, считают, что на месте Чашина кургана существовало открытое торгово-ремесленное поселение, слабое приспособленное для обороны. Никаких кладов на территории Чашина кургана не обнаружено, если конечно таковыми не считать предметы старины, оставшиеся в результате хозяйственной деятельности древнего города, и являющиеся подлинным сокровищем для историков.

Даже спустя десять веков высота валов составляет около 8 метров, а их ширина в основании достигает 18 метров. Как археологический памятник Чашин курган находится под охраной государства. На месте древнего поселения установлен мемориальный знак.

Смагина Д.Ф.,

главный архивист отдела публикации и использования документов ГАБО.

Чашин курган

Археологи работали на Чашином
кургане с конца XIX века, но лишь
в 1976 году Федор Заверняев пришел
к выводу, что здесь находился пер-
воначальный Брянск. Мысль спор-
ная, и ряд историков выступает
против этих умозаключений, несмо-
тря на то, что находки Заверняева
подтвердили: вокруг Чашина курга-
на было торгово-ремесленное поселе-
ние. Однако находки эти датирова-
ны концом XI, а никак не X века.
Остатки укрепления на Чашином
кургане прекрасно сохранились до
сих пор. Даже сейчас толщина вало-
вого основания — 18 метров, высо-
та — 8 метров. Прибавьте еще де-
ревянную стену, мощные ворота…
Это был настоящий крепостной за-
мок, типичный для Древней Руси.

ГОРОДИЩЕ «ЧАШИН КУРГАН»

Молодежно-патриотической акции «С чего начинается Родина?»

Провели акцию в месте основания Брянска — на Чашином кургане. Студенты решили привести его в порядок после зимы. В завершении мероприятия преподаватель, кандидат исторических наук Брянского государственного университетаим. И. Г. Петровского Геннадий Петрович Поляков, всем участникам акции, напомнил о тех событиях и фактах, которые позволили считать Чашин курган — местом основания города Брянска.

Архитектор — реставратор, член Союза архитекторов России Александр Перов рассказал участникам акции о проекте создания на Чашином кургане исторического комплекса и археологического музея.

Экскурсия на Чашин курган в рамках изучения курса "Литературная Брянщина"

Радимичский, вятичский и северянский перстни, застежка для одежды, четырехгранные гвозди, ключи, ножи, бронзовые бубенцы… Уникальные находки обнаружили историки во время недавних археологических раскопок в урочище Чашин Курган, где в X веке стал формироваться Брянск. Сейчас они временно хранятся в научно-образовательном центре археолого-этнологических исследований, созданном при Брянском государственном университете.

 

СТАРЫЙ ГОРОД
Думайте почаще обо мне…
До сих пор на Чашином Кургане
Призраком кружусь в пустынной тьме
И дышу огнём воспоминаний,
Время разворачивая вспять,
К изначалью первых поселений…
Всё-таки немыслимо понять
Сущность человеческих стремлений.
Встроившись в поток бегущих лет,
Вижу, как Десна меняет воды –
И содержит сам в себе ответ
Лик преобразованной природы.
Существую, чтобы ощущать
Данности стремительные миги,
Слышать пульс и снова разрывать
Времени тяжёлые вериги.
Приподнявшись скромно над Десной,
На горе Покровской, над Судками,
Прижимаюсь – зримый и земной –
К небу золотыми куполами.

Григорий Кистерный.

Археологические раскопки на Чашином кургане. 1950-е гг.

Чашин курган. Картина худ. М.С. Решетнева. Экспозиция Брянского областного музея.

Чашин Курган. Археологический памятник. Древнерусская крепость. Место основания города Брянска X в. Май 2019 год.

Археологический комплекс древнерусского Брянска, датируемый IX-XV вв., расположенный на территории бывшего с. Городище, ныне входит территориально в Советский район г. Брянска. Включает в себя городище Чашин курган, укрепленное двумя валами и рвом со стрелки мыса и валом пятиметровой высоты и рвом глубиной 3 метра с напольной стороны, и четыре неукрепленных селища. Исследовался Ф.М. Заверняевым, А.К. Амброзом, А.С. Смирновым. Комплекс представляет собой остатки (детинец и посад) древнерусского города Брянска, существовавшего здесь в домонгольское время и упомянутого в Ипатьевской летописи под 1147 г.  При раскопках обнаружены остатки построек, гончарного горна и домницы для выплавки железа, многочисленная керамика, оружие, орудия труда,  предметы быта и др. О грамотности населения древнего Брянска свидетельствуют найденные писала. Имеются признаки развитой торговли – гирьки, замки и ключи, а также импортные предметы (в первую очередь украшения). Среди украшений – бусы из стекла и сердолика, витые стеклянные браслеты, перстень, бубенчики. О верованиях городского населения говорят культовые предметы: медная иконка и нательные крестики.

Остатки укрепления на Чашином кургане прекрасно сохранились до сих пор. Даже сейчас толщина валового основания – 18 м, высота – 8 м. Прибавьте еще деревянную стену, мощные ворота… Это был настоящий крепостной замок, типичный для Древней Руси. Здесь легендами дышат каждый камень, каждая травинка. Это возвышение с высоты птичьего полета напоминает большую чашу, отсюда и название.

Чашин курган располагается в северо-западной части города Брянска, на территории Советского района. Он представляет собой холм, расположенный на крутом правом берегу р. Десны, неподалеку от впадения в неё р. Болва, на вершине которого сохранился древний оборонительный вал. Археологический комплекс Чашина кургана состоит из остатков городища и группы селищ. С начала 1980-х считается, что именно здесь возник древний Брянск. От условной датировки основания городища – 985г., ведется исчисление возраста Брянска. Иногда Чашин курган соотносят с летописным древнерусским городом Оболовь, точное местонахождение которого до сих пор точно не установлено.

Древнее поселение на Чашином кургане окружали глубокие овраги и густой лес. Во времена, когда хороших дорог не было, их роль выполняли реки. Поселение находилось на развилке двух древних и важных торговых путей. По рекам бассейна Днепра и его притока Десны киевские князья осуществляли свои военные походы и сбор дани. Советский археолог и академик Б.А. Рыбаков считал, что Десна выступала в роли естественной границы между племенами вятичей и радимичей, причем Брянск находился на земле радимичей[1].

Сведения об археологическом исследовании Чашина кургана впервые обнаруживаются в 1893 году, когда в Императорскую археологическую комиссию поступило обращение от крестьянина Ивана Морозова, просившего разрешить ему возобновить раскопки в с. Городище Брянского уезда, остановленные становым приставом[2]. Целью раскопок Морозов назвал «отыскание клада»[3]. Археологическая комиссия отказала ему и первоначально обещала оказать помощь орловским исследователям и выделить для проведения раскопок своих специалистов – археологов А.В. Башкатова и П. И. Мисюро. Однако в итоге своего обещания комиссия не выполнила, аргументируя это тем, что Чашин курган может оказаться вовсе не курганом, как следовало из его названия, а насыпью «совсем другого назначения»[4]. Местным исследователям было предложено самим исследовать место раскопок; это поручили членам Орловской ученой архивной комиссии Ф. Ф. Похвалинскому и В.А. Казанскому, которые в начале мая 1894г. выехали в Брянский уезд.

Осмотрев Чашин курган, Ф.Ф. Похвалинский и В.А. Казанский пришли к заключению, что это вовсе не курган, а древнее городище, которое при дальнейших исследованиях «даст немало археологических сокровищ»[5]. Действительно, жители с. Городище, располагавшегося рядом с курганом, в разное время находили здесь большие замки, меч, топор и другие предметы[6]. Однако среди коренного населения холм довольно однозначно связывался с именем разбойника Кудеяра. В «Брянском вестнике» 1895г. это место именуется «курганом Кудеяра», «неизвестно почему названным кем-то Чашиным курганом»[7].

Согласно местным поверьям, легендарный разбойник был погребен здесь на золотом коне, в окружении несметных сокровищ. Орловская ученая архивная комиссия со своим довольно скудным финансированием[8] мало что могла предпринять самостоятельно, в результате чего курган подвергался разорению со стороны кладоискателей, разыскивавших будто бы зарытые там кубышки с золотыми и серебряными монетами. Упомянутый выше крестьянин Морозов сообщал, что, будучи на заработках близ Новочеркасска встретил старого казака, предлагавшего ему за 100 рублей некую бумагу, где якобы были указаны места с кладами; список этот будто бы достался ему от предка, состоявшего в шайке Кудеяра. Морозов отказался, но одно из названий – Чашин курган, запомнил, и перебравшись позднее в Брянск, приступил к поискам[9].

Довольно скоро у него обнаружились помощники из числа местных, тоже заинтересовавшихся кладом. Работы, начавшиеся в конце мая 1893г. продолжались в общей сложности две недели[10], после чего были остановлены из-за поступившей жалобы населения, недовольного «хищническими раскопками»[11]. За это время на Чашином кургане было найдено множество глиняных черепков и костей животных, кусок медного котла, железный ключ и два больших камня, весом в пуд (16 кг) каждый, на одном из которых была металлическая табличка с непонятными письменами[12]. Далее, углубившись уже на 10 метров, кладоискатели обнаружили прогнувшийся бревенчатый настил, под которым явно была полость. Но продолжать раскопки было затруднительно: свечи гасли, воздух стал удушливым, рабочие чувствовали головокружение[13].

Позднее, уже в советский и постсоветский период, раскопки на Чашином кургане проводились неоднократно (в разные годы раскопки велись под руководством Ф.М. Заверняева, А.А. Амброза, В.Н. Гурьянова, Г. П. Полякова, Е.А. Шинакова). При этом сбор материалов у разных исследователей давал противоречивые сведения.

Много внимания раскопкам Чашина кургана уделял археолог и краевед Ф. М. Заверняев. В 1976-1979гг. брянским краеведческим музеем и Институтом археологии АН СССР, при участии учащихся школы №20 и студентов Брянского педагогического института, под руководством Ф. М. Заверняева были проведены археологические раскопки на Чашином кургане[14], «верхнее селище» которого он считал древнерусским посадом. Результаты более чем оправдали ожидания. В ходе раскопок удалось выяснить, что в случае с Чашиным курганом речь идет действительно о средневековом городе, а не просто поселении. Были обнаружены остатки жилых домов и хозяйственных сооружений, собрано множество изделий и их фрагментов: обломков керамики, украшений, предметов быта (замки, ключи, ножи, ножницы, гребни) и вооружения, конской упряжи, инструментов. На посуде, созданной гончарами поселения, сохранились клейма мастеров, в том числе в виде знаков Рюриковичей. Были найдены и фрагменты стеклянной посуды, которую, как известно, могли позволить себе только зажиточные горожане. Среди предметов были и подтверждавшие торговые связи с другими поселениями: привозные шиферные пряслица, стеклянные и каменные бусы, амфоры, характерные для средневековых городов Крыма и фрагменты киевских амфор из серой глины. Уникальной находкой стало бронзовое писало, указывающее на то, что местным жителям уже была известна письменность[15].

Согласно данным раскопок, поселение на Чашином кургане достигло расцвета к началу XII века. Древний город состоял из детинца и обширного посада. Как было установлено, в городе процветали различные ремесла, торговля. Из болотной руды выплавляли железо, из которого потом делали предметы быта и вооружение. Находки нательных крестов и медной иконки свидетельствуют о том, что жители города к концу XI – началу XII веков приняли христианство.

От напольной стороны поселение отделял вал, еще один вал располагался с юго-западной стороны (за кладбищем бывшего поселка Городище), сразу за которым наблюдалось сильное понижение в рельефе. Вероятно несколько веков назад тут был ров. При этом до 2016 года оборонительные сооружения кургана оставались практически неизученными, а составленный в 1970г. топографический план нуждался в корректировке[16].

В середине XII столетия город в урочище Чашин курган прекратил свое существование, о чем свидетельствует четкий слой пожарища, обнаруженный в ходе раскопок. Причиной сожжения города одни исследователи называют вторжение татаро-монголов, другие – княжескую усобицу. Древнерусские постройки были полностью уничтожены. Новое поселение было отстроено уже ниже по течению Десны, на Покровской горе. В окрестностях Чашина кургана поселение возникло только в XVI веке (с. Городище). Поселок рос, но в состав Брянска он вошел только в 1956 году.

После проведенных под руководством Ф.М. Заверняева раскопок, Институт археологии АН СССР в начале 1980-х подтвердил приближающееся тысячелетие Брянска. К празднованию тысячелетия города газета «Брянский комсомолец» в 1984-1984гг. неоднократно выпускала материалы, посвященные его истории, проводила историческую викторину (причем викторина пользовалась таким успехом, что по просьбам читателей вопросы были напечатаны повторно; в редакцию поступали красочно оформленные альбомы с ответами)[17]. Большое внимание при этом уделялось Чашину кургану, как «изначальной колыбели» Брянска[18].

Современные исследователи, такие как Г.П. Поляков и Е. А. Шинаков, считают, что на месте Чашина кургана существовало открытое торгово-ремесленное поселение, слабое приспособленное для обороны. Никаких кладов на территории Чашина кургана не обнаружено, если конечно таковыми не считать предметы старины, оставшиеся в результате хозяйственной деятельности древнего города, и являющиеся подлинным сокровищем для историков.

Даже спустя десять веков высота валов составляет около 8 метров, а их ширина в основании достигает 18 метров. Как археологический памятник Чашин курган находится под охраной государства. На месте древнего поселения установлен мемориальный знак.

 

Смагина Д.Ф.,
главный архивист отдела публикации и использования документов ГАБО.

Источники:

1. Заверняев Ф. Год рождения – 985-й // Брянский комсомолец. 1985. № 16 (5767). С. 4.

 

     

Строительство Брянской крепости на Чашином кургане