Церковная культура Брянской земли в XVI-XVIII вв.
Она пока изучена очень слабо. Наиболее полно ее можно рассмот примере собрания церковных культурных древностей XVI-XVIII вв. Св Успенского Печерского монастыря.
При монастыре в XVI - первой четверти XVIII вв. существовали ве< ширные архив и библиотека. В 80-е гг. XX в. успешную попытку реконст их состава и истории существования предпринял В.В. Носов.
Судя по материалам использованной В.В. Носовым «Описи Бряна во-Печерского Свинского монастыря со всяким церковным строение рью и казною, учиненной по Жалованной грамоте и с Приказу Малыя Киево-Печерского монастыря казначеем иеромонахом Иоанном Маю чем», к 1681 г. в монастыре числилось 115 книг. Среди них 4 Еванге сковской печати в дорогих серебряных с позолотой окладах (одно - пр ное), 27 рукописных, 84 старопечатных, 44 приходно-расходных казна1 «описные» и «переписные» книги, а также 4 вкладные книги.
Евангелие в серебряном окладе из экспозиции Трубчевского музея
Церковная утварь в экспозиции Трубчевского краеведческого музея
Большой интерес представляла небольшая коллекция рукописны> XVIII в. по истории Свенского монастыря, к сожалению, без указани: «Древнее историческое описание Свенского монастыря» (три книги) весть о явлении чудотворного образа Свенской Божьей Матери» и «Кр историческое описание Свенского монастыря».
Собрание памятников церковной материальной и духовной куль хранившееся в монастыре в XVIII в., постоянно пополнялось. К сожалени точники сообщают, в основном, лишь о рядовых предметах музейного ; ния: изделиях литейного, кузнечного, декоративно-прикладного иску художественной резьбы по дереву, шитья, станковой живописи и т.д. чем, они сохранили сведения и о некоторых выдающихся артефактах X1 входивших в состав монастырского собрания. Так, к середине XVIII в. и вая колокольня монастыря была надстроена и дополнена новым коло] весом в 300 пудов, отлитым весной 1749 г. московским мастером Афан Петровым специально для Свенского монастыря.
В Успенском соборе «на с Успенском престоле стояли два гелия в серебряных окладах огрс размеров, размещенных здесь «ради благолепия. Они по своей тяжес могли быть употреблены при богослужении». Оклады Евангелий 1744 боты крепостного Свенского монастыря Ивана Кондакова поражают я\ сочными красками на эмали, необыкновенной пластикой и большим вк В число монастырских реликвий по праву входят пять священных бряных крестов, серебряная дарохранительница и лампада XVIII в. «с крест серебряный с литым изображением на кресте причастия плоти У, Спасителя и херувимов, этот крест стоял между двумя Евангелиями, тою в два аршина (142 см), в ширину 14 вершков, весу он 36 фунтов
Восстановленный ныне домик Петра Великого в Свенском Свято-Успенском монастыре
Он располагался к югу от Успенского собора и юго-западнее ша колокольни, то есть в наиболее древней юго-восточной части монг «Домик Петра I» представлял собой построенную, по-видимому, на ] XVII-XVIII вв. кирпичную келью размерами 8,5x5,5 аршин. В 1744 г., } планируемом путешествии на Украину императрицы Елизаветы Пет и предполагаемом посещении ею Свенского монастыря, руководство ли приняло решение о размещении в этой келье «музея» отца импера-Братия монастыря нуждалась в значительных денежных средствах н; ительство нового собора, которые они и надеялись получить от импе цы. Основываясь на рукописной «Краткой истории Свенского монаоп устных преданиях, где были описаны обстоятельства пребывания Пе' октябре 1708 г. и в 1709 г. в Брянске и в Свенском монастыре, монасть руководство срочно изменило интерьер кельи. В «Домике Петра I», состс го из «жилой кельи в три окна и сеней к ней в два окна» обложили зел! и синими изразцами печь. На изразцах были изображены деревья, рас птицы. Вверху в центре печи был помещен изразец с изображением пе тенных вензелей Петра I и Елизаветы I, увенчанных императорской koj На стене висел портрет Петра I в полный рост. Судя по сохранившемуся император на портрете изображен в парадном одеянии и плаще. Локо правой руки опирается на столик в виде колонны, на котором лежит « Мономаха», скорее похожая на епископскую митру. В помещении нaxo^ два стула и деревянное кресло, изготовленное, по преданию, самим П| На противоположной портрету стене был установлен деревянный ико] со святыми образами».
Деревянные храмы Брянского края XVIII века в стиле украинского барокко. I. Никольский в с. Новый Ропск. 2. Рождества Богородицы в с. Старый Ропск 3. Успенский в с. Красный Рог. 4. Михаило-Архангельский в с. Бобррик
По-прежнему основным строительным материалом оставалось , Из него сооружали простые по объемной композиции храмы. Дерен церквей больше всего сохранилось на юго-западе края. Они похожи на Левобережной Украины: трехсрубные, вытянутые по продольной оси и рубные в форме креста. Отличительной особенностью исключительнс писных построек являлись высокие основные срубы, завершенные гру: ными или шатровыми кровлями с восьмериками и фигурными глава ними. Великолепный памятник, знаменующий расцвет украинского ба] церковь в селе Новый Ропск (ныне Климовского района), построенная году. Менее совершенны по формам церкви в селах Красный Рог (Поч район, 1772) и Бобрик (Погарский район, 1720).
Деревянные храмы Брянского края XVIII века в общерусской традиции.
1. Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пушкино (Севский район). 2. Николая Чудотворца в с. Курово (Погарский район)
В начале XVIII века в Брянском крае наряду с деревянным широкое рас-гранение получает каменное строительство. Главными центрами строи-ства были города Брянск, Стародуб и Севск, а также монастыри. Брянск своей строительно-архитектурной деятельностью был связан с Москвой, одуб, крупнейший город юго-запада края, стал одним из проводников инских архитектурных влияний. Стародубские храмы, особенно утрачен-дерковь Рождества Иоанна Предтечи 1720 года, образовали особую раз-дность украинского зодчества.
Храмы конца XVII века. I. Покровский собор в Брянске (1698), 2. Рождественский собор в Стародубе (1677)
Обширное строительство в Брянске, Севске и других городах север точной части края, осуществлявшееся по заказу местной знати, духовен! купечества, направлялось московскими архитекторами. Строительство в подрядным способом, с привлечением опытных мастеров из других ру городов. Так, Знаменская церковь в Севске, первый каменный храм в гор начале века была построена по чертежам крупного московского зодчего ( Старцева артелью московских каменщиков.
Иногда храмы строили двухэтажными и завершали пятиглавием, со тированным по сторонам света (Покровский собор в Брянске).
Русское барокко. Воскресенский (1) и Тихвинский (2) храмы в Брянске, Вознесенский храм в Севске (3), Троицкий храм в Бежичах (4)
Период 1730-1780-х годов в зодчестве Брянской земли характеризуется тием стиля барокко. Основным типом храмового здания являлась компо-[ восьмерик на четверике. Наиболее интересные памятники стиля барок-рковь Троицы в Бежичах, Воскресения (1739-1741), Тихвинская (1755-и Горне-Никольская в Брянске, Вознесения (1765), Казанская (середина в Севске, Троицкий собор в Трубчевске (1757) и т.д. Среди данной кате-памятников этого периода выделяется ряд построек, выполненных на :ом профессиональном уровне и отличающихся подлинно барочным ве-епием. Все они связаны с петербургскими и московскими архитекторами чениками. Таковы, например, Успенский собор Свенского монастыря, полный в 1748-1758 годах по проекту выдающегося зодчего И.Ф. Мичури-:рам в селе Хотылево (1759-1763 гг.) Брянского уезда. В зодчестве 1730-i годов юго-западной части Брянской земли ведущая роль принадлежала некому барокко. С развитием этого стиля связано сооружение не только храмов, но и монастырских ансамблей, к числу которых относится Ка-ий Успенский (1753-1779 гг., не сохранился) монастырь. В этом стиле гея собор Троицкого монастыря в Севске (1760-1761 гг.) и надвратный Преображенский храм (1735-1742 гг.) Свенского монастыря.
Храмы раннего классицизма на Брянской земле. 1. Успенский храм в с. Радогощь. 2. Троицкий храм, г. Погар. 3. Екатерининский храм в с. Ляличи
Классицизм, открывший в последней четверти XVIII в. новый этап витии архитектуры русской провинции, повлиял на формирование нов лика городов, поселений городского типа и сел Брянской земли. К этс хитектурному стилю следует отнести несколько великолепных соору крупнейших столичных мастеров. Этому способствовало приближение ратрицей Екатериной II ко двору ряда представителей украинской зн главе с гетманом К.Г. Разумовским, развернувших широкое строительст
Первыми постройками в стиле раннего классицизма были собор рец Разумовского в Почепе (не сохранился), сооруженный для гетр 1760-1780-х годах по проекту петербургского архитектора Ж.Б. Балл ламота местным архитектором А.Г. Яновским. Особенно оригинальна ц< в селе Радогощь (1787 г.) ныне Комаричского района. В последней че-; века продолжает существовать сложившийся ранее тип храма - восьме четверике, получивший, однако, новую, более строгую архитектурную фасадов с античными колоннами. Такова, например, лепестковая в плаь ковь Троицы в Погаре (2-я половина XVIII в.).
XVIII век стал периодом расцвета отечественной иконописи. Самь ные иконы были почитаемы жителями края. Количество святых of в домах горожан было больше и разнообразнее, чем у сельских жите/ трех-четырех до нескольких десятков. Например, наибольшую популя} среди жителей Брянска получил образ Богоматери (половина всех икон ди образов Божьей Матери наиболее распространенным был образ Казг Богоматери. Чуть менее популярны были иконы Владимирской, Пече Свенской, Смоленской, Донской, Иверской и Ахтырской Богоматери. ( почитание Богоматери проявилось еще и в празднике Покрова, которы ходился на окончание напряженных осенних сельскохозяйственных р; праздновался 7 октября.
Почитание образа Иисуса Христа среди населения края было не многообразным, как почитание Богородицы. Образ Христа в иконах i щался, в основном, в виде Спасителя (Спаса).
Особенной популярностью пользовался святитель Николай Мир/ ский - Никола, «русский Бог», по мнению иностранцев. Ему было поев: столько же икон, сколько и Иисусу Христу. Также у брянцев почитались i Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Живоангельской Троицы, Пара Пятницы и др.
Большинство икон писалось местными мастерами-иконописщ ремесленниками-«богомазами» и часто украшалось окладами как мед так и серебряными.
Чолнский образ Божьей Матери. Список с иконы XVI века, выполненный П.П. Левенком, реставрировавшим подлинную
икону
Во второй половине XVIII века ши-ое распространение получают ико-тасы в стиле украинского барокко, сомпозиционному решению повторяющие иконостас Успенского Свенского [астыря, но более упрощенные и с более скромным декором (иконостасы ора Спасо-Чолнского монастыря, церквей в Удельных Утах Трубчевского и цичи Мглинского уездов и др.). Яркие по колориту иконы, позолоченный грный декор на цветном фоне придавали этим произведениям нарядный ик.
Прекрасный образец столичного стиля - петербургского барокко пред-вляет собой иконостас середины XVIII века собора Воскресения в Почепе, юлненный по рисунку В.В. Растрелли. Это один из наиболее выдающихся штников монументального искусства Брянской земли, отличающийся вы-им художественным уровнем исполнения.
На территории Брянской земли в XVIII в. продолжало развиваться и цер-ное пение. Православная Церковь в отличие от католической не допуска-участия в богослужении музыкальных инструментов. В храмах Брянской [ли со времен Киевской Руси традиционно звучали одноголосые церков-э песнопения, исполняемые на клиросах (место, на котором во время бого-жения находятся певчие). В XVIII в. сельские священники стали поощрять эгоголосое пение, которое постепенно получило широкое распространение омашней обстановке, а затем и в церковном пении.
Духовное образование на Е ской земле в XVIII в. претерпело ные изменения. Если в XVII в. д обучали чтению, счету и письму , либо в немногочисленных и неС ших школах, устраиваемых, как вило, при монастырях и отдел! храмах, то в начале XVIII в. ситу изменилась.
Заинтересована ла в росте просвещения и образованности и Русская Православная Церк Новые, учрежденные по западноевропейскому образцу светские школы товившие специалистов для армии, флота, государственного аппарата, ок лись в весьма сложном положении, т.к. поступающие в них были соверши не подготовлены для изучения предметов по специальности. Выходом из го положения было создание «низших» школ. С этой целью в 1714 году н ли создаваться «цифирные» школы для изучения «цифири и некоторой ч; геометрии», в которые набирались дети дворян, приказных (низших чи] ников недворянского происхождения), служилых и посадских людей, сол словом, «ребятки всякого чина» за исключением детей крестьян и, коне же, детей крепостных.Эти школы создавались при крупных брянских монастырях: Свенс Печерском, Петропавловском в Брянске, Спасо-Чолнском под Трубчева Спасо-Преображенском, Площанской, Белобережской и Одрино-Николаевс пустынях и содержались за счет Русской Православной Церкви. После сме Петра I из-за недостатка финансирования в этих школах более половины л ников составляли дети духовенства и около 40% - дети приказных и сол, В 1720-е годы «цифирные» школы практически перестали существовать, дети духовенства были переведены в епархиальные духовные школы.
Здание Севской духовной семинарии (ныне школа № 1 г. Севска)
Севская духовная семинария была открыта по распоряжению Екатерр в центре провинции, а с 1764 года и епархии Русской Православной Це в 1778 году по инициативе епископа Севского и Брянского Амвросия (' бедова). На ее содержание казна выделяла 2000 рублей ежегодно. Семш была размещена на территории бывшего Спасо-Преображенского монас который в связи с образованием Севской епархии был преобразован в а рейский дом - резиденцию епископа и местоположение епархиального у ления. В конце 1778 года в ней проходили обучение около 100 семинара а затем их число ежегодно возрастало.
В состав семинарии, кроме Брянского, входили Орловское, Рыльско рачевское духовные училища, где изучались те же предметы, что и в на ных классах семинарии: русский, латинский, древнегреческий и францу: языки, арифметика, священная история, риторика. После постройки в нарии в 1789 году двухэтажных корпусов все училища были закрыты учащиеся переведены в семинарию. К концу века их число приблизил тысяче. Учредитель семинарии епископ Амвросий (1742-1818 гг.) был с из самых образованных людей в России. После Севской кафедры стал м политом Санкт-Петербургским. Он организовал учебный процесс по ана. с Киевской духовной академией. Только курсы философии и богословш подавались в сокращенном варианте. Руководили работой семинарии и] Никон и первый ректор семинарии Досифей (Протопопов), в 1798-1817 епископ Орловский и Севский.
Семинария осуществляла подготовку будущих священно- и церковь жителей для Севской епархии, но многие ее выпускники отказались от i ной службы и достигли больших успехов в науке, образовании, здравоох нии, литературе и на государственной службе.