Бунт в доме № 34 Брянск
С недавнего времени взбунтовались жильцы обычной многоэтажки в центре Брянска. Дом 34 по улице Ромашина построен почти 25 лет назад. Несколько подъездов, больше 800 жильцов.
Дом как дом, только за последние месяцы о нем чаще других говорят в стенах городской администрации. Причина—в непростых взаимоотношениях собственников и обслуживающей дом управляющей компании «Жилкомсервис». Летом спор жильцов и «Жилкомсервиса» дошел до точки кипения.
Собственники на общем собрании решили отказаться от услуг своей управляющей компании и выбрать форму непосредственного управления домом, которая допускается Жилищным кодексом. В споре с управляющей компанией жильцы попросили помощи у городских властей. «Сами мы никак не могли добиться у руководства управляющей компании технических и финансовых документов. — сетует председатель Совета дома Виталина Савульчик. — Хотя мы имеем право забрать и хранить такие документы, если уходим от УК».
Депутаты горсовета потребовали от управляющей компании передать документы в течение недели, а от городской администрации держать вопрос на контроле. Забегая вперед, скажем, что многоэтажка по Ромашина, 34 никуда от «Жилкомсервиса» все-таки не делась. Поостыли страсти. Важно другое: таких домов, недовольных своими управляющими компаниями по Брянску уже десятки. Есть две версии размолвок: или собственники требуют от УК «слишком много», больше того, что предусматривает жилищное законодательство, или обслуживающие муниципальный жилой фонд частные компании дают повод для разногласий с собственниками.
Претензии жильцов брянских многоэтажек к управляющим компаниям легко укладываются в несколько пунктов. Основная претензия — невнимание к рутинным проблемам. Взять все тот же 34-ый по Ромашина. «Стены поехали, крыша протекает, капремонт в подъездах много лет не делали, а деньги ведь берут», — Савульчик вспоминает, как они засыпали «Жилкомсервис» письмами с просьбами подлатать, подремонтировать, подкрасить, установить, а получали в ответ одни обещания.
Собственники квартир дома № 35 по улице Почтовой тоже пытались решить общедомовые проблемы с управляющей компанией «МКС Брянск» методом дипломатического воздействия. Хотя зачем искать какие-то методы? Кто как не УК обязана провести текущий ремонт подъездов, починить ливневку, дезинфицировать мусоропровод? А за все проведенные работы предоставить жильцам полный и честный отчет о затратах. Но именно эти самые отчеты и есть серьезный камень преткновения. Мало того, что собственников не устраивает, как тратятся уплаченные за содержание и текущий ремонт средства, так еще и понять, почем, например, куплен плафон в подъезд и сколько потратили на его установку, им не всегда удается. Закрытость действий компании обычно только усиливает недоверие жильцов. Отчеты у управляющей компании добывают жильцы с боем, с цифрами в этом самом отчете порой и разобраться невозможно. «А ведь мы сами готовы решать, как потратить наши деньги, — говорит Савульчик, — сами себя ведь обманывать не будем. Почему, к примеру, мы должны платить за электричество за тех, кто не платит месяцами? Мы их просто отключим. А на сэкономленные деньги, может, кровлю отремонтируем. Правда, пока проблемы дома мы отстаиваем на общественных началах».
Для неравнодушных жильцов с улицы Ромашина, 34 это первые шаги к самостоятельности. Они создали Совет дома, выбрали председателя, заручились поддержкой городских властей. К слову, собственники многоквартирного дома № 11 по улице Орловской в Бежицком районе, по словам председателя Совета дома Татьяны Штурмовой, тоже устали от бездействия своей управляющей компании «МКС- Брянск». «Как можно верить управляющей компании, если по нашим подсчетам из 600 ООО тысяч, собранных на содержание и текущий ремонт, только одна десятая часть пошла на материалы для обслуживания — краски, замки, остекление, лампочки и т.д.? С Советом дома никаких контактов нет. Разве это правильно?» — возмущается Штурмова. Письмо с просьбой помочь перейти в другую компанию собственники уже направили в городскую администрацию.
Ну, а конфликт по улице Ромашина, 34 побудил управляющую компанию «Жилкомсервис» пойти на компромиссный вариант. Головная управляющая компания реорганизовалась, и в октябре дом № 34 переходит в ведение ООО УК «ЖЭУ № 4». Вновь образованное ЖЭУ, фактически дочка «Жилкомсервиса», вместе с жильцами начнет писать историю с чистого листа. Что это даст жильцам вышеназванного дома? По словам и.о. генерального директора УК «Жилкомсервис» Валентины Скачковой, многое изменится в лучшую сторону.
Открываемый «ЖЭУ № 4» счет не будет обременен всевозможными долгами перед поставщиками (не секрет, что задолженности за электричество, газ, тепло УК зачастую гасят средствами из статьи «содержание и текущий ремонт»), «Жилкомсервис» принял этот дом на обслуживание у муниципального предприятия-банкрота с долгом 45 миллионов рублей по статье «Содержание и текущий ремонт». Только по кровлям накопилось около двух тысяч жалоб. В 2012 от жалоб осталась одна десятая часть, остальные смогли удовлетворить. Дебиторская задолженность снизилась до 12 миллионов. Теперь виды первоочередных работ на многоэтажке Совет дома определит совместно с новой управляющей компанией.
Как бы то ни было, упомянутые конфликты — это первые тревожные звонки для городской власти. Денежная речка квартирных платежей, гарантированное получение доходов... Именно за «легкими деньгами» пришли в этот бизнес многие в Брянске. Но проблемы жилищного фонда от этих перемен никуда не делись, и этот груз со временем будет только нарастать, ибо большинство жильцов еще не осознали суровой необходимости к самоорганизации, строгому контролю действий управляющих компаний.
Ну, а власть этими проблемами пока не сильно озабочена, к примеру, даже комментарий горадминистрации по этой теме мы так и не смогли получи