СтраницаБРЯНСКИЙ

БРЯНСКИЙ ВОКЗАЛ В МОСКВЕ. Володарка.

Когда пассажиры отправляются фирменным поездом "Десна" или транзитными поездами, идущими через Брянск в Москву, они прибывают в столицу на Киевский вокзач. И мало кому сегодня ведомо, что поначалу он именовался Брянским.

В октябре"1891 года заместитель министра внутренних дел на­правил докладную записку на имя министра путей сообщений, в которой говорилось: "Калужский губернатор представил мини­стру внутренних дел поддерживаемое им. ходатайство местного губернского земства об открытии работ по продолжению Брян-ско-Гомельской железной дороги через пределы Калужской губер­нии, в направлении от Брянска через Жиздру и Калугу в Москву."

Идея прокладки железной дороги через Жиздру существовала. Но была и другая.

"Высочайшее повеление не обязывает изыскания Московско-Брянской железной дороги следовать через город Жиздру и стан­цию Шахту (Мальцовской ж/д). Поэтому изыскания следовали по той местности, которая представляла больше удобств и де­шевизны постройки и оставили Жиздру в восьми верстах, а Шахту в двенадцати верстах. Линия эта действительно выбра­на безупречно и, по-видимому, составляет наикратчайгиее рас­стояние между Сухиничами и Брянском", — гласила запись, сде­ланная в марте 1896 года б журнале Инженерного совета об изыскании Московско-Брянской железной дороги. Лишь много лет спустя к Жиздре была проложена соединительная ветка.

Большой интерес к строительству железной дороги проявляли и жители Боровска. "Общество Московско-Киево-Воронежской же­лезной дороги избрало для новой своей линии от Москвы до Брян­ска такое направление, которое оставляет наш г. Боровск в сто­роне в 12 верстах..." — писали уполномоченные Боровского обще­ственного управления.

С предстоящей прокладкой железной дороги встал, конечно, и вопрос о сооружении вокзала.

Московская дума, правление Московско-Киево-Воронежской дороги, Департамент железных дорог бурно обсуждали вопрос, где разместить строительство вокзала сооружаемой дороги Москва-Брянск.

В 1897-1899 годах пустынный когда-то Красный луг, что рас­кинулся к югу от Большой Дорогомиловской, Бережковские огоро­ды и прилегающие к ним дворы стали большой транспортной строительной площадкой. Здесь довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для скла­дирования грузов, товарная контора.

Сам Брянский вокзал и платформа, как писали тогда, "не про­изводили впечатления столичной станции". Одноэтажное, невыра­зительное деревянное задние напоминало больше провинцию.

Однако, несмотря на невзрачность, ни один вокзал в Москве не открывали так торжественно, как этот. На открытие движения по Московско-Брянской дороге 1 августа 1899 года собралось много знатных людей.

Поначалу в движении на новой линии были только два пасса­жирских поезда Москва:—Брянск: Товарные же поезда стали хо­дить весьма активно.

"Временное пассажирское помещение" простояло добрых пол­тора десятка лет. В 1912 году были выделены средства на построй­ку нового вокзала. Заказ на проектирование получил архитектор И, Рерберг.

Официальная закладка состоялась в мае 1914 года. Начавшая­ся война замедлила темпы строительства. И все же к концу 1917 года вокзал был готов, хотя недоделки устранялись ещё долго.

Вокзал получился прекрасным. Зданию были приданы круп­ные выразительные формы, украшенные белым камнем, мозаи­кой, декоративными скульптурами в стиле классической символи­ки.

"Главная особенность вокзала огромная прозрачная стек­лянная крыша, что взметнулась над четырьмя подъездными пу­тями",   —   отмечается   в   книге   "Московская   железная   дорога.

Через годы, через расстояния...", вышедшей в год 850-летия Мос­квы.

Общая площадь застекления составляет 3500 квадратных мет­ров. Перекрытие над дебаркадером, расположенные между боко­выми крыльями здания, было сделано выдающимся инженером В. Г. Шуховым. Металлоконструкции вокзала были изготовлены на Брянском заводе в Бежице (ныне АО "Брянский машинострои­тельный завод").

В 1934 году Брянский вокзал стал именоваться Киевским.