БРЯНСКИЙ ВОКЗАЛ В МОСКВЕ. Володарка.
Когда пассажиры отправляются фирменным поездом "Десна" или транзитными поездами, идущими через Брянск в Москву, они прибывают в столицу на Киевский вокзач. И мало кому сегодня ведомо, что поначалу он именовался Брянским.
В октябре"1891 года заместитель министра внутренних дел направил докладную записку на имя министра путей сообщений, в которой говорилось: "Калужский губернатор представил министру внутренних дел поддерживаемое им. ходатайство местного губернского земства об открытии работ по продолжению Брян-ско-Гомельской железной дороги через пределы Калужской губернии, в направлении от Брянска через Жиздру и Калугу в Москву."
Идея прокладки железной дороги через Жиздру существовала. Но была и другая.
"Высочайшее повеление не обязывает изыскания Московско-Брянской железной дороги следовать через город Жиздру и станцию Шахту (Мальцовской ж/д). Поэтому изыскания следовали по той местности, которая представляла больше удобств и дешевизны постройки и оставили Жиздру в восьми верстах, а Шахту в двенадцати верстах. Линия эта действительно выбрана безупречно и, по-видимому, составляет наикратчайгиее расстояние между Сухиничами и Брянском", — гласила запись, сделанная в марте 1896 года б журнале Инженерного совета об изыскании Московско-Брянской железной дороги. Лишь много лет спустя к Жиздре была проложена соединительная ветка.
Большой интерес к строительству железной дороги проявляли и жители Боровска. "Общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги избрало для новой своей линии от Москвы до Брянска такое направление, которое оставляет наш г. Боровск в стороне в 12 верстах..." — писали уполномоченные Боровского общественного управления.
С предстоящей прокладкой железной дороги встал, конечно, и вопрос о сооружении вокзала.
Московская дума, правление Московско-Киево-Воронежской дороги, Департамент железных дорог бурно обсуждали вопрос, где разместить строительство вокзала сооружаемой дороги Москва-Брянск.
В 1897-1899 годах пустынный когда-то Красный луг, что раскинулся к югу от Большой Дорогомиловской, Бережковские огороды и прилегающие к ним дворы стали большой транспортной строительной площадкой. Здесь довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов, товарная контора.
Сам Брянский вокзал и платформа, как писали тогда, "не производили впечатления столичной станции". Одноэтажное, невыразительное деревянное задние напоминало больше провинцию.
Однако, несмотря на невзрачность, ни один вокзал в Москве не открывали так торжественно, как этот. На открытие движения по Московско-Брянской дороге 1 августа 1899 года собралось много знатных людей.
Поначалу в движении на новой линии были только два пассажирских поезда Москва:—Брянск: Товарные же поезда стали ходить весьма активно.
"Временное пассажирское помещение" простояло добрых полтора десятка лет. В 1912 году были выделены средства на постройку нового вокзала. Заказ на проектирование получил архитектор И, Рерберг.
Официальная закладка состоялась в мае 1914 года. Начавшаяся война замедлила темпы строительства. И все же к концу 1917 года вокзал был готов, хотя недоделки устранялись ещё долго.
Вокзал получился прекрасным. Зданию были приданы крупные выразительные формы, украшенные белым камнем, мозаикой, декоративными скульптурами в стиле классической символики.
"Главная особенность вокзала — огромная прозрачная стеклянная крыша, что взметнулась над четырьмя подъездными путями", — отмечается в книге "Московская железная дорога.
Через годы, через расстояния...", вышедшей в год 850-летия Москвы.
Общая площадь застекления составляет 3500 квадратных метров. Перекрытие над дебаркадером, расположенные между боковыми крыльями здания, было сделано выдающимся инженером В. Г. Шуховым. Металлоконструкции вокзала были изготовлены на Брянском заводе в Бежице (ныне АО "Брянский машиностроительный завод").
В 1934 году Брянский вокзал стал именоваться Киевским.