СтраницаБрянские ев­реи

Брянские ев­реи 

Брянские ев­реи

      В 2023 году в жизни местной еврейской общины, насчитывающей около 1500 человек, произошло долгожданное событие – открыли синагогу на «Сухановской горке», где она была построена в 1891 году. 13 лет занял процесс проектных и реставрационных работ. Это потребовало и сил, и средств, которые полностью оправдались: брянская синагога – одна из лучших и красивейших в России, не ограничиваясь религиозным назначением, ста ла полноценным культурно-образовательным центром и средоточием жизни евреев Брянщины, как верующих, так и светских. Общину зарегистрировали в 1992 году, а в 2005-м ее председателем избрали Льва Линкова, возглавляющего организацию и поныне. Он рассказал об истории брянского еврейства и поделился его настоящим, творцами которого выступают все члены общины. – Лев Моисеевич, в области весьма значителен процент еврейского населения, ее юго-западная часть входила в черту оседлости, определенную Указом Екатерины II. Но ведь Брянск оставался за ее пределами, тем не менее, численность иудеев в нем уже в XIX веке заставила правительство Александра III разрешить строительство синагоги. С чем это было связано, и какие потрясения ждали общину? – Нынешняя областная столица не входила в пресловутую черту. Но несшие службу в царской армии евреи-кантонисты, будучи приписаны к Брянскому арсеналу, оставались здесь, компактно проживая неподалеку от места, где впоследствии выстроили синагогу. По переписи 1910 года в Брянске насчитывался 1321 человек иудейского вероисповедания. На тех, кто занимался ремеслом, торговлей и имел образование, ограничения по оседлости не распространялись, среди них преобладали портные, часовщики, ювелиры, купцы, врачи. После революции и отмены дискриминационных законов жизнь местной общины до начала 1930-х годов значительно активизировалась, в Брянске и Бежице в нее совокупно входило более 2 тысяч человек. Многие были учителями, медработниками, представителями технической и творческой интеллигенции. В 1939 году, в рамках антирелигиозной кампании, двухэтажное здание синагоги передали под клуб швейной фабрики, а впоследствии – Областному совету профсоюзов. Несмотря на чудовищные потери, понесенные общиной во время войны, еврейская жизнь на Брянщине не исчезла, и уже в 1947 году был приобретен небольшой частный дом на улице Урицкого для проведения молитвенных собраний, а в русской печи даже выпекалась маца к Песаху. Не угасала и надежда на возрождение синагоги, места, где бьется сердце общинной жизни. В 2006 году в Брянск прибыл раввин Менахем Мендел Заклас. Это совпало с присвоением двухэтажному историческому зданию на улице Пионерской статуса объекта культурного наследия регионального значения «Синагога 1891 г.». Несмотря на действующий закон о реституции, оно под него не подпадало, так как являлось собственностью общественной организации, поэтому в 2011 году это помещение было выкуплено на спонсорские средства, а в прошлом – торжественно открыто. Теперь любой член общины может прийти в культурно-образовательный центр, поучаствовать в молитве, взять книгу в еврейской библиотеке, приобрести атрибутику, попробовать кошерные блюда. Вообще на иврите синагога – это и дом молитвы, и дом изучения основ национальной духовной культуры, и место собраний, куда приходят испытать чувство единения с народом, которому принадлежишь. Для евреев, проживших значительную часть истории в рассеянии по миру, это многое значит. – Чем сейчас живет брянская еврейская община? – Поскольку ее члены – самые разные люди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, уровню образования и благосостояния, то и траектории взаимодействия с ними выстраиваются индивидуально. Работая с детьми, мы можем предложить им воспитание и обучение в детсаду и начальной школе «Ор Авнер», входящих в инфраструктуру общины и действующих по государственному стандарту РФ. Они малокомплектные – до 30 обучающихся, это позволяет уделить внимание каждому. К предметам добавляется изучение истории и культуры евреев, освоение иврита. Детей, которых некому отвезти-привезти, забирает и развозит по домам наш автобус. Для членов общины обучение бесплатное, для остальных – по обычной стоимости для частной школы. Для ребят постарше есть программа «Смарт J», это дополнительное внешкольное образование. Изучают технологии, информатику, робототехнику, английский. Теория подается через эксперимент, дети учатся практикуясь. Стараемся закладывать и еврейские ценности. Для молодежи есть ряд направлений разных познавательных активностей, по итогам которых показавшие лучшие результаты награждаются, в том числе поездками за рубеж. На втором этаже синагоги под руководством супруги раввина регулярно заседает женский клуб, где беседуют о том, что интересно участницам, допустим, «питание по кошруту» или «еврейская организация семейной жизни». Для желающих изучать Пятикнижие есть дистанционные еженедельные занятия – «Колель тора», которые ведет Рав Мендел. Ему же можно задавать вопросы, касающиеся изучаемого предмета. В синагоге члены еврейской общины могут встречать субботу (шабат), отмечать праздники – Хануку (зимний праздник, увековечивший спасение народа Израиля от духовного уничтожения), Рош ха-Шана (приходящийся на осень Новый год), Песах (в память об освобождении из египетского рабства), Пурим (в честь избавления от полного истребления персидским царем) и другие. Кстати, традиции многих иудейских торжеств обязательно предполагают оказание внимания и деятельную помощь обездоленным. Брянская община занимается благотворительностью на системной основе, охватывая малоимущих, многодетных, сирот из своего числа, в частности, ежемесячно практикуя передачу наборов кошерных продуктов, выдавая сертификаты на приобретение одежды и обуви, одаряя пожилых к значимым юбилеям, оказывая им уважение. Специализированно волонтерской деятельностью занимается благотворительный центр «Хэсед Тиква» под руководством Ирины Черняк, носящий светский характер. В целом надо отметить, что жизнь местной еврейской общины обретает второе рождение, становится насыщенной, открытой и позволяет региону заявить о себе как о месте, где национально-культурная составляющая всех народов, проживающих на Брянщине, находится в гармонии и мире. Беседовала Юлия КАДОМСКАЯ. Фото автора и из архива еврейской общины. – Лев Моисеевич, расскажите, пожалуйста, вкратце о себе и о раввине. – Я коренной астраханец, в 1976 году окончил тамошний политех, став специалистом в области информационных систем. Два года отслужил на полигоне в Капустином Яру, в 1978-м переехал в Брянск, где до 1989-го работал на Брянском предприятии вычислительной техники и информатики. Оттуда с должности замдиректора по технике ушел в бизнес. В советское время занимался дискотеками и был лауреатом всероссийского конкурса. До настоящего времени занимаюсь различными видами бизнеса, наиболее известный из которых торговая сеть «Золушка». Последние 12 лет избираюсь главой Совета председателей еврейских общин ЦФО.

Брянские ев­реи

Сейчас численность евре­ев в Брянской области оце­нивается в 0,11% населения региона. При этом действу­ет несколько организаций. «Брянская иудейская общи­на» ориентирована на рели­гиозный аспект. «Хэсэд Тик­ва», что в переводе значит «Добрая надежда», имеет более светско-благотвори­тельный характер и статус Брянского областного еврей­ского общинно-благотвори­тельного центра. Его члены также сохраняют традиции предков, отмечают важные для иудеев праздники, но не являются ортодоксами.

Хэсэд Тиква

Брянские ев­реи 

В обществе брянских евреев 1910 год.