БОЙКО АНТОН САВЕЛЬЕВИЧ Брянск
Весть о войне застала их часть - 3-й восстановительный железнодорожный батальон - в пути. Эшелон стоял в Махачкале. Выдали оружие. А вот полностью переодеться из летнего в зимнее обмундирование тогда так и не вышло. В итоге, когда в конце 1941-го, в 40-градусный мороз, прибыли на фронт в районе станции Кущевка, что неподалеку от Ростова, все еще были в солнцезащитных панамах.
Первая боевая задача оказалась не совсем обычной. Из путейцев сформировали... заградительный отряд. Задачу поставили до боли известную - задерживать наши же отступающие части. Длилось это недолго. Вскоре новый приказ. На линии небольшой протяженности Батайск - Ростов имелось 18 мостов. Военным железнодорожникам поручили захватить мосты, не дав их взорвать фашистам.
— Немцы, охранявшие мосты, на удивление были невоинственными, - рассказывает ветеран, - мы спокойно захватили все объекты целыми, а еще взяли восьмерых фрицев в плен. После чего враги в отместку провели массовую бомбежку.
И вот в какую передрягу попал тогда наш герой. Подвела его во время налета обычная болотная кочка. Упал он в воду, а осколки впились в ногу, которая попала на эту самую злополучную кочку. В ростовском госпитале осколки вынули, но оставаться там Антон Савельевич отказался. Ушел со своими.
Как обманули заградотряд
Возможно, что задачу эту Антону Савельевичу никогда бы и не поставили, но виной всему было ранение. Нога сильно болела, передвигался он с трудом. Батальон по приказу отходил на Азов через болота, чтобы затем переправиться за Дон. Автомобили там пройти не могли. И когда решали, кого назначить старшим колонны с батальонным имуществом, неудивительно, что выбор пал на Бойко. Задача, на первый взгляд, несложная - переправить через Дон и привезти в Батайск десяток грузовиков и санитарку. И расстояние по прямой небольшое, но легких путей на войне не бывает. Ростов проехали с трудом. Город горел от бесконечных бомбежек. Улицы забиты машинами, так что к утру еле-еле выбрались. Путь держали на Новочеркасск, к переправе. На аэродроме в Аксае узнали от разведчиков, что переправу в Новочеркасске уничтожили немцы.
Тогда спрятал Бойко машины в кустарниках, разложил перед собой карту и стал думать, как быть дальше.. .И придумал. Вызвал своего помощника сержанта Федора Лотарева и ставит задачу:
- Бери, Федя, санитарную машину и двигай к другой донской пе
реправе "Нахичевань-12-я". Разведаешь обстановку, а особенно подходы
к переправе по берегу.
Прошло время. Лотарев все разузнал, но вести привез нерадостные. Преодолеть Дон через "Нахичевань" было почти невозможно. Дороги к переправе прикрывали наши заградотряды. Да и бомбили ее фашисты беспрерывно. Как тут быть? Антон Савельевич рискнул, даром, что ли, прошел две войны! Решил Бойко вести колонну прямо под бомбежкой. Собрал водителей, объяснил суть маневра.
Грузовики и санитарная машина двинулись прямо по берегу, в обход заградительных отрядов к "Нахичевани".
- Наказания я не боялся, - говорит Антон Савельевич, - страшнее
наказания, чем оказаться в плену у гитлеровцев, мы тогда не знали!
Колонна вырвалась на мост и - прямиком на другой берег! Немецкие летчики старались изо всех сил. На узенькую переправу летели десятки бомб. Но лейтенант Бойко переправил все до единой машины целыми
и невредимыми. Только кузов одной из "полуторок" оказался посечен осколками.
К ночи прибыли на место сбора. Задание он выполнил. Потом наступили, пожалуй, самые драматические дни нашего отступления. Почти 800 километров от Батайска до Моздока за 23 дня прошел офицер на своих ногах (одна из которых была ранена). Летчики люфтваффе преследовали даже одиночных солдат. В районе станции Прохладная самолет-разведчик "рама" полчаса поливал огнем Бойко и его товарища Колю Вшив-цева. Спасло их поле русской пшеницы. Когда собрался батальон, выяснилось, что из полутора тысяч человек пришли в Моздок всего триста. Гибель, плен, неизвестность - вот горькая участь остальных...
Диверсант на Куберле
О немецких диверсантах и шпионах написано немало. Действовали они, особенно в первые дни и месяцы войны, хитро и коварно. Трудно поверить, но, по словам Антона Савельевича, одна из таких заброшенных к нам в тыл групп умудрялась даже получать на Кизлярском хлебозаводе хлеб по накладным. На мосту через Кубань погиб от огня диверсантов, переодетых в нашу форму, политрук Петухов. А встреча самого Бойко с вражескими диверсантами произошла в Сальских степях.
Ростов тогда был уже наш, дела на фронте шли успешно, а вот с подвозом боеприпасов и прочего имущества дело обстояло туго. А тут еще проблем подкинула зима. На юге России она выдалась тогда морозной, и баржи, которые осуществляли подвоз, вмерзли в лед. Многое на этих баржах - взрывчатка, продукты - предназначалось для 3-го железнодорожного батальона. Чтобы вывезти все это со станции Курмоярской (близ Котельниково), снарядили команду. Старший - Бойко. Дали ему два десятка бойцов, мандат, мотодрезину с двумя платформами и грузовик. Путь - 600 километров по Сальским степям. Мороз минус сорок, снегу по пояс.
- Ехали порожняком быстро, - вспоминает Антон Савельевич. -Не так далеко от Котельникова вижу, что-то не то. Встречает нас целый отряд милиции, все вооружены. Окружают, винтовки наготове. Думаю, что за провокация?! Командую: "Всем рассредоточиться, занять оборону". Хлопцы у меня крепкие, кадровые, в основном - петрозаводцы, еще с финской воюют. До выстрелов, слава Богу, дело не дошло. Разобрались. Оказалось, что в техроте на дрезину посадили не железнодорожника, а водителя грузовика. Вот и проехал рядовой Ткаченко две станции до Котельникова на красный свет. Здесь же, приняв такую информацию, милиция приняла отряд за группу диверсантов. Помог нам мандат.
Грузовик с охраной отправился обратно своим ходом. Имущество, взрывчатку погрузили на платформы "под завязку". На обратной дороге
сначала загорелись буксы на одной из платформ. С помощью местных путейцев проблему решили.
Ночью прибыли на Куберле. Бойцы спали. Часовой нес охрану. Антон Савельевич пошел к дежурному по станции. Тот в присутствии Бойко дал команду стрелочнику с третьего пути пропустить дрезину на Тихорецкую после того, как по первому пройдет состав с нефтью.
- Вернулся я на дрезину, - вспоминает Антон Савельевич. - Сижу
в кабине. Подошел часовой Александров на доклад. И тут я почувствовал,
что приближается паровоз. Инстинкт сработал мгновенно. Схватил часо
вого, и вместе с ним мы полетели на насыпь.
Дальше оба стали свидетелями страшной трагедии. Состав с нефтью на полной скорости врезался в дрезину с платформами. Паровоз и три цистерны, подмяв под себя дрезину, свалились под откос, но не загорелись. Все спавшие солдаты, а их было 13 человек, погибли. Что творилось в душе Бойко в тот момент, можно только представить. Выхватив пистолет из кобуры, он побежал в помещение дежурного по станции.
- Я хотел застрелить его, - говорит Антон Савельевич, - но дежур
ный упал на колени и твердил о своей невиновности. Ведь и на самом де
ле при мне он дал совсем другую команду стрелочнику. Значит, стрелоч
ник. ..
Стрелочника обнаружили наутро в десяти километров от станции. Хотел уйти на лыжах. Он оказался агентом, завербованным немцами. Диверсант думал, что на дрезине передвигались большие военные чины. Это практиковалось в то время, поэтому и решил устроить крушение.
Своих ребят Антон Савельевич похоронил на станции Куберле. Лежат они в Сальской степи и по сей день. А памятного знака здесь нет до сих пор. Спасенный же часовой Александров дошел вместе с Бойко до самого Берлина...
Незванные гости
О победе Антон Савельевич и его сослуживцы узнали рано утром от начальника штаба бригады полковника Михайлика. Патронов для победного салюта тогда не жалели.
Берлин и вся Германия стали местом, где пересекались судьбы многих людей самых разных национальностей: французов, поляков, англичан, американцев. Ветеран вспоминает, что американские солдаты отличались сильной коммерческой хваткой. Рядовые, сержанты и даже офицеры продавали возле рейхстага модные тогда часы - "цилиндры", подрабатывали на "виллисах" частным извозом.
Снимок, который вы видите на с. 30, сделан самим Антоном Савельевичем. Случайная встреча - американские солдаты и русские военные железнодорожники. Союзники и победители.
Произошел с автором снимка в послевоенной Германии любопытный случай. Он получил путевку для лечения в санаторий "Империал" в Карловых Варах. Шикарное место, лучшие минеральные источники. Говорят, даже Гитлер сюда заезжал водички попить. Теперь здесь залечивали раны советские офицеры. Как-то Бойко и два офицера-кавалериста решили поехать на экскурсию по южной Германии. Поездка проходила прекрасно. По пути заехали на аккордеонную фабрику и приобрели там всего за 80 марок модные тогда инструменты. На обратном пути трофейный "мерседес" неожиданно для его пассажиров задержали американцы. Потребовали пропуск. Его не было. Оказалось, что води гель по незнанию заехал в американскую оккупационную зону. Обращались американцы деликатно. Оружие никто не вынимал.
- А свое мы бы и не отдали! - улыбаясь, сказал Антон Савельевич. - Предложили нам проехать для выяснения обстоятельств в штаб американской дивизии. Мы согласились. Честно признаться, даже любопытно было глубже в их территорию вклиниться.
Дали сопровождающего и - к союзникам в тыл! Штаб дивизии располагался в санатории, подобном "империалу". Каково же было удивление советских офицеров, когда на КПП навстречу им поднялся американец-дежурный и на чистейшей русском языке представился. Оказалось -эмигрант.
"Пленников" сразу же препроводили в ... ресторан на ужин. Антон Савельевич даже меню вспомнил: картошка отварная, овощные консервы, кофе со сливками. Запомнился и хлеб. Белые, необычайно высокие
булки - на вкус, как вата. Спиртного не предложили, но это не помешало дружескому общению. К тому же среди американцев оказалось много эмигрантов русского и украинского происхождения, хорошо знавших наш язык.
После ужина офицеров принял начальник штаба американской армии. Сказал, что все будет "о-кей" и проблем у русских союзников больше не возникнет. Правда, в разговоре ненавязчиво намекнул, что советские офицеры, если захотят, могут остаться в "гостях" подольше и даже... навсегда.
Но на кофе со сливками Антон Савельевич не польстился, о чем не жалел никогда.
Александр ЛЕВЧЕНКО.