Церковь Рождества Богородицы Стародубский район Брянской области
Церковь Рождества Богородицы. Монументальный усадебный храм периода раннего классицизма, в архитектуре которого чувствуется влияние украинского барокко. Крупное центрическое здание с оригинальным четырехлепестковым построением (отдельно стоявшая колокольня утрачена) имеет массивные кирпичные стены, оштукатуренные снаружи и внутри.
В пространственной композиции отчетливо проявляется зависимость от украинских храмов кон. 17 - 18 в. Это высокий крестообразный двухъярусный объем с закругленными рукавами и небольшими (достигают лишь первого яруса) прямоугольными пристройками в углах между ними. Над средокрестием возвышается большой световой восьмерик с восьмигранным куполом, увенчанным миниатюрной главкой на граненом постаменте.
Воронок. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Колодезки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм в селе существовал уже в ХVIII-ХIХ веках. В конце XIX века из-за обветшалости был упразднен. В 2000 году приход был открыт в здании бывшего дома культуры, которое было отремонтировано и переоборудовано под храм.
Монументальный усадебный храм периода раннего классицизма, в архитектуре которого чувствуется влияние украинского барокко. Крупное центрическое здание с оригинальным четы-рехлепестковым построением (отдельно стоявшая колокольня утрачена) имеет массивные кирпичные стены, оштукатуренные снаружи и внутри. В пространственной композиции отчетливо проявляется зависимость от украинских храмов кон. 17 - 18 в. Это высокий крестообразный двухъярусный объем с закругленными рукавами и небольшими (достигают лишь первого яруса) прямоугольными пристройками в углах между ними. Над средокрестием возвышается большой световой восьмерик с восьмигранным куполом, увенчанным миниатюрной главкой на граненом постаменте. Основу классицистически строгого декора фасадов здания составляют одинаковые по рисунку антаблементы с тонко профилированным карнизом и рядом прямоугольных нишек-ширинок во фризе, завершающие каждый из ярусов и восьмерик. Стены членят широкие пилястры, более крупные и рустованные в нижнем ярусе, суженные и украшенные по всей высоте узкой с остроугольным верхом филенкой в верхнем; на восьмерике пилястры расположены прямо на углах. Крупные оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены своеобразными наличниками в стиле украинского барокко (в настоящее время большей частью срублены): двойная плоская тяга свободно обегает вокруг окна, образуя лучковые фронтоны с уступами на углах, замковыми камнями и "ушами". Идентичную форму имеют и порталы в центре трех рукавов креста (кроме восточного). Внутреннее пространство храма отличается подчеркнутым вертикализ-мом. Высокие рукава креста с коробо-выми сводами и конхами над апсидами полностью открыты в подкупольную часть с восьмериком на плоских паруах, завершенным куполом. Небольшие угловые помещения с крестовыми сводами соединены с рукавами арочными проходами, превращая мощные угловые пилоны в первом ярусе в столбы, а сам храм на этом уровне в четырех-столпный. В юго-восточном помещении располагался придел Михаила Архангела. Узкая внутристенная лестница справа от главного, западного входа ведет на хоры. Прежняя богатая внутренняя отделка храма, включавшая настенные росписи мастеров-итальянцев, не сохранилась.
В селе Понуровка сохранился храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1778 году на пожертвования Елены Миклашевской на месте существовавшего ранее деревянного.
По предположению известного знатока старины Г. Лукомского, храм был построен по проекту архитектора Дж. Кваренги. В настоящее время храм находится в запустении. Богослужения совершаются в домовом храме, освященном по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта 15 сентября 2004 года.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
Церковь Рождества Богородицы (1778 г.) представ-
ляет собой крупное центрическое здание с оригиналь-
ным четырехлепестковым построением (отдельно
стоявшая колокольня утрачена), имеет массивные
кирпичные стены, оштукатуренные снаружи и вну-
три. Она является сложным сооружением, в котором
классический декор сочетается с объемно-плановой
структурой, характерной для более раннего украин-
ского барокко. Сейчас купол один, центральный, но
не исключено, что их было или предполагалось пять;
четыре дополнительных располагались крестообраз-
но вокруг главного.
Характерной особенностью является чёткое
членение горизонтального массива поясом на два
этажа, с рядом окон в каждом, хотя изнутри все
пространство открыто снизу доверху. Наружные
объемы украшены многочисленными пилястрами,
к тому же по первому этажу они рустованные, что
типично для классицизма. Как утверждает местное
предание, внутри храм был расписан живописца-
ми, вывезенными из Италии. От росписей остались
кое-где следы. В целом памятник очень интересный,
и прискорбно, что он длительное время находился в
аварийном состоянии.
Село расположено на речке Рёвне в 25 километрах
от Стародуба на юг. Понуровка возникла в 1663 году
как поселение раскольников. Его название связы-
вается в местной легенде с именем Понура – отца
сказочного трудолюбивого Бути, который вместе со
своей красавицей женой Рёвой основали поселение.
Раскольники отсюда были удалены cтapодубским
полковником Семеном Самойловичем, завладевшим
селом. Затем селом владел его брат Яков, а с 1687 г. по
1893 г. – Мазепа. После него Понуровка была «отдана»
Михаилу Миклашевскому, род которого владел селом
и усадьбой в нем до 1917 года. В течение ХVIII – нача-
ле XIX века в селе сложилась классическая русская
усадьба. Несколько поодаль от неё, на другом берегу
крупного искусственного озера находится Троицкая
церковь.
Пятовск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
с. Сергеевск расположено в 10 км к северо-западу от г. Стародуба на р. Бабинец. Впервые упоминается в 1633 г. (под назв. Сергеевщина) как село с униатской церковью Св. Троицы. Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы упоминается с XVIII в.. Церковь закрыта в 1940-е годы. По воспоминаниям старожилов, была действующей в период немецкой оккупации 1941-1943 гг. Храм снесен (точнее, скорее всего перестроен). В храме с 1960-х гг. действовала библиотека, потом клуб с кинозалом. С начала 2000-х гг. в полном запустении. В сентябре 2012 г. стараниями местных жителей рядом с храмом возвигнут поклонный крест.