СтраницаБЛАГОТВОРИТЕЛИ ШВЕДОВЫ

НОВОЗЫБКОВСКИЕ КУПЦЫ БЛАГОТВОРИТЕЛИ ШВЕДОВЫ

НОВОЗЫБКОВСКИЕ КУПЦЫ – БЛАГОТВОРИТЕЛИ ШВЕДОВЫ

Русское купеческое меценатство, окончательно исчезнувшее вместе со своей «прекрасной эпохой» в горниле войн и революций XX столетия, – это наш уникальный и неповторимый социальный феномен. Согласно исследованиям историков, появление меценатства в России относится к XVIII веку. В отличие от западных отечественные благотворители рассматривали личные успехи и материальный достаток как дарованный Господом дар свыше. В связи с этим многие из них стремились скрыть свое имя, не афишировать заслуги, а делать добрые дела и оказывать помощь тайно. По этой причине традиция благотворительности в России стала делом благородным. Представители купеческого сословия становились меценатами с учетом знания всех сторон жизни с самого ее дна. Зачастую являясь настоящими знатоками искусства, коллекционерами картин, скульптур и предметов старины, русские купцы с большой щедростью отдавали личные средства на постройку театров, больниц, музеев, учебных заведений. Много жертвовали на строительство храмов и монастырей, богоугодных заведений. По подсчетам специалистов, в начале XX века в России насчитывалось около 11000 благотворительных учреждений. При этом 75% их средств формировалось на основе добровольных пожертвований частных лиц. С детства я знала, что жившие на рубеже XIX– XX столетий в Новозыбкове известные купцы и меценаты Шведовы являются моими предками. Слышала рассказы о знаменитом доме Шведовых по улице Комсомольской, 1, в котором сегодня располагается Дом детского творчества. И даже о том, что когда-то существовал подземный ход, соединявший дом с часовней, где представители этой фамилии могли уединенно молиться. В некоторых архивных документах в зале искусств городской библиотеки содержатся сведения о Шведовых, их деятельности и наследии, оставленном Новозыбкову. Имеющаяся в этих материалах информация позволила написать настоящую заметку. Большой интерес вызывает «Отчет о деятельности исполнительной комиссии по раздаче денег, завещанных умершим Иваном Львовичем Шведовым для бедных, за время с 14 декабря 1895 года по 1 января 1898 года». Составлен новозыбковским головой Григорием Волковым. Поражает сумма, выделенная купцом I гильдии Иваном Шведовым для раздачи бедным после его смерти, и то, как серьезно и скрупулезно занималась этим завещанием специально сформированная комиссия. Иван Шведов умер 30 декабря 1889 года. Однако еще при жизни распорядился: «…капитал в 100 тыс. рублей раздать бедным в городе Новозыбкове и других местах на поминовение души его». Для той же надобности также была завещана и сумма, полученная в качестве выручки от продажи вин. В связи с этим душеприказчики купца Абросимов и Петухов 15 сентября 1895 года обратились в Новозыбковскую городскую Думу с заявлением о принятии названных сумм для их дальнейшего употребления согласно воле жертвователя на следующих условиях: – 7000 рублей – передать в распоряжение черниговского губернатора для раздачи бедным жителям Чернигова или на благотворительные учреждения того же города; – выделить общественным управлениям: по 2000 рублей – в посады Митьковка, Климово и Клинцы; по 1000 рублей – в Стародуб, Погар, Семеновку, Чуровичи, Злынку, Лужки, Елионку, Воронок, Городню и Ветку; по 500 рублей – в Гомель, пос. Шеломы, Перевоз и Святск; – 2500 рублей – раздать бедным родственникам покойного; – 3200 рублей – передать служившей у Шведова прислуге, сторожам и заведовавшим его имуществом; – более 47000 рублей, вырученных от продажи вина (с процентами), – израсходовать на бедных жителей Новозыбкова. Расходование капитала Дума поручила уже упомянутым Абросимову и Петухову под руководством Волкова. По данному вопросу в течение 3 лет прошло 99 заседаний, рассмотрено более 2700 прошений горожан и 90 просьб родственников покойного. При этом большая половина из них была удовлетворена. На средства Шведова назначались постоянные пособия (в виде пенсий), временные (на зимний период) и единовременные. Постоянные пособия выплачивались старикамкалекам и на содержание подкидышей. Временные оказывались лицам, имеющим нужду (для оплаты за покупку дров, при сокращении заработка). Таким пособием пользовались сироты, многодетные, а также семьи с увечными и больными. Разовое пособие выдавалось для оплаты повинностей, лечения в больнице, ремонта жилища, колодцев. Семьи, в которых работник страдал пьянством, получали помощь одеждой и продуктами. В завещании отдельно оговаривались суммы, которые, согласно воле жертвователя, были переданы в другие города и села, выплачены ранее служившим у Шведова людям и родственникам. В 1885 году Шведов пожертвовал крупную сумму на строительство в городе больницы и богадельни. Щедростью славились и сыновья Ивана Львовича, в особенности почетный гражданин Новозыбкова Афанасий Шведов. Более десятка добротных основательных зданий, построенных на его средства, до сих пор исправно служат городу. В начале прошлого века тротуары Новозыбкова были вымощены прочным кирпичом желто-коричневого цвета, на котором как знак качества стояло клеймо изготовителя – инициалы «А.Ш.», то есть Афанасий Шведов. Их фрагменты, еще не закрытые асфальтом, до сих пор можно увидеть у некоторых домов по улице Советской (бывшей Никольской). В 1893 году на средства Афанасия Ивановича построили первую в Злынке школу. Значительные суммы он выделял на строительство и благоукрашение часовен, храмов и монастырей. Так, в конце XX столетия за его счет в Новозыбкове была построена церковь в честь святого мученика Вонифатия. Официально – в память события 17 октября 1888 года, когда произошло крушение поезда Императора Александра III и чудесное спасение царской семьи. Сохранилось предание о том, что настоящей причиной постройки храма и его освящения в честь святого, которому молятся об избавлении от страсти винопития и табакокурения, послужил случившийся на одной из фабрик Шведова пожар. Возгорание произошло по вине находившегося в состоянии алкогольного опьянения рабочего. В результате трагедии погибло 11 человек. Афанасий Иванович посчитал себя виновным и в знак искупления решил воздвигнуть в Новозыбкове храм, посвятив его святому Вонифатию. Эта кирпичная церковь находилась по улице Чугуновской (ныне Ленина), в центре нынешнего городского сквера с бюстом генералу Драгунскому, напротив типографии. Небольшая по размерам, но очень красивая, изысканноизящная. Со всех сторон ее окружала каменная ограда с красивой кованой решеткой. Купола храма были позолочены. Внешние стены украшены изображениями святых, в числе которых образ святителя Феодосия Углицкого. Над входной западной дверью располагалась икона Воскресения Христова, написанная на стекле. Вечером внутри перед этим образом во время богослужения зажигали огонь, в результате чего получалась чудная картина – он сиял и оказывал благостное влияние на смотрящего. Внутри храм расписали библейскими сюжетами. Иконостас великолепен – весь в золоте, резной работы. Подоконники и солея мраморные. Хотя храм был небольшой, на каждого он производил впечатление потрясающее. Даже старообрядцы с удовольствием посещали и осматривали его. Храм освятил в 1896 году епископ Черниговский и Нежинский Антоний. После прихода к власти большевиков судьба этой церкви оказалась печальной. В 1922 году на основании постановления городской рабоче-красноармейской конференции и ряда постановлений горсовета Вонифатьевская церковь была изъята как «никем не используемая и не посещаемая верующими», а затем приспособлена под детскую площадку с читальней. В 1932 году храм с находившимися на его территории захоронениями Шведовых окончательно разорили и уничтожили, поскольку, согласно резолюции тогдашних властей, он «мешал проведению демонстраций». До наших дней сохранилась лишь принадлежавшая храму часовня, которая в начале текущего столетия была возвращена верующим. Вот как новозыбковский художник Дориан Сулоев описал ее в своих воспоминаниях: «Часовенка, что была возле храма, осталась цела, исчезла лишь облицовка, пропало кое-что из рельефа. Она была выложена очень хорошо, в полкамня, все швы проработаны графитом. Рядом с одноглавой часовней лежал мрамор, чуть поодаль – могилы. Я видел открытку 1905 года с изображением часовни: создавала особое впечатление красивая ограда, вход из чугунного литья – настоящая кузнечная работа. Такую сейчас не встретишь в современных строениях». Также Афанасий Шведов подарил городу построенную на его средства каменную часовню (каплицу) для особо почитаемой в Новозыбкове чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия», здание церковно-приходской школы при Никольской единоверческой церкви. Много помогал Малиноостровскому Рождества Пресвятой Богородицы единоверческому женскому монастырю, что был когда-то у реки Ипути недалеко от рабочего поселка Вышков. Вокруг монастыря возвел ограду (говорят, что на нее ушло более полумиллиона штук кирпича!). Однако в 20-х годах прошлого столетия ограду ту разобрали, а весь кирпич на подводах привезли в Новозыбков для строительства спичечной фабрики «Малютка» и городской больницы. Полюбился Афанасию Шведову Малинов Остров настолько, что в 1894 году он построил там себе дом для летнего пребывания. Жил в этом святом месте со своей больной женой Анастасией каждое лето до самой смерти. В 1895 году пожертвовал бедному средствами Максаковскому Троицкому единоверческому монастырю крупную сумму – 1000 рублей, за что епископ Черниговский и Нежинский Антоний выразил купцу благодарность. В 1905 году выделил деньги для росписи главного собора и золочения куполов храмов Климовского Покровского монастыря. Говоря о Шведовых, следует сказать и о действовавшей в начале прошлого века в Новозыбкове церковно-приходской школе имени Императора Петра I (располагалась в конце улицы Чугуновской (ныне Ленина) во дворе «городской имени Шведова богадельни»). Попечителем в ней состоял родной брат Афанасия Ивановича – Михаил Шведов, который выстроил и содержал школу в Добродеевке Новозыбковского уезда, открытую 1 октября 1896 года. Он же принимал активное участие в строительстве в Новозыбкове старообрядческой деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившейся на нынешней улице Первомайской (не сохранилась). Семейство купцов Шведовых безусловно заслуживает добрую память потомков за их искреннее служение ближнему, активную и плодотворную деятельность, заботу о благоустройстве Новозыбкова на рубеже XIX–XX веков и повышение уровня жизни местного населения. Хочется верить, что поддерживаемая этим купеческим родом традиция меценатства сохранится на нашей земле и спустя более 100 лет найдет свое достойное продолжение в лице состоятельных граждан. Юлия АФОНИНА, г. НОВОЗЫБКОВ.