СтраницаБИПКРО

 

БИПКРО: задачи и перспективы

Одно из направлений модернизации образования — переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Методическим центром этой деятельности является Брянский институт повышения квалификации работников образования.

О состоянии этой работы, её результатах в 2012 году и перспективах беседуем с ректором БИПКРО кандидатом педагогических наук, доцентом Иваном Пихенько.

Иван Николаевич, любое дело тре­бует системного подхода. О необходимо­сти такого подхода при решении пробле­мы повышения квалификации и говорить не приходится. Есть ли система, план дей­ствий у БИПКРО?

—Наш институт планирует работу, ис­ходя из требований и содержания нацио­нальной образовательной инициативы «Наша новая школа». А импульсом к работе в этом году послужил комплекс мер по реа­лизации программы модернизации регио­нальной системы школьного образования в соответствии с соглашением между Мини­стерством образования и науки РФ и адми­нистрацией Брянской области. Мы напра­вили в Тверь первую группу тьюторов — 50 преподавателей основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), чтобы они полу­чили необходимые знания и были готовы обучать школьников.

Задача повышения квалификации стоит и перед другими предметниками. БИПКРО участвует в её решении?

—Безусловно. Проект этот очень мас­штабный. То, что департамент по итогам конкурса поручил реализацию его нам, вы­зывает чувство благодарности и укрепляет во мнении, что наш институт воспринима­ют как методический центр, работающий в целях того, чтобы педагоги не оставались без ответов на свои вопросы. Мы всегда го­товы оказать помощь и на курсах, и благо­даря возможностям Интернета. У нас есть свой сайт, действует учебно-методический портал, на котором педагог может получить любую информацию.

В чём сложность проекта. реализация которого доверена вам?

—Мы проводим работу по повышению квалификации учителей-предметников и руководителей образовательных учрежде­ний. И в этом объёмность проекта, который отражает намерения директора департа­мента образования Владимира Оборотова ставить во главу утла в период внедрения новых образовательных стандартов в на­чальной школе (а через некоторое время и в основной) задачу подготовки квалифици­рованных кадров, отвечающих требовани­ям новых стандартов и готовых к их реали­зации. За последние годы такого большого проекта по повышению квалификации не было. И это только начало...

Теперь о сложностях. Департамент включил в числе прочих в этом году и та кое требование к исполнителям проекта — организовать образовательную миграцию.

Это значит, что учителя и директора школ должны пройти стажировку на базе образовательных учреждений — победите­лей национального проекта «Образование», которые демонстрируют инновационное развитие. Стажировка должна пройти не только на территории Брянской области, но и за её пределами.

Сама идея образовательной миграции не нова. Она отрабатывалась ещё года три тому йазад нашим институтом во время уча­стия в федеральной программе «Современ­ный образовательный менеджмент», в рам­ках которой проходила образовательная миграция. Мы направляли наших школьных директоров в Орловскую, Калужскую и Смо­ленскую области на стажировку и, в свою очередь, принимали представителей школь­ного управленческого корпуса этих регио­нов, а также Тверской и Курской областей.

Наверняка, помимо образователь­ной миграции есть и другие направления, о которых можно сказать, что они не только на бумаге и в планах...

—На уровне федерации утверждена це­левая программа развития образования на 2011-2015 годы. Программой предусмотре­но создание федеральных стажировочных площадок по распространению иннова­ционного опыта в соответствии с задача­ми стратегии «Наша новая школа» по до­школьному образованию и организации государственно-общественного управле­ния образовательными учреждениями. Наш институт вышел с предложением к регио­нам, где такие стажировочные федеральные площадки уже имеются и действуют, начать сотрудничество в области повышения ква­лификации педагогов. В итоге нам удалось пригласить педагогический лекторский со­став федеральных площадок Воронежской области и города Ростова-на-Дону кото­рые провели в 2011 году курсы повышения квалификации для учителей математики, русского языка и работников дошкольно­го образования школ и детсадов области. В этом году мы продолжили работу в этом направлении.

А осуществима ли такая услуга, как обучение педагогов непосредственно на стажировочных площадках?

Если есть муниципальная финан­совая поддержка и понимание важности и роли обучения педагогов, такой вариант реален. Такое понимание проявили, к при­меру, глава администрации Брянска Сергей Смирнов, председатель комитета по образо­ванию Брянского горсовета народный учи­тель директор Центра образования Игорь Афонин и начальник Брянского городского управления образования Тамара Корбанович, которые откликнулись на предложение БИПКРО организовать обучение препода­вателей города в Ростове-на-Дону. Муници­палитет нашёл для этого средства. Обучение же запланировано двухступенчатое. Неде­ля на повышение квалификации на базе БИПКРО и недельные курсы на базе ростов­ского института повышения квалификации. Обучение уже завершено.

Есть ли у нас возможности для обучения педагогов других регионов?

—Мы активно участвуем в конкурсных процедурах по повышению квалификации не только своих педагогов. Ныне нами ре­ализуются три совместных с Тверской об­ластью проекта. Но этому предшествовало участие в открытом аукционе по профес­сиональной переподготовке руководите­лей общеобразовательных учреждений, по повышению квалификации школьных команд и учителей начальных классов, в котором нам удалось победить. По выше­названной проблематике, объединённой одной целью — обучить работать по новым федеральным государственным стандартам начального и общего образования, мы и бу­дем обучать учителей из Тверской области. Обучение уже идёт.