ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ ГАЗЕТЫ "БЕЗБОЖНИК"» В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ
События 1917 года легли в основу нового периода взаимоотношения церкви и государства. Новая власть взяла курс на борьбу с Православной церковью. Первоначально борьба шла путём репрессий, но это не принесло ожидаемого результата. Наоборот., общество стало сплачиваться вокруг церкви и священников. Потерпев неудачу в попытке уничтожить церковь путём репрессий, власть вынуждена была перейти к длительной и планомерной борьбе. С этой целью и было создано «Общество друзей газеты "Безбожник"» (ОДГБ).
В декабре 1922 г. в СССР стала издаваться газета "Безбожник", инициатором создания которой являлся Е.Ярославский. Через месяц начал выходить журнал «Безбожник у станка». Вокруг этих изданий и начала строиться антирелигиозная работа. «Безбожник у станка» сплотил московских безбожников, создавших осенью Московское общество безбожников. А в августе 1924 г. в Москве состоялось первое собрание корреспондентов газеты «Безбожник», на котором был избран президиум Центрального совета ОДГБ во главе с Ярославским и утверждён временный устав общества.
ОДГБ объединяло всех противников религии. Главной целью Общества являлась антирелигиозная пропаганда, однако при её проведении членам общества не рекомендовалось грубо оскорблять религиозные чувства верующих. Надо отметить, что ОДГБ стремилось не только создать безбожного человека, но создать человека ведущего здоровый и прогрессивный образ жизни. Члены общества призывались отказаться от наркотиков, водки и самогона, распространять грамотность, применять в крестьянском хозяйстве новые технологии и т.д., так как «... лучшей агитацией за идею общества является пример личной жизни».
С этого времени Агитационно-пропагандистский отдел Брянского Губкома активно участвовал в создании ячеек СБ в губернии и его отчёты помогают проследить динамику развития общества на Брянщине. В отчёте за апрель, май и июнь 1925 года сообщается: «...по губернии организована сеть ячеек союза «безбожник» с общей численностью в 930 человек, рост ячеек союза продолжается непрерывно... Для руководства антирелигиозным движением избрана антирелигиозная комиссия при АПО ГК...». В ходе подведения итогов годовой работе на XII Губпартконфе ренции, Брянский Губком сообщал, что: «К концу отчётного года насчитывалось в губернии 45 ячеек союза безбожников. По данным на 1 января 1927 года ячеек СБ насчитывалось 57, а членов союза безбожников 1256 человек. Из приведённых данных видно, что хотя численность СБ и росла, но рост шёл крайне медленными темпами. Это объясняется тем, что большинству населения цели и задачи ОДГБ были чужды.
В том же докладе на XII Губпартконференции, Губком сообщил, что при организации ячеек СБ первостепенное внимание уделялось сектантским районам и деревне. Таким образом, власть стремилась создать свои опорные пункты в тех районах, где были сильны традиционные ценности, где политика партии большевиков в отношении религии, да и других нововведений связанных с «новым бытом» вызывала наиболее сильное противодействие.
Так как ОДГБ являлось проектом власти, то партия большевиков постоянно и активно участвовала в её появлении и развитии во всех регионах. В отчёте Агитационно-Пропагандистского отдела Брянского Губкома за период с 1 июля 1925 года по 1 октября 1925 года отмечалось что: работа ОДГБ была согласована с партийными и комсомольскими ячейками, а также Губернскому комитету молодёжи, которых заставляло многих слушателей сомневаться в некоторых деталях - хвост у зародышей, расстояние до солнца и т.д.)» докладе о поездке отмечены и проблемы, с которыми приходилось сталкиваться созданным ячейкам. В частности, в селе Красное где ячейка СБ существовала 3 недели, «...было всего 2 собрани. Работы пока мало. Разбор писем и только, нет средств, литературы. В селе Пониковица, где ячейка была создана в присутствии Старцева «...пришло 15 человек, почти исключительно комсомольцы. Выяснилось, что желание организовать ячейку СБ есть. Собрани было оформлено. Были прочитаны доклады, даны материалы инструкции. Записалось в ячейку 13 человек, в том числе секретарь ячейки РКСМ и учитель. Средств, литературы нет. Условия для работы трудные. Комсомольцы — актив деревни разбросан по сёлам и хуторам за 3, за 5 вёрст от Пониковиц». В Городе также организована ячейка, но записались в неё только коме мольцы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная трудность созданной организации, главная проблема всех появлявииихо ячеек заключалась в отсутствии поддержки со стороны местного населения, прежде всего крестьянства. Из-за нежелания населения вступать в создаваемые ячейки, они в основном состояли из партийцев и комсомольцев, при очень небольшом количестве беспартийных граждан, а это вело как к постоянной нехватке средств в ячейках, так и к отсутствию активной работы.
Понимая это, Губсовет СБ в своём письме от 4-го января 1926 года всем Уездным советам и Ячейкам СБ предлагал «искать все пути для изыскания средств». На эти средства необходимо было приобрести библиотечку и несколько экземпляров газеты «Безбожник». Также Губсовет требовал вести кампанию по подписке на письма по самообразованию, которые стоили 15 копеек. Ячейки же СБ получали их бесплатно.
Надо отметить, что цели и важность создания ячеек не понимали не только рядовые жители, но и местные низовые власти, например, в Городце на 19-е января был назначен доклад и диспут со священником, но «...утром Предсельсовета пришёл с секетарём и бумагами. Приготовив крестьян этим приготовлением разговором к решению общественных дел, он поставил вопрос голосование, и крестьяне отказались слушать доклад, решив заняться общественными делами...
Подводя итог работы общества за первый год надо сказать, что открытая борьба с религией: аресты священников, закрытие храмов и монастырей, изъятие церковных ценностей и другие меры репрессивного характера не принесли положительного результата, а наоборот сплотили верующих вокруг церкви. Поэтому новый проэкт власти был связан с созданием организации, которая должна была пропагандировать новый образ жизни, имеющий в основе новые ценности, не связанные, а активно противопоставляемые православной церкви. Для создания ОДГБ были активно использоованы административный и властный ресурсы, но цели данного общества были чужды большинству населения России, остававшевося верующим, отсюда, и те колоссальные сложности, которые возникли перед новой организацией.