Церковь Михаила Архангела Климовский район Брянской области
Село Могалевцы Климовского района Церковь Михаила Архангела
Село Могилевцы расположено в шести километрах от районного центра Климово на речке Чадице.
В некотором отдалении от жилых домов, в окружении старинных деревьев кладбища, перед зеркалом озера, образованного на речке Чадице и разделявшего село на две части, находится Михайловская церковь. Обилие зелени, в которой утопают деревянные избы, объединяет застройку с природой. Здание церкви составляет неотъемлемую часть этой природной картины и как бы срослось с ландшафтом.
Постройку церкви можно отнести к 1780-90 годам, когда архитектура классицизма распространилась по территории России. Желая не отстать от архитектурных веяний века, безвестные строители создавали деревянный храм по подобию классицистических образов каменной архитектуры. Настолько новизна чёткого и ясного стиля пришлась по вкусу тогдашнему обществу. Посвящением церкви Архангелу Михаилу в Могилевцах увековечивали память о победах русских войск в Русско-турецкой войне - ведь этот святой почитался предводителем небесного воинства и, как тогда полагалось думать, имел сопричастие к земным ратным делам. Таким образом, отдаленный памятник как бы становился участником русской истории.
В планировочном отношении Михайловская церковь не лишена своеобразия. Ее план представляет собой квадратный контур стен, расчленённый в широтном направлении на три равновеликих нефа тремя парами круглых столбов. По ширине среднего нефа с востока и запада прирублены квадратные помещения алтаря и паперти. Над последним, восточным пролётом среднего нефа внутреннее пространство вздымается вверх в световой восьмерик.
Таким образом выявлено место «настоящей» церкви. Ее положение, кроме того, закреплено по поперечной оси боковыми входами с портиками и крыльцами на фасадах. Паперть является нижним ярусом колокольни. Через неё осуществляется главный вход в церковь. Так же как и боковые входы, он подчёркнут четырёхколонным портиком с фронтоном и крыльцом с широкой лестницей, а также усилен боковыми декоративными портиками паперти.
Стены памятника рубленые, обшиты тёсом, фундаменты и цоколь кирпичные. Перекрытия - пологие цилиндрические сводчатые над нефами и восьмигранное сомкнутое над световым барабаном -деревянные. Над алтарём и папертью - плоские. Переход от четверика к восьмерику осуществлён с помощью парусов. Всё это придает большое разнообразие и богатство внутреннему пространству здания.
Церковь Михаила Архангела. 1780-90 гг. Могилевцы. Климовскии р-н
Внешняя архитектура, как сказано выше, следует каменным образцам архитектуры классицизма. Восьмерик «настоящей» церкви вырастает прямо из крыши корпуса храма. Его диагональные грани уже основных и не имеют окон. Вместе с восьмигранной сомкнуто-сводчатой крышей, барабанчиком с куполком и крестом на шаре завершения восьмерик является главным объёмом памятника. Его уравновешивает в единой композиции церкви колокольня. Последняя представляет собой поставленный на объём паперти красивый павильон-портик с пологими классическими фронтонами, по всем сторонам естественно завершающими арочные проёмы-звоны. Над фронтонами невысокий аттик, несущий полусферический куполок кровли и непременный шпиль на цилиндрической трибунке.
Декор фасадов заключается в портиках на утонённо-тосканских колоннах и в карнизах упрощённо-каменных форм. Карнизы играют весьма важную роль в этом здании. Они членят объемы и плоскости стен на красивые части, бросая контрастные тени, придают зданию пластическую выразительность. Внутренняя отделка памятника простая - стены покрашены масляной краской. Иконостас разобран и сложен в алтаре. Ни его архитектурное решение, ни живописное заполнение иконами не изучены и ждут своего исследователя, исто-рико-художественной оценки и постановки на государственный учёт и охрану.
Памятник ценен своеобразным объёмным и планировочным построением и архитектурным решением, представляющим интерес как хороший пример проникновения и отражения идей классицизма в сельском деревянном зодчестве
Село Крапивное Климовского района Церковь Архангела Михаила
Село удалено от Климова в южном направлении на двадцать километров и находится на зеленых берегах речки Крапивны.
Памятник располагается на возвышенности над дорогой в центре села. От большой дороги Климове - Чуровичи в двух километрах. Хорошо просматривается с расстояния в три-четыре километра. Тонким резным абрисом оправдывает свою доминирующую композиционную роль в прилегающем ландшафте.
Церковь построена «приходскими людьми» в последней четверти XIX века. Она рублена из брусьев на кирпичном цоколе, стены обшиты тёсом, перекрытия плоские, за исключением собственно церкви, перекрытой восьмигранным деревянным сардом. Крыши - из кровельной стали.
План церкви крещатый, несколько вытянутый по продольной оси и удлинённый приставленной к трапезной папертью под колокольней. В восточных углах креста небольшие диаконник и жертвенник. Входы - главный через паперть, боковой - через левый придел. Отдельный вход в диаконник.
Внутреннее пространство едино, над средокрестием развито вверх. В центре свода сохранилось изображение Спасителя, а по граням - сидящих апостолов.
Объёмное построение памятника очень выразительно и богато разнообразием архитектурных форм, короткая трапезная соединяет два развитых по вертикали объёма - церкви и колокольни. Объём церкви - два восьмерика на четверике. Четверик незначительно возвышен над трапезной, алтарем и приделами. Над ним невысокий глухой восьмерик. Его крутая полица-крыша служит плавным переходом к суженному стройному световому восьмерику. Ожерелье треугольных стрел-щипцов, повторенных в треугольных формах окон, обрамляет возвышенный купол. Последний увенчан фигурной трёхъярусной восьмигранной шеей с луковичной главой. В основании шеи, словно маленькое эхо, цепочка треугольных стрелок вторит этому мотиву.
Объём колокольни в подшатровой части трехъярусный. Внизу четверик и над ним два восьмерика с узкими диагональными сторонами. Крутая полица нижнего невысокого восьмерика прервана треугольными щипцами-стрелами по четырём сторонам. Восьмерик звона над этими щипцами завершен «бочками» - клеевидными объёмами, врезанными в основание шатра колокольни. Стройность шатра увеличена высокой, тонкой шеей луковичной главы. Внизу шея окружена венцом из четырёх миниатюрных кокошников на развитой полке-карнизе. В средней части шатёр прорезан «слухами» - маленькими проёмами, оформленными теремками-наличниками.
Церковь Михаила Архангела. Крапивное. Климовский р-н. Посл, четверть XIX в
Сложный ритм треугольных и килевидных форм придаёт колокольне объемную узорность, сказочность, вызывающую исторические воспоминания об «узорочье придивном» XVII века. Стены фасадов, обшитые тёсом горизонтально, вертикально и «в ёлку», украшены наложенной на них прорезной резьбой. В тимпанах щипцов заметны следы росписей.
Объёмная композиция памятника, богатая архитектурными формами, хорошо слаженная соразмерностью всех частей, ясная, с умело примененным декором из элементов древнерусской архитектуры обладает большой художественной силой воздействия на зрителя. Архитектура памятника звучит жизнерадостно и оптимистично, это один из лучших памятников архитектура XIX века на Брянской земле.
Брянская область, Климовский район, село Крапивна, церковь Михаила Архангела, 1892 год.
Церковь Михаила Архангела (с. Крапивна)
Церковь Михаила Архангела расположена в центре села, на возвышении у дороги, доминирует в окружающей застройке. Возведена в 1892 г. вместо прежней деревянной, известной с 1683 г. Стены рублены из брусьев и снаружи обшиты тесом, цоколь кирпичный. Представляет собой типичный для архитектуры юго-западной части Брянщины кон. 19 в. деревянный храм в русском стиле.
Церковь Михаила Архангела возведена в 1892 г. на месте прежней деревянной, известной с 1683 г. Построена в характерном для юго-западной Брянщины русском стиле. В настоящее время пустует, проводился небольшой ремонт.
Село Крапивное. Село известно со второй половины 17
века. Основано Рубцами. На въезде мы видим частично сохранившееся
здание церкви Михаила Архангела, которая впервые упоминалась в 1683
году. Нынешнее здание построено в 1892 году. К сожалению, оно
разрушается. Этот памятник архитектуры представляет собой типичный для
юго-западной части Брянщины деревянный храм в русском стиле.