1878 год. Многослойная сталь Брянских металлургов.
БРЯНСКИЙ рельсопрокатный железоделательный завод, принадлежавший Брянскому акционерному обществу, был одним из крупнейших предприятий Царской России, производивших- сталь и изделия из
литья. К 1878 г. он давал '/з. всей выплавляемой стали в
России. А с 1878 года по 1882 год ежегодная выработка
его составляла 2231194 пуда стали. Все остальные заво
ды Страны, кроме Путиловского, не вырабатывали половины этого количества.
Бывшие Орловско-Витебская, Грязе-Царицинскйй,
Курско-Орл'овская железные дороги снабжались исклю
чительно рельсами Брянского завода. Клепаные балки
предприятия- использовались на постройке Варшавско
го- вокзала в Петербурге, мостов по Екатерининской,-Ло-
Зово'-Севаетопольской, Орловско-Витебской, Уралйской
Курско-Харьковской- железных дорогах.
'Стали, изготовляемая Брянским заводом, была очень-Шысокого качества-и не раз ' отмечалась' на- -выставках. -Так,"' в -1882-гаду' продукция завода экспонировалась "'на Московской' выставке, где заслужили особое -'внимание образцы бессемеровского литья. Заводу была" присуждена специальная награда —. право изображать, на.своих азделрнж государственный герб Российской: .империи-«за быстрые успехи как в бессемеровании, так и в. производстве мартеновской стали и за расширение в короткое время производительности и средств завода огромных размеров, в России еще небывалых»*.
Многие изделия завода превосходили по.'.своему качеству подобные изделия иностранных фирм. Примечателен такой факт. В 1881 г. завод получил государственный заказ на изготовление стали для броненосцев Черноморского флота. Подобный заказ был сделан одновременно и Англии. При испытании партии английской стали из 170 листов 53 оказались негодными, а палубная броня Брянского завода выдержала испытание до единого листа.
Еще одним доказательством успехов отечественного оталеплявления является изобретенный в 1910 году инженером-технологом Брянского завода Александром Зиновьевичем Рожковым способ отливки многослойной стали.
Бурное развитие железнодорожного строительства з начале XX века, увеличение, скорости движения поездов . и веса подвижного состава потребовали от металлургов создания более прочных материалов для рельс, иарозо-зоз, вагонов и деталей к ним. Но увеличение прочности стали было связано с применением дорогостоящих примесей, что неминуемо влекло за собою удорожание изделий. Перед металлургами встала задача — найти такой способ изготовления рельс, крестовин, крейцкопфов и других изделий, которые удовлетворяли бы требования гарантии их прочности и требования кеммэрции.
Брянское акционерное общество активно взялось за решение этой задачи. Инженер-технолог Брянского завода А. 3. Рожков предложил новый способ изготовления стали, получившей название многослойной. 3 чем он состоял? В литейную форму, разделенную железной или стальной перегородкой, вливалась одновременно сталь разного состава. Назначение перегородок состояло не только в том, что они мешали различным видам сталк смешиваться в литье, но они в то же время служили средством связи между ними. При последующей механической обработке литья эти перегородки, представляя собой слои более мягкого железа, выдавливались из литья и слои стали разного состава приходили в прямое соприкосновение между собой. Кроме того, они благодари эластичности мешали обрабатываемому предмету из Многослойной стали разъединиться или растрескаться и уменьшали опасность разрыва во время обработки. Таким образом, получалась сталь, состоящая из нескольких слоев разной степени прочности. Комбинируя их, можно было изготовлять изделия повышенной прочности именно в тех частях, которые подвергаются непосредственной работе. Скажем, наиболее твердый слой стали шел на изготовление головки рельса или наружной части бандажа, а для нижней части — более мягкий. Получалось изделие, которое выдерживало даже повышенные, по сравнению с обычными нормами ударные испытания*.
Рельсы, бандажи, крестовины и другие изделия, изготовленные по этому способу на Брянском заводе, успешно прошли специальные испытания, проведенные управлением железных дорог.
В 1911 г. специальная комиссия Министерства путей сообщения признала, что этот способ «представляет большой интерес в смысле улучшения свойств многих изделий для железнодорожного строительства»**.
Предвидя, что новый способ отливки стали может найти широкое применение, правление Брянского общества предложило использовать их новую сталь не только на железнодорожном транспорте, но .и в артиллерии, обратившись по этому поводу в Главное артиллерийское управление и морское министерство.
Патенты на имя Рожкова были получены в США, Фракции, Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Канады.
Акционерное общество брянских заводов направило инженера-технолога Пенязева для непосредственных переговоров с представителями иностранных заводов. Прежде всего он обратился к крупному французскому обществу сталелитейных заводов Гомекур, которое заинтересовалось многослойной сталью. Стальные слитки оно предложило доставить из Брянска, чтобы провести прокатку рельс из них и необходимые испытания. В связи с этим правление Брянского общества в августе 1913 года направило письмо на имя французского министра торговли, промышленности, почт и телеграфа с просьбой разрешить ввоз во Францию необходимого количества слитков металла для производства указанных испытаний**. 23 сентября 1913 года министерство дало разрешение на ввоз 10 штук стальных болванок.
В случае удачи испытаний предполагалось произвести на заводах Гомекур отливку двухслойных болванок для рельс, которые будут уложены на линии.
К сожалению, отсутствие данных не позволяет установить, каковы же были результаты проведенных во Франции испытаний. Но успешное проведение их на родине и использование рельс из многослойной стали на русских железных дорогах дают основание предполагать, что и во Франции эти испытания дали хорошие результаты.
В Бельгии инженер Брянского завода Пенязев вел переговоры с обществом Кокерилль, которое заинтересовалось предложенным способом для отливки из многослойной стали бандажей и в то же время указало еще на одну возможность применения ее — использовать для изготовления вальцов прокатных станов. Интересно отметить, что общество Кокерилль получало большое количество патентов, которые оно даже не рассматривало. А патент на имя Рожкова сразу же привлек внимание представителей общества.
Техническое бюро Каупе и Чекалина, предложившее этот патент в США, вначале встретило возражение со стороны американского эксперта, который ссылался на то, что уже якобы «существуют подобные патенты: американских инженеров», но после тщательного изучения упомянутых патентов изобретателю многослойной стали удалось доказать, что они не имеют никакого отношения к его способу. В патентах американских инженеров! речь шла о стали, в которую введены железные решетки или трубки. Такая сталь не образует однородной массы. Многослойная же сталь Рожкова является физически однородной и состоит яз слоев, различных только по химическому составу**.
Американский эксперт был вынужден признать доводы Рожкова, а выданный в США на его имя патент доказал приоритет Брянского завода в этой области.!
Изобретение способа отливки многослойной Стали имело большое значение для того времени. Новый способ свидетельствовал о крупном успехе отечественного сталеплавления, позволившего продлить срок жизни стальных изделий. Это был ценный вклад русских металлургов в дело дальнейшего усовершенствования!изделий для железнодорожного транспорта.