Брянский край МЕСТА СЛАВЯНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (VII—IX вв)
Коренным населением, жившим с незапамятных времён на территории Брянского края, были славянские племена — вятичи, северяне, родимичи, о которых упоминается в древнейшей летописи «Повести временных лет». Эта летопись дает полную картину этнографическое го состава восточно-славянского населения в. VIII—-X вд„ в том числе и жителей Брянского края.
Вятичи, северяне и родимичи имели много, родствен» пых черт. В летописи говорится:, «Родимичи,, и вдаичн я северяне един обычай имяху».
В VII—IX вв. в общественном строе славянских, племен, населявших Брянский край, произошли важные изменения, которые были связаны с широким применением в производстве железных орудий труда. Совершился переход к пашенному земледелию появилась соха с железным наконечником, пахать стали лошадью.
«Вервь» сохраняла пережитки родового строя. Но рода в полном смысле уже не существовало. Он распался на отдельные большие семьи.
В Брянском крае сохранились остатки многих славянских поселений, укрепленных рвами и валами. Эти искусственные оборонительные сооружения дополняли естественную защиту, образованную возвышенным берегом реки или оврагом. Места подобных поселений известны под названием «городищ» (городков), которые служили административным и военным центром для расположенных вокруг него поселений, совокупность которых составляла древнеславянская «вервь». Большое количество таких городищ располагается вдоль течения всех более или менее значительных рек: Десны, Неруссы, Судости, Ипути.
Славянские поселения и, городища начала нашей эры находятся во многих районах области: Брянском, Выго-ничском (села Палужье и Лопушь), Жирятинском (село Воробейня), Жуковском (села Вщиж, Овстуг), Почеп-'ском (села Случевск, Суворове), Погарском (Юдиново, Посудичи), в Трубчевском и других.
Археологические разведки и раскопки на территории нашего края установили очень много интересного в быту и жизни славянских поселений. Большой научный интерес представляет городище (местное название «Соборная гора»), находящееся на окраине Трубчевска. Сейчас эта местность называется Загородкой. Здесь были найдены бронзовые кольца, около полсотни стеклянных браслетов, днища горшков с клеймами, ножи, зерна гречихи и ржи.
Интересно в научном отношении городище, находящееся в деревне Кветунь Трубчевского района. Рядом с городищем находится большое количество погребальных славянских курганов. При разведках и исследованиях этих курганов в 1937 и 1947 гг. были обнаружены: погребальная урна с остатками трупооожжения, бронзовые и серебряные кольца,, бусы пастовые, кусок железного обруча от ведра и другие предметы.
Большое научное и познавательное значение имеет городище, находящееся на месте теперешнего села Вщиж Дять'ковнчского сельсовета Жуковского района. На этом месте в XI—XIII вв. находился древний .город Вщнж, о котором впервые упоминается и Ипатьевской летописи под 1142 г.
Археологические раскопки, которые там производились в 1940 и 1948—1949 гг. под руководством проф. Б. А. Рыбакова, установили богатую историю Вщижа, впоследствии разрушенного татарским нашествием.
В центре городища раскопан фундамент кирпичной церкви XII века, на окраине — кузница и гончарный горн. На месте домов обнаружены печи, подполья, ямы для зерна, печеный хлеб, деревянная утварь и ручные мельничные жернова, обломки посуды, замковые ключи, кованые гвозди, железные ножи, огниво, предметы конской сбруи, наконечники стрел, железные браслеты, бусы стеклянные, бронзовый сосуд, два медных котла дружинников и много изделий из золота и серебра.
В щи ж XII—XIII веков — яркий образец высокого общего уровня и самобытности русской культуры, проявлявшейся в самых различных .областях быта и искусства.
Исторические события, происшедшие в древнем Вщи-же, нашли свое отражение в стихотворении нашего земляка поэта Ф. И. Тютчева:
«От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что, уцелело, что дошло до нас? Два три кургана видим мы поднесь... Да два-три дуба выросли на них. Раскинувшись и широко и смело, Красуются, шумят, — и нет им дела, Чей прах, чью память кроют корни их» ,