Страница7

Брянский край МЕСТА   СЛАВЯНСКИХ  ПОСЕЛЕНИЙ (VII—IX вв)

Коренным населением, жившим с незапамятных времён на территории Брянского края, были славянские племена — вятичи, северяне, родимичи, о которых упо­минается в древнейшей летописи «Повести временных лет». Эта летопись дает полную картину этнографическое го состава восточно-славянского населения в. VIII—-X вд„ в том числе и жителей Брянского края.

Вятичи, северяне и родимичи имели много, родствен» пых черт. В летописи говорится:, «Родимичи,, и вдаичн я северяне един обычай имяху».

В VII—IX вв. в общественном строе славянских, пле­мен, населявших Брянский край, произошли важные изменения, которые были связаны с широким применением в производстве железных орудий труда. Совершился переход к пашенному земледелию появилась соха с  же­лезным наконечником, пахать стали лошадью.

«Вервь» сохраняла пережитки родового строя. Но рода в полном смысле уже не существовало. Он распал­ся на отдельные большие семьи.

В Брянском крае сохранились остатки многих сла­вянских поселений, укрепленных рвами и валами. Эти искусственные оборонительные сооружения дополняли естественную защиту, образованную возвышенным бере­гом реки или оврагом. Места подобных поселений из­вестны под названием «городищ» (городков), которые служили административным и военным центром для рас­положенных вокруг него поселений, совокупность кото­рых составляла древнеславянская «вервь». Большое количество таких городищ располагается вдоль течения всех более или менее значительных рек: Десны, Неруссы, Судости, Ипути.

Славянские поселения и, городища начала нашей эры находятся во многих районах области: Брянском, Выго-ничском (села Палужье и Лопушь), Жирятинском (село Воробейня), Жуковском (села Вщиж, Овстуг), Почеп-'ском (села Случевск, Суворове), Погарском (Юдиново, Посудичи), в Трубчевском и других.

Археологические разведки и раскопки на территории нашего края установили очень много интересного в быту и жизни славянских поселений. Большой научный инте­рес представляет городище (местное название «Соборная гора»), находящееся на окраине Трубчевска. Сейчас эта местность называется Загородкой. Здесь были найдены бронзовые кольца, около полсотни стеклянных браслетов, днища горшков с клеймами, ножи, зерна гречихи и ржи.

Интересно в научном отношении городище, находя­щееся в деревне Кветунь Трубчевского района. Рядом с городищем находится большое количество погребальных славянских курганов. При разведках и исследованиях этих курганов в 1937 и 1947 гг. были обнаружены: по­гребальная урна с остатками трупооожжения, бронзо­вые и серебряные кольца,, бусы пастовые, кусок желез­ного обруча от ведра и другие предметы.

Большое научное и познавательное значение имеет городище, находящееся на месте теперешнего села Вщиж Дять'ковнчского    сельсовета     Жуковского    района.   На этом месте в XI—XIII вв. находился древний .город Вщнж, о котором впервые упоминается и Ипатьевской летописи под 1142 г.

Археологические раскопки, которые там производились в 1940 и 1948—1949 гг. под руководством проф. Б. А. Рыбакова, установили богатую историю Вщижа, впос­ледствии разрушенного татарским нашествием.

В центре городища раскопан фундамент кирпичной церкви XII века, на окраине — кузница и гончарный горн. На месте домов обнаружены печи, подполья, ямы для зерна, печеный хлеб, деревянная утварь и ручные мельничные жернова, обломки посуды, замковые ключи, кованые гвозди, железные ножи, огниво, предметы кон­ской сбруи, наконечники стрел, железные браслеты, бу­сы стеклянные, бронзовый сосуд, два медных котла дру­жинников и много изделий из золота и серебра.

В щи ж XII—XIII веков — яркий образец высокого общего уровня и самобытности русской культуры, прояв­лявшейся в самых различных .областях быта и искусства.

Исторические события, происшедшие в древнем Вщи-же, нашли свое отражение в стихотворении нашего зем­ляка поэта Ф. И. Тютчева:

«От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что, уцелело, что дошло до нас? Два три кургана видим мы поднесь... Да два-три дуба выросли на них. Раскинувшись и широко и смело, Красуются, шумят, — и нет им дела, Чей прах, чью память кроют корни их» ,