Брянск. ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
55 лет исполнится в начале декабря со дня выхода на маршрут первого в Брянске троллейбуса. Появление в городе этого вида удобного и экологически чистого транспорта приветствовали и жители, и газетчики.
«Вчера во второй половине дня началось регулярное движение на первой троллейбусной линии в Брянске... Одна за другой из депо выходят желто-зеленые машины. На них номера: 01, 02, 03, 04, 05. На каждой табличка с обозначением маршрута: «Троллейбусное депо — вокзал Брянск I». Бесшумно скользя по асфальту, машины выходят на Красноармейскую и устремляются вперед. Первые остановки. Они многолюдны...» — об этом писал «Брянский рабочий» в заметке под заголовком «Троллейбус пущен!» 4 декабря 1960 года.
Свыше двухсот восьмидесяти тысяч пассажиров перевезли за первый месяц работы троллейбусы. Их парк в то время состоял из пяти машин. В следующем году был открыт маршрут № 2: мясокомбинат — вокзал Брянск J, затем успешно построена новая, третья тяговая подстанция. Прокладывались контактные и кабельные сети. И вскоре началось движение по маршрутам № 3 (троллейбусное депо — стальзавод) и № 4 (телецентр — «Дом одежды»). Один за другим появлялись маршруты: пятый (БМЗ — силикатный завод), шестой (троллейбусное депо — бульвар Щорса), девятый (БМЗ «Северная»).
В феврале 1972 года в Бежицком районе вступило в строй новое троллейбусное депо. Оно было рассчитано на обслуживание ста троллейбусов типа ЗИУ-5. А по улицам уже катили троллейбусы: № 10 по маршруту Курган Бессмертия — Бежицкий рынок и № 11 БМЗ — камвольный комбинат. По улице Костычева, Крах-малева, Фокина и Советской с вводом в 1981 году в эксплуатацию восьмой тяговой подстанции пролег тринадцатый троллейбусный маршрут: улица Горбатова — набережная.
Закупались для города и новые машины. Если в 1960 году их было всего одиннадцать, то через 15 лет стало 173, а в 1986 году парк вырос до двухсот. Росла и протяженность троллейбусных линий. В 1975 году она равнялась шестидесяти километрам улиц, в 1986-м превышала 66.
В наши дни предприятие обеспечивает около 50 процентов социально значимых пассажирских перевозок в городе. МУП — это два троллейбусных депо, 11 тяговых подстанций, 146 километров контактных сетей, 136 троллейбусов, 30 микроавтобусов «Форд», 46 автомобилей и другой спец-техники.
Много людей вложило свой самоотверженный труд в развитие городского троллейбуса. Помнят первого начальника управления троллейбуса Героя Советского Союза А.В. Сидорова. Это его имя носит одно из троллейбусных депо. Почти двадцать лет Брянским троллейбусным управлением руководил В. Руденко.
Сейчас троллейбусное управление переживает не лучшие времена. Юбилей МУП встречает с миллионными долгами перед энергетиками. Самим троллейбусникам городские и областные власти задолжали очень приличную сумму — на компенсацию выпадающих доходов по перевозке социальных льготников. В итоге с 6 ноября были отключены от питания троллейбусы в Володарском районе. Вместо них пустили муниципальные маршрутки. Теперь троллейбусы вернули. Для большинства пожилых пассажиров троллейбусы удобнее микроавтобусов: двери в салон шире, ступени ниже, а сам салон просторнее. Да и экологии города, жители которого задыханотся от автомобильных выхлопов, «рогатые» ущерба не наносят.
Один из первых троллейбусов на конечной остановке маршрута №1 - у Вокзала Брянск-I. 1960 г.