Страница Зуенко

Анатолий Зуенко Брянск

У каждого творческого человека наступает момент, когда он «встречает­ся» со своими юбилейными датами и, хочет он этого или нет, ему приходится подводить определённые итоги своей деятельности, оценивать уже достигну­тое и, как результат, делать отчёт перед окружающими. Если он литератор или артист, то такие отчёты принимают форму творческих вечеров, если художник — персональной выставки и, как правило, ретроспективной.

Сейчас такой период переживает и Анатолий Зуенко — один из ведущих художников-графиков Брянска. Он — автор интересный, своеобразный и многоплановый. Когда сопри­касаешься с его творчеством, то «разбегаются» не только глаза, но и мысли. Не знаешь, с какой гранью его дарования в первую очередь начинать знакомиться.

И всё-таки, как мне кажется, главной визитной карточ­кой его творчества является плакат, о котором в своё время точно и ёмко сказал В. Маяковский:

Плакат должен быть ясен и прост.

Таков у плаката пост!

Взглянул на плакат — и мыслью объят.

Это и есть плакат!

И эти слова в полной мере можно отнести к Зуенко-пла- катисту. Именно в плакате он выступает наиболее весомо, ярко и новаторски. По воспоминаниям художника, решение вплотную заняться этим видом графики созрело во время учёбы в Харьковском художественно-промышленном инсти­туте, но окончательно укрепилось в середине 80-х в Доме творчества «Челюскинская» в Подмосковье, где он познако­мился с ведущими плакатистами нашей страны. Было у кого поучиться и кому показать свои опыты.

Молодого автора сразу же привлекли образная метафо­ричность, композиционная динамика, островыразитель­ный изобразительный язык плакатного искусства. Забегая вперёд, скажем, что в дальнейшем именно они и станут отличительными особенностями его работ. Их и надо брать за основу, оценивая его как плакатиста. Впоследствии, в одном из интервью, он сформулирует: «Мой принцип — мак­симум информации в лаконизме изображения». И этому правилу он следует неукоснительно.

Большое значение художник придаёт и шрифту. Как-то он сказал: «Люблю шрифтовые композиции, для меня это счастье — поиграть со шрифтом». В упоминавшихся выше «Фаворитах» историческое иссле­дование затрагивает допетровскую Русь и Россию XVIII столетия, поэ­тому в названии первая часть слова стилизована под древнерусскую вязь, вторая — выполнена четким петровским шрифтом. К месту будет сказать, что недавно на моем творческом вечере он подарил мне мой портрет. Изображение «окайм­ляет» орнаментально-шрифтовой мотив, то есть сам текст «построен» на основе древнегреческого геомет­рического орнамента — меандра, что определило всей композиции торжественно-приподнятое настро­ение.

Шрифт как таковой, как прави­ло, является и составной частью его прикладной графики (здесь следует напомнить, что Зуенко по образова­нию — художник промышленной графики, или, как сейчас эта про­фессия именуется более солидно, графического дизайна). В ней он настолько разнопланов и много­образен, что даже трудно очертить круг его интересов. Это марки, логотипы, визитки, фирменные знаки, грамоты, буклеты, эмблемы праздников, учреждений, организа­ций и многое, многое другое. Немногие знают, что тот самый герб нашей области, к котором мы так привыкли, также создан Анатолием.

В одном из интервью он обро­нил фразу, которая, я думаю, могла бы стать эпиграфом ко всему его творчеству: «...у меня каждый штрих имеет свой смысл».Такое отношение он распространяет на все виды изобразительного творче­ства, которыми занимается, но в большей степени оно характерно для его прикладной графики.

Анатолий Зуенко. График, член Союза художников СССР и России с 1989 года, Член международной ассоциации «Союз дизайнеров» с 2008 года. Заслуженный работ­ник культчры Российской Федерации.

Родился 17 нюня 1951 года в селе Вегеровка (Ровное) Путивльского района Сумской области. После службы в армии обучался в 1972—1977 годах на отделении Промышленная графика» (графический дизайн) Харьковского художественно-про­мышленного института.

После окончания института работает преподаватёлем в Ставропольском художе­ственном училище.

В 1978 году переехал в Брянск, где преподавал в художественном училище, совмещая творческую и производственную работу в мастерских Художественного фонда СССР.

С 1977 года за время преподавания в художественном училище и высших учебных заведениях подготовил десятки художников и дизайнеров, успешно работающих в Брянске, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Ставрополе, Благовещенске, Дюссельдорфе (Германия), Мессине (Италия) и в других городах ближнего и дальнего зарубежья.

В 1982—1990 годах работал художником в Брянских художественно-производствен­ных мастерских Художественного фонда СССР.

С 1990 по 1991 годы — главный художник БХПМ Худфонда СССР, исполняющий обя­занности директора БХПМ. В 1989 году вступил в Союз художников СССР, ныне — ВТОО «Союз художников России». С 1998 по 2005 года работал главным художником в Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Брянска. В 1999 году — присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры России».

С 2008 года — член международной ассоциации «Союз дизайнеров».

В выставках участвует с 1976 года, участник более 60 художественных выставок, кон­курсов и выставок дизайна разного уровня.

Работает в плакате, книжной, станковой и прикладной графике, живописи.