Страницазхо

Свенский  монастырь. Эхо московского барокко: Преображенская церковь.

Преображенская церковь начата в 1735 году и закончена строительством в 1742 году. Брянское купечество, принимавшее активное участие в Свенской ярмарке, решило внести свой вклад в «монастырское строение и украсить» ярмарочный фасад его достойным образом. Так возникла каменная над западными  «ярмарочными»  воротами церковь во имя Преображения Господня.

Известный исследователь и историк русского искусства академик И.Э. Грабарь считал автором Преображенской церкви, также как и Успенского собора,  выдающегося московского архитектора XVIII века И.Ф. Мичурина, автора первого плана Москвы и многих построек.

Этот памятник архитектуры хорошо описан в книге М. Цапенко «По равнинам Десны и Сейма»: «Композиция этой церкви очень оригинальна, ее четырехугольное основание имеет вид гульбища с открытой аркатурой мощных, даже грузных пропорций. Выше основания возведен основной массив, также четырехугольный, в котором помещалась церковь. Еще выше – восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающая главка. Основной массив наверху завершается фронтонами типично украинской формы и украшен декоративной лепкой точно такой, как это делалось в ту пору во многих строениях самой Киево-Печерской лавры. Но объемно-пространственная композиция памятника своеобразна и, насколько нам известно, аналогии не имеет».

По типу церковь является ярусным одноглавым храмом без трапезной, «восьмерик на четверике», с прямоугольным алтарем, поставлена на высоком подклете (цоколе), с трех сторон окруженным галереей – гульбищем.

Нижний ярус образован воротным проездом и галереей гульбища, опоясывающей  здание с трех сторон – кроме восточной. Вдоль северного и южного фасадов с территории монастыря поднимаются  одномаршевые белокаменные лестницы всходов на гульбище.

Второй ярус – собственно церковь с алтарем. Церковь в плане квадратная, алтарь – прямоугольный. Входы в церковь с трех сторон гульбища.

Размеры памятника по второму этажу – ширина 12,4 м, длина – 17,6 м. Ширина гульбища 3 метра. Стены и своды памятника выполнены из красного кирпича, полы из белокаменных плит, крыша железная по деревянной обрешетке. Архитектурная отделка фасадов – белокаменные детали на краснокирпичном фоне. Отдельные элементы выполнены в штукатурке. Внутренняя отделка – штукатурная.

Объемная композиция церкви развита по вертикали в несколько ярусов. Нижний ярус – это подклет с галереей гульбища. Гульбище покоится на аркаде, опирающейся на низкие массивные восьмигранные столбы. Второй ярус – двухсветный куб церкви, удлиненный к востоку алтарным приделом. Третий ярус – восьмерик церкви с куполом, несущий световой восьмигранный барабан (четвертый ярус), купол которого завершен еще одним декоративным небольшим восьмигранным барабанчиком – шейкой главки с ажурным крестом.

Ступенчато-ярусное построение памятника энергично и четко выявляет устремленность объема вверх. Эта вертикаль, вознесенная над длинной, горизонтально протяженной лентой ограды, контрастируя с нею, придает остроту композиции всего западного фасада ансамбля монастыря. Находясь в наиболее удаленной от композиционного центра ансамбля точке, вертикаль Преображенской церкви зрительно усовершенствовала весь комплекс зданий. Одновременно она являлась господствующей над большей территорией ярмарочной площади и прилегающей к ней сельской застройки.

Хотя церковь строилась в первой половине XVIII столетия, ее архитектура продолжает традиции и стиль русской архитектуры XVII века.

Элементы классической ордерной архитектуры – пилястры, порталы, колонки – переработаны на русский самобытный лад. Завершение объема алтаря выполнено в виде стилизованных древнерусских кокошников-гребешков. Подобные гребешки увенчивают и всходы лестниц гульбища. Порталы входов в церковь, сделаны из белого камня, имеют классическую основу, но выполнены полностью в духе московского барокко XVII века. Стволы «коринфских» колонок покрыты прекрасным резным узором, изображающим вьющиеся ветви с гроздьями ягод среди листьев винограда. Каждый из трех входов в церковь размещен по оси четверика и подчеркивается, кроме собственной богатой обработки, с двух сторон окнами, убранными наличниками с контрналичниками и с крутыми разорванными фронтончиками.

Оконные проемы всех ярусов сделаны со скругленными углами. Такая форма проемов придает мягкость архитектуре фасадов.

В общем, декор фасадов Преображенской церкви выглядит сдержанным. Сравнительная скромность убора компенсировалась цветовым решением – на фоне красного поля стены выделяются белокаменные детали. Некогда монастырское начальство приняло решение белить все здания, и красная стена «исчезла», унося с собой под слой извести  цветовое богатство внешней архитектуры памятника.

Облик интерьера преображенской церкви – это, прежде всего, светлое и торжественное, устремленное вверх пространство. Описание убранства интерьеров не сохранилось. О том, что стены храма внутри были покрыты росписями, свидетельствуют остатки живописных медальонов с изображением апостолов на парусах восьмерика. Безусловно, центральным красочным пятном интерьера был иконостас «гладкий, весь золоченый на полимент и живопись в нем превосходной работы». Иконостас строили московские подрядчики: «…Иван Афанасьев, Никита Иванов, и калужанин Михайла Медведев». Такая запись сохранилась в монастырской летописи.

В 1980-гг. была осуществлена профессиональная реставрация церкви, находившейся в полуразрушенном состоянии.