Страницажилищно

 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Реформирование жилищнокоммунального
хозяйства (ЖКХ) – ключевой сферы бытового обслуживания
населения – является одним из основных направлений социально экономических преобразований
как в масштабах Российской Федерации в целом, так и в отношении Брянской области в частности.
Модернизация жилищнокоммунального
комплекса проводится по таким направлениям, как: повышение
качества коммунальных услуг, переселение граждан из аварийного жилья, осуществление капитального
ремонта многоквартирных домов и инженерных сетей, обеспечение социальной поддержки и защиты малообеспеченных
слоев населения в части оплаты коммунальных услуг. Магистральным направлением
развития становится внедрение рыночных отношений в ЖКХ: переход к полному возмещению гражданами
понесенных затрат на коммунальное обслуживание, практически завершившаяся передача функций
по осуществлению обслуживания и поставке коммунальных услуг населению в частные руки. Функционирование
ЖКХ основывается на разделении выполняемых задач и организации договорных отношений
между собственниками, управляющей организацией, подрядными организациями и органами, уполномоченными
осуществлять контроль за предоставлением населению услуг необходимого качества.
По состоянию на конец 2010 года, общая площадь жилого фонда Брянской области составила 32,1
млн. кв. м., в том числе 64,5% – городской жилой фонд; величина помещений, приходящихся на одного
жителя региона, равнялась 25,2 м. кв. Жилищнокоммунальное
обслуживание в регионе осуществляют
777 предприятий и организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности.

Приватизация жилищного фонда, а также переход к рыночным отношениям в жилищнокоммунальной
сфере сопровождаются внедрением неизвестных ранее в отечественной практике подходов
к управлению общедомовым имуществом граждан. Согласно Жилищному кодексу РФ, субъектами
управления этой собственностью стали собственники жилья, товарищества собственников жилья
и жилищные кооперативы, а также управляющие организации. В настоящий момент процесс реализации
указанных институциональных преобразований в регионе находится на начальном этапе. По
данным, предоставленным Департаментом топливноэнергетического
комплекса и жилищнокоммунального
хозяйства Брянской области, по состоянию на 1 января 2011 года способ управления
общедомовым имуществом предстояло выбрать 98,9% (или 17506) многоквартирных жилых домов,
площадь которых составляла 14005,3 тыс. кв. м, т. е. 98,8% от всего многоквартирного жилого фонда.
В 2010 году в области зарегистрировано 456 ТСЖ с общей площадью управляемого жилищного фонда
2432,5 тыс. м. кв. (17,16%), 13 ЖСК, ЖК и специализированных потребительских кооперативов с
общей площадью жилищного фонда 332,4 тыс. м. кв. (2,34%) [1].
По состоянию на 1 сентября 2011 г. в Брянской области функционировало 122 управляющих
компании, большей частью сформированных за счет участия муниципальной собственности в их
уставном капитале (5 муниципальных и 65 с долей муниципального участия), непосредственно в
частной собственности находится только 52.
В рамках реализации предложенных Правительством РФ инициатив по реформированию
ЖКХ, Администрацией Брянской области был разработан и утвержден ряд нормативноправовых
актов конкретизирующего характера. В частности, предусматривается повышение ответственности
субъектов по управлению жилищным фондом, создание рейтинга и стандарта раскрытия информации
о деятельности управляющих компаний, создание саморегулируемой организации в данной сфере

Общую картину колебаний индекса цен на жилищнокоммунальные
услуги и их отдельные
элементы в Брянской области отражает рис. 1, из которого следует, что на протяжении всего рассматриваемого
периода, за исключением начала 2012 года, рост стоимости жилищнокоммунальных
услуг
происходил быстрее, чем увеличение общего индекса потребительских цен.

В настоящий момент, площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Брянской области составляет
1,7 % или 548 тыс. м. кв. За 2010 г. общая площадь капитально отремонтированных жилых
домов составила 6732,7 м. кв., что на 9,53% выше в сравнении с 2009 г. Характеризуя состояние коммунальной
инфраструктуры, можно отметить, что на начало 2011 г. протяженность уличной водопроводной
сети составляла 6420,5 км, сетей водоотведения – 685,9 км, тепловых и паровых сетей в
двухтрубном исчислении – 1264,6 км. Из этого количества нуждаются в замене более 35,1% (2251,8
километров) уличных водопроводных сетей, 25,2% (173,0 километров) канализационных сетей,
26,1% (330,5 километров) тепловых сетей. В то же время, процесс реновации изношенных коммуникаций
идет крайне медленно. Так, в 2010 году была произведена замена всего лишь 73,7 км (0,9 %)
уличных водопроводных сетей, уличных канализационных сетей – 8,6 км (0,6%), тепловых и паровых
сетей в двухтрубном исчислении – 40,3 км (3,2%). Таким образом, срок полного обновления коммунальной
инфраструктуры при сохранении текущих темпов должен составить для водопроводной сети
88 лет и срок смены изношенных водопроводных сетей – 31 год, для сетей водоотведения – 80 и 20
лет соответственно, для тепловых и паровых сетей – 31 и 8 лет соответственно. Из этого можно заключить
о недостаточных темпах реновации коммунальных коммуникаций. Высокий износ сетевого
хозяйства приводит к повышенной аварийности. В 2010 г. на паровых и тепловых сетях произошло
24 аварии (100,0% к 2009 г.) на водопроводных сетях 2714
(109,5% к 2009 г.), на канализационных
сетях – 142 (107,6% к 2009 г.).

В целом, промежуточные итоги осуществления реформы ЖКХ в Брянской области можно оценить
как положительные, в частности, успешно реализуются меры социальной поддержки населения,
стабилизированы темпы роста тарифов на жилищнокоммунальные
услуги, проводятся мероприятия по
энергосбережению. В то же время, нельзя не признать существование ряда проблем, как еще не решенных,
так и вновь появившихся в ходе реформирования: сохраняется высокий износ коммунальной инфраструктуры,
присутствует кризис неплатежей и убыточность коммунальных организаций. Результаты
деятельности управляющих организаций области можно признать неэффективными, а процесс освоения
населением новых форм отношений в сфере ЖКХ – крайне медленным. Оплата жилищнокоммунальных
услуг попрежнему
остается дорогостоящей для многих категорий граждан. В качестве
путей решения обозначенных проблем нами рассматривается дальнейшее развитие нормативноправовой
базы, внедрение новых подходов к управлению, развитие отношений конкуренции.

О ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.С. Сувеев